из опыта с педагогами детского сада
методическая разработка по теме

Сохач Ольга Анатольевна

данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДЧАС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                   РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

                                        ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

                     ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

      Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

   В статье 18 (пункт 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

   С января 1997г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса.

   Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.

   В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (статья 7 пункт 3 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

   Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач выполняемых администрацией, старшим воспитателем и воспитателем группы.

   К основным задачам администрации ДОУ относятся следующие:

  • принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • выяснение, какие службы в районе ( специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.

  Основной задачей старшего воспитателя ДОУ в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.

  • общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми;
  • рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
  • информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком;
  • оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.

Основными задачами воспитателя ДОУ  в работе по защите детей от жестокого обращения являются следующие:

  • - изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
  • - проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско-родительских отношений);
  • - овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.

   Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.

   С подробным описанием этой работы по всем направлениям можно ознакомиться в пособии для ДОУ «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация семьи и детского сада» Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, А.Е. Жичкина.

   

Жестокое обращение с детьми: что же это такое?

   «Проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.

     Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • - угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • - однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 4.  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

     По данным исследований многих стран , в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

    Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

    Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

Вот основные из них:

  • неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
  •  наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери;
  • теснота жилплощади и скученность членов семьи;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные и физические недостатки ребенка
  • трудный ребенок.

   В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями (опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.

    Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом. Таким родителям можно предложить анкету и по результатам диагностики проводить соответствующую работу (предлагается опросник Баса-Дарки).

                                      Факторы риска,

                       которые могут спровоцировать

                 жестокое обращение с детьми в семье.

                                    Вот основные из них:

  • неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение матерью только роли хозяйки дома, не работающие матери;
  • теснота жилплощади и скученность членов семьи;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные и физические недостатки ребенка;
  • агрессивные родители;
  • трудный ребенок.

     В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями (опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.

                          АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Наказание происходит потому, что___________________________

___________________________________________________________

  • Мне приходиться наказывать ребенка, когда он________________

___________________________________________________________

  • Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве? Они могли: дать пощёчину, высечь ремнем, шлёпнуть по попе, ущипнуть, поцарапать, ударить кулаком, посадить в темное место, поставить в угол, поставить на колени на крупу, не разговаривать, лишить еды, лишить удовольствий, другие______________
  • Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?

___________________________________________________________

  •  Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?_______________________________________________
  • В вашей семье?_________________________________________
  • Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________

_________________________________________________________

  • В жене (муже)?_________________________________________
  • В родителях?___________________________________________
  • В себе самом?__________________________________________

                                          ПРИЗНАКИ

      ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ.

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
  • У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
  • Ребенок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки и раны.
  • Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления моче -половых органов.

Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

  • У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
  • Ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
  • Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
  • Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
  • У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию, в том числе и сексуальному. Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание натюрморта с детьми в детском саду, для педагогов детского сада.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу изменчивости природы....

Годовой отчёт социального педагога детского сада МБДОУ детского сада "Северяночка" 2011-2012 учебного года

Презентация о проделанной работе социальным педагогом в детском саду....

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"

Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...