из опыта с педагогами детского сада
методическая разработка по теме
данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas_dlya_vospitateley_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi__microsoft_word.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДЧАС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
С января 1997г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (статья 7 пункт 3 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач выполняемых администрацией, старшим воспитателем и воспитателем группы.
К основным задачам администрации ДОУ относятся следующие:
- принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
- выяснение, какие службы в районе ( специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.
Основной задачей старшего воспитателя ДОУ в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.
- общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми;
- рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
- информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком;
- оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.
Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения являются следующие:
- - изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
- - проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско-родительских отношений);
- - овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.
Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.
С подробным описанием этой работы по всем направлениям можно ознакомиться в пособии для ДОУ «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация семьи и детского сада» Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, А.Е. Жичкина.
Жестокое обращение с детьми: что же это такое?
«Проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
- Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- - угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- - однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
По данным исследований многих стран , в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.
Вот основные из них:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери;
- теснота жилплощади и скученность членов семьи;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные и физические недостатки ребенка
- трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями (опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом. Таким родителям можно предложить анкету и по результатам диагностики проводить соответствующую работу (предлагается опросник Баса-Дарки).
Факторы риска,
которые могут спровоцировать
жестокое обращение с детьми в семье.
Вот основные из них:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение матерью только роли хозяйки дома, не работающие матери;
- теснота жилплощади и скученность членов семьи;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные и физические недостатки ребенка;
- агрессивные родители;
- трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями (опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Наказание происходит потому, что___________________________
___________________________________________________________
- Мне приходиться наказывать ребенка, когда он________________
___________________________________________________________
- Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве? Они могли: дать пощёчину, высечь ремнем, шлёпнуть по попе, ущипнуть, поцарапать, ударить кулаком, посадить в темное место, поставить в угол, поставить на колени на крупу, не разговаривать, лишить еды, лишить удовольствий, другие______________
- Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?
___________________________________________________________
- Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?_______________________________________________
- В вашей семье?_________________________________________
- Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________
_________________________________________________________
- В жене (муже)?_________________________________________
- В родителях?___________________________________________
- В себе самом?__________________________________________
ПРИЗНАКИ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ.
- Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
- Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
- Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
- У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
- Ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны.
- Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления моче -половых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
- У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
- Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
- Ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
- Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
- Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
- У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию, в том числе и сексуальному. Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание натюрморта с детьми в детском саду, для педагогов детского сада.
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу изменчивости природы....
Годовой отчёт социального педагога детского сада МБДОУ детского сада "Северяночка" 2011-2012 учебного года
Презентация о проделанной работе социальным педагогом в детском саду....
Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»
Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...
Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"
Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...