"Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника"
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Народные игры, как средство формирования двигательной
активности дошкольника»
Подготовила: инструктор по ФИЗО
Иванова Н.В.
Подвижная игра - это источник радостных эмоций, она вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость.
Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и др. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников.
Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой в настоящее время осуществляется в различных видах детской деятельности:
- игровая деятельность (народные подвижные игры);
- экскурсии в выставочные залы, театры;
- организация выставок изделий национального декоративно прикладного творчества;
- народные праздники.
Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. С помощью народных подвижных игр создавать у детей бодрое, радостное настроение. И через народные подвижные игры прививается любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям.
Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.
Посредством народных подвижных игр развивается у детей интерес к культурному наследию народа. Воспитывается уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например как:
«Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений), развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.
Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.
Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!
1. Значение подвижных игр и упражнений
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей привел меня к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. На мой взгляд, данная тема достаточно актуальна и своевременна. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.
На мой взгляд, широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.
Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения двигательной активности.
Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.
Младший дошкольный возраст – это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому я стараюсь включать в подвижные игры как можно больше речитативов, стихотворений, скороговорок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей. Ярким примером тому служат народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. В комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. В своей работе я часто использую народные подвижные игр, которые составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решить поставленные задачи.
Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале я даю детям общее представление об основных видах движений, создаю условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта.
Однако, я всегда помню, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приемов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребенка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности. Поэтому я составила подборку игр и игровых упражнений, направленных на регулирование двигательной активности детей. (см. приложение)
При разработке рационального двигательного режима я не только стремилась удовлетворить биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому я позаботилась об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности.
Используемый интернет-ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"
Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».
Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....

Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...

«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.
В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...
МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....

Консультация для педагогов «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Народные игры — одно из средств развития двигательной активности детей.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в ...

Статья "ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье поднимается проблема повышения двигательной активности детей, что является актуальным в современных условиях. В формировани двигательной активности детей традиционно используются разные формы...