Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
консультация
Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. Залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата является рациональное вскармливание, обеспечивающее растущему организму нужное количество минеральных солей и витаминов, регулярное и достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение воздушных ванн и водных закаливающих процедур, правильная организация двигательного режима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_oda.docx | 267.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата
у дошкольников
В последние годы всё реже встречаются практически здоровые дети. Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний у детей является патология опорно-двигательного аппарата.
Осанка – это умение человека держать своё тело в различных положениях, привычная поза непринуждённо стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.
Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. Залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата является рациональное вскармливание, обеспечивающее растущему организму нужное количество минеральных солей и витаминов, регулярное и достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение воздушных ванн и водных закаливающих процедур, правильная организация двигательного режима.
Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить младенцу с рождения возможность активно двигаться. Достигается это с помощью свободного пеленания, раннего надевания ползунков, частого выкладывания на живот. Родители должны знать, что не следует преждевременно присаживать малыша. С 6 месяцев, когда ребенок пытается встать на четвереньки, его необходимо выкладывать на застеленный одеялом пол. Нельзя разрешать ребенку вставать в манеже, если он не научился ползать. Ползание – самая прекрасная активная подготовка ребенка к вертикальному положению. Только при наличии периода ползания у ребенка развивается правильная координация, т.к. все движения, выполняемые им, самостоятельные и активные. Ползание не только способствует формированию правильной координированной походки, но и укрепляет мышцы спины и живота. Ползать ребенок должен босиком или в пинетках, а учиться ходить только в обуви со шнуровкой, фиксирующей пятку и голеностопный сустав, и с высоким задником. Если ребенок начал рано (в 6-7 месяцев) вставать в кроватке или манеже за счет силы рук, а с 8 месяцев начал ходить вдоль барьера без обуви, фиксирующей голеностопный сустав, у малыша развивается компенсаторная «вальгусная» установка стоп для увеличения площади опоры.
Не рекомендуется носить детей на одной и той же руке – постоянная неравномерная нагрузка с поворотом корпуса грозит ребенку стойким перекосом таза и позвоночника. Поэтому необходимо чаще менять руку, на которой носят малыша. Нельзя водить детей за одну руку.
В момент перехода ребенка к вертикальному положению и ходьбе (первый год жизни и начало второго) возникает высокий риск формирования статико-механической и функциональной недостаточности лабильного опорно-двигательного аппарата, что уже в раннем возрасте легко приводит к мышечным и скелетным нарушениям. У детей 2-х лет процесс ходьбы должен быть полностью освоен и стабилен. Если ребенок при ходьбе наклоняется вперед, опустив плечи и ставя стопы носками внутрь, это свидетельствует о слабости мышц спины, живота и наружных мышц голеней.
Ребенку необходимо обеспечить свободу движений, он должен больше двигаться и меньше сидеть. Нужно заниматься с ним гимнастикой, делать массаж.
С 2-3 летнего возраста комплекс гимнастики должен включать упражнения для выработки красивой осанки. Детей целесообразно учить плавать и ходить на лыжах. Кроме того, нужно учить их правильно сидеть на стуле, за столом, ходить, откинув голову, сблизив лопатки, подобрав живот, стоять с опорой на обе ноги, а не на одну. Полезно приучать детей спать на жесткой постели с низкой подушкой в положении лежа на спине или на животе, а не согнувшись «калачиком» на любимом боку.
Организация рабочего места, как в детском учреждении, так и дома, а также контроль за позой ребенка во время занятий необходимы для воспитания правильной осанки. Нельзя разрешать детям сидеть, подложив под себя ногу на сиденье стула, рассматривать книгу лежа на боку, рисовать, свесив локоть со стола.
Плоскостопие. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребёнка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.
Что касается профилактики плоскостопия, то самое серьезное внимание обращается на обувь. Напомним, что до 3-х летнего возраста ребенок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав. Важен не высокий каблучок, а высокий задник у ботинка, как у спортсменов (конькобежцев), гибкая подошва, чтобы стопа могла пружинить. Нельзя разрешать детям ходить дома в теплых ботинках, тапочках на войлочной подошве из-за опасности развития плоскостопия, перегрева и повышенной потливости стоп, следствием чего может быть повышенная заболеваемость ребенка. Говоря о безусловной пользе хождения босиком, следует отметить, что, во-первых, на ногах не должно быть ни носочков, ни колготок; во-вторых, босиком лучше ходить по траве, гальке, гравию, песку, а не дома по коврам или паркету. Если ребенок до 3-х лет ходит дома в шерстяных носках или мягких тапках, то у него, скорее всего, разовьется вальгусная установка стоп, когда вся стопа смещена относительно голени. Сменная обувь в детском саду должна быть также с высоким задником, фиксирующим голеностопный сустав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников на музыкальных занятиях»
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя. Профилактическая работа по предупреждению и снижению заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников....
"Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
сообщение на Педагогическом совете...