Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы – ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.
Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oda.docx | 172.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у
дошкольников
Инструктор по физической культуре
Хакимова Е.А.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека» (ФЗ №273-ФЗ
«Об образовании в РФ», статья 3). Формирование здоровья детей, полноценное их развитие – это одна из основных проблем в современном обществе.
Осанка является одной из характеристик физического и психического развития ребенка. Правильная осанка формируется с самого раннего детства, и как другие двигательные умения и навыки, развивается и закрепляется в процессе всей жизни под влиянием многих условий. Самый благоприятный период для формирования правильной осанки - от рождения до 10 лет. По данным разных исследований, количество детей с нарушением осанки составляет от 60 до 80%. О.Г. Елисеева отмечает, что только здоровые дети могут эффективно начать учебу в школе. При недостатках педагогического воздействия в дошкольном возрасте частота нарушений осанки у школьников значительно возрастает, так как с началом обучения в школе происходит перестройка в режиме дня детей, а значит, и деятельности всех систем организма. Поэтому очень важно осуществлять квалифицированную коррекцию имеющихся недостатков в развитии, начиная с раннего возраста.
Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя: центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу, плечи умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выдаются, грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной
клетки. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.
Причины формирования неправильной осанки:
- Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
- Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
- Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
- Дефицит витамина D и кальция в организме.
Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии,
нарушаются функции дыхания и сна, снижаются функции памяти, внимания, понижается работоспособность.
Еще одно наиболее распространенное заболевание опорно-
двигательного аппарата у детей - это плоскостопие. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к
возникновению тех или иных функциональных отклонений. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ног.
Решить все эти проблемы можно только при условии активного взаимодействия взрослых - педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Для формирования правильной осанки полезно:
Разумные занятия спортом и физической культурой с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приносят профилактический и оздоровительный эффект: занятия плаванием,
стойка у стены спиной (оформление «Стены осанки» в детском саду и дома), тренировка координации движений (упражнения
«ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну), упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча, книжки).
Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры (в играх могут быть использованы разнообразные исходные положения, в том числе положения лежа, стоя на четвереньках и т.д.
Упражнения в таких играх должны выполняться в среднем и медленном темпе), физкультминутки, как можно меньше статических поз).
Правильная организация спального места для ребенка.
Соответствующая возрасту, размеру, удобная обувь.
Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В
противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.
Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка, выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников на музыкальных занятиях»
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя. Профилактическая работа по предупреждению и снижению заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников....
"Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
сообщение на Педагогическом совете...
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. Залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата является рациональное вскармливание, обеспечивающее растущему орган...