Статья "ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по физкультуре (средняя группа)

Татарова Маргарита Игоревна

В статье поднимается проблема повышения двигательной активности детей, что является актуальным в современных условиях. В формировани двигательной активности детей традиционно используются разные формы организации физического воспитания, и при этом мало внимания уделяется такому аспекту как психологическое состояние ребенка и его внимание на регуляцию двигательной активности. Психотехнические игры выступают средством, которое позволяет  развивать регуляторную сферу и более осознанно управлять своей активностью. Именно поэтому уже со среднего дошкольного возраста целесообразно начинать работу по ознакомлению с данными играми и их применению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Татарова М.И.

Старший воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №152

г. Иркутск  

Аннотация: в статье поднимается проблема повышения двигательной активности детей, что является актуальным в современных условиях. В формировани двигательной активности детей традиционно используются разные формы организации физического воспитания, и при этом мало внимания уделяется такому аспекту как психологическое состояние ребенка и его внимание на регуляцию двигательной активности. Психотехнические игры выступают средством, которое позволяет  развивать регуляторную сферу и более осознанно управлять своей активностью. Именно поэтому уже со среднего дошкольного возраста целесообразно начинать работу по ознакомлению с данными играми и их применению

Ключевые слова: средний дошкольный возраст,  двигательная активность, психотехнические игры, физическое воспитание.

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является повышение двигательной активности детей, так как высокую степень выраженности приобретает тенденция к гиподинамии, избыточному весу, начиная с дошкольного возраста. Кроме этого, одной из ключевых задач дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является задача сохранения и укрепления физического здоровья детей. В связи с этим, немаловажное значение имеет рассмотрение возрастных особенностей, а также методов, приемов и средств формирования двигательной активности у детей.

В среднем дошкольном возрасте, в физическом развитии детей происходят изменения. Они связаны с развитием функциональных систем организма, изменением антропометрических данных, овладением детьми разными видами движений, формированием двигательных умений, навыков, физических качеств. В психическом развитии также происходят значительные изменения, связанные с развитием высших психических функций, способности регулировать свои действия в соответствии с инструкцией.

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, чаще всего, рассматривают  через призму организации разных видов деятельности, подразумевающих физическую активность детей. В результате, больше всего исследований посвящено проблеме использования подвижных игр для формирования двигательной активности. В тоже время, как показывает анализ, физическое и психическое развитие детей тесным образом взаимосвязаны и влияние на психическое развитие оказывают вопросы регуляции психических процессов. Важно это и для двигательной активности, которой необходимо управлять, а у детей среднего дошкольного возраста необходимые умения и навыки еще недостаточно сформированы. Поэтому, одним из средств, позволяющих формировать двигательную активность, могут выступать психотехнические игры, но вопрос их использования для формирования двигательной активности детей среднего дошкольного возраста является изученным недостаточно, что и определило цель данного исследования. Она состояла в изучении возможностей и условий формирования двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством психотехнических игр.

Проанализировав ключевые характеристики двигательной активности, мы сделали следующие выводы: двигательная активность представляет собой биологическую потребность каждого живого организма, а также часть здорового образа жизни, один из важных факторов, формирующих организм и обеспечивающих равновесие между организмом и внешней средой.

А.Г. Комков указывает, что двигательная активность выполняет целый ряд функций, в числе которых укрепление здоровья, развитие физического потенциала, физическое самосовершенствование [4]. Двигательная активность содержится во всех организованных формах физического воспитания, таких как утренняя гимнастика, прогулка, занятие физической культурой, спортивные развлечения, эстафеты, соревнования и так далее.

 Е.Н. Бережнова отмечает роль двигательной активности в формировании организма [2]. У современных детей, по данным А.С. Гучановой, двигательная активность не обеспечивает биологическую потребность организма в движении и является недостаточной, поэтому возрастает необходимость организации разных форм спортивно-оздоровительной работы с детьми [3].

В среднем дошкольном возрасте физическое развитие характеризуется тем, что у детей происходит дальнейшее окостенение скелета, формирование мышечной и нервной систем, дети становятся более самостоятельными, подвижными, потому что процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают над процессами торможения. В то же время, чрезмерная подвижность, которая проявляется на фоне эмоциональности детей, часто приводит к уменьшению ощущения усталости, в связи с чем, дети своевременно не ощущают наступившего утомления и это может приводить к чрезмерным перегрузкам. Сердечно-сосудистая система детей среднего дошкольного возраста характеризуется повышенной возбудимостью  и, вследствие этого, проявляется несовершенство регуляторного аппарата, несформированность механизма условно-рефлекторных влияний центральной нервной системы на сердечно-сосудистую систему.

Дети среднего дошкольного возраста уже владеют достаточно большим спектром движений, проявляют интерес к движениям, в связи с чем они довольно легко вовлекаются в разные формы, способствующие повышению физической активности. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме повышения двигательной активности детей среднего дошкольного возраста показывает, что одним из средств формирования двигательной активности могут выступать психотехнические игры.

Термин «психотехнические игры» имеет отношение к такому направлению как психотехника. В рамках него объединены области прикладной психологии, которые позволяют решать целый ряд задач. В рамках психотехники используются психотехнические игры. Они предназначены для подготовки спортсменов и используются для психологической настройки к соревнованиям, снижению психоэмоционального напряжения, восстановлению психических сил.

Психотехнические игры направлены на регуляцию психоэмоционального состояния. В дошкольном возрасте психотехнические игры предлагает использовать в работе с детьми Д.И. Гасанова. Она отмечает, что с их помощью можно, с одной стороны формировать двигательные умения и навыки, развивать основные виды движений, с другой стороны - развивать психические процессы, корректировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Автор предлагает определенные этапы организации работы по обучению детей основам психотехники [2].

В рамках проводимого исследования, для организации работы, мы  вначале изучили состояние педагогических условий формирования двигательной активности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной организации, а также, определили уровень сформированности двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

С этой целью нами использовался комплекс методов исследования. Представим их далее: анкета для педагогов «Двигательная активность и ее формирование у детей дошкольного возраста» (авторский вариант),  самоанализ деятельности по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста (авторский вариант), экспертиза Центра спорта, анкета для родителей «Формирование двигательной активности детей среднего дошкольного возраста» (авторский вариант). Для диагностики двигательной активности мы использовали методы:  шагометрии, анализа количества движений, совершаемых в одну минуту, анализа продолжительности двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Результаты проведенного исследования показали, что состояние педагогических условий формирования двигательной активности не является оптимальным. Уровень готовности педагогов к формированию двигательной активности детей преобладает критический. У педагогов недостаточно сформированы необходимые знания по формированию двигательной активности и умения. Они затрудняются проектировать образовательный процесс с учетом стимуляции двигательной активности, не всегда продуктивно используют формы физического воспитания и в соответствии с возрастом детей.

Кроме этого, оснащенность Центра спорта разными видами материалов является недостаточной и нерегулярно происходит их смена, вовлечение детей в разные формы совместной деятельности, стимулирующие двигательную активность.

Согласно анкетированию родителей, у 65% родителей экспериментальной группы и 60% родителей контрольной группы, уровень представлений о формировании двигательной активности детей является критическим. Он проявляется в недостаточности знаний о формировании двигательной активности, родители не владеют необходимыми методами и приемами формирования двигательной активности, у них снижен интерес к участию в совместной работе с педагогами.

Оценка уровня двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста показала, что она находится на низком уровне у 40% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Низкий уровень двигательной активности характеризуется тем, что недостаточно сформирован объем движений, интенсивность движений, на фоне чего детьми недостаточно в течение дня реализуется двигательная активность, что приводит к недостаточному формированию двигательный активности детей.

На основе полученных результатов, нами был организован формирующий этап эксперимента. Его целью являлось формирование двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством психотехнических игр. Для достижения поставленной цели нами были представлены блоки психотехнических игр, в которые вошли три типа игр:  игры на развитие внимания, игры на саморегуляцию и игры на релаксацию.

Используя данные три группы игр, мы организовывали работу с детьми следующим образом: работа включала в себя три этапа. Эти этапы были связаны с обучением в психотехнической игре. Рассмотрим их более подробно. Вслед за Д.И.. Гасановой, мы выделили следующие этапы: ознакомление и обучение детей элементам психотехники, выполнения психотехнических упражнений и проведение психотехнических игр. Первый этап, включающий в себя ознакомление и обучение детей элементам психотехники, содержал в себе подготовительную работу к проведению технических игр. На этом этапе мы вместе с детьми рассматривали особенности их состояния и процессов,  на которой они могут воздействовать. Так, например, для того, чтобы дети поняли, как проявляется их внимание, мы предлагали им следующее упражнение: в течение нескольких секунд рассмотреть картинку и постараться запомнить как можно больше предметов, изображенных на ней. Когда дети называли  предметы, которые запомнили, мы отмечали, что тем детям, кто был более сосредоточен, тщательнее рассматривал картинку, удалось заполнить больше, чем детям, которые просмотрели ее достаточно быстро и не сосредотачивались и показали детям, что сосредоточение, когда они смотрят на какое-то предмет или объект, в этом процессе и проявляется их внимание. Затем, мы обсуждали с ними то, что внимание можно тренировать. Можно учиться быть более внимательными и предлагали, например, детям простое упражнение, которое относилось к второму этапу, а именно, этапу ознакомления и обучения с психотехническими игровыми заданиями. Мы предлагали детям посмотреть и воспроизвести за нами ряд движений. В этом упражнении необходимо было сконцентрировать внимание на запоминании порядка движений и самих движений. На следующем этапе мы уже предлагали детям конкретную игру, знакомили с названием игры, ее содержанием и правилами. Например, игра «Хлоп-топ». В этой игре детям давалось следующее задание: взрослый будет называть разные слова, как только дети слышат название животного, они должны хлопнуть; как только они слышат название растения, они должны топнуть. С помощью данной психотехнической игры у детей развивалось умение переключать внимание, распределять его и концентрироваться для того, чтобы вовремя услышать нужное слово и выполнить действие.

По аналогичной схеме этапов, мы осуществляли работу над каждой психотехнической игрой. Вначале, мы формировали общее представление о том процессе, состоянии, которое мы можем регулировать, овладев определенными действиями, затем мы давали пробное упражнение, которое могло быть составным элементом игры и, после этого, уже проводили собственно игру.

На контрольном этапе мы провели оценку результатов и выявили повышение уровня готовности педагогов к формированию двигательной активности детей, уровня оснащенности развивающей предметно-пространственной среды в группе, уровня представлений родителей о формировании двигательной активности.

Уровень двигательной активности детей возрос: количество детей среднего дошкольного возраста, характеризующихся высоким уровнем двигательной активности, увеличилось на 15% детей в экспериментальной группе и на 5% детей в контрольной группе. На среднем уровне число детей увеличилось на 10%  в экспериментальной группе и на 5% в  контрольной группе. На низком уровне число детей сократилось в обеих группах - в экспериментальной группе на 25%, в контрольной группе - на 10%.  Дети стали двигаться чаще, объём движений возрос, частота сменяемости движений увеличилась и, соответственно, произошло возрастание времени, затрачиваемого на движение.

Таким образом, мы подтвердили, что с помощью психотехнических игр, можно успешно формировать двигательную активность у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Бережнова, Е. Н. Двигательная активность детей как сохранения и укрепления здоровья дошкольников [Текст] / Е.Н. Бережнова // Вестник науки. – 2019. – № 6 (15). – С. 118-126.
  2. Гасанова, Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]:  дисс. … канд. пед. наук / Д. И. Гасанова. – Махачкала, 2000. – 234 с.
  3. Гучанова, А. С. К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.С. Гучанова // Молодой ученый. – 2021. – № 14 (356). – С. 119-121.
  4. Комков, А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников [Текст] /  А.Г. Комков // Теория и практика физич. культуры. – 1998. – №6. – С.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры, как средство развития двигательных умений детей среднего дошкольного возраста

Актуальность темы:   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннег...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...

Мастер класс для педагогов на тему:«Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель:- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на...

Консультация для воспитателей «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, у...

Планирование по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста в психотехнических играх

В таблице представлено планирование по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста, поэтапно расписана система работы по освоению и закреплению психотехнических игр...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....