Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
методическая разработка на тему
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
-тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
-валеологического просвещения родителей
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.
1.Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3.Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4.Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
5.Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6.Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
-различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
-комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; хождение босиком, топтание в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
-физкультурные занятия всех типов;
-оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
-организация рационального питания;
-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы.
7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
-Прогулки- походы;
-Спортивные досуги;
- Спортивные развлечения;
-Беседы по валеологии;
-Закаливание КГН;
-Спортивные праздники;
- Неделя Здоровья;
- Соревнования;
Гимнастика утренняя
Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах.
В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин во всех группах.
Различные варианты проведения .
ЛФК
2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача.
Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп.
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы.
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин.
Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
Самомассаж
В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы с детьми старшего возраста.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Информация для детей по теме «Здоровье»
Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач.
Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ .
-технологии профилактики заболеваний,
-углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
-отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
- реабилитация соматического состояния здоровья,
-противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
-витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
-санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3.Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-72697-1585394942.jpg)
Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...
Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254945-1368549885.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).
Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....
Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Разговор о здоровьесбережении в дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832657-1476712682.jpg)
Методические разработки "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Материалы к косультации для воспитателей :Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ...