"Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
консультация
Предварительный просмотр:
Филиал «Зеленодубравинский детский сад «Дубравушка»
МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата
у дошкольников»
сообщение на Педагогически й совет
Подготовила
инструктор по физической культуре
Колесниковой М.С.
пос. Зелёная Дубрава, 2021
Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей. При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения, - «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние неблагоприятные факторы:
- социальные экологические, демографические, климатические условия,
а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей; образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья человека).
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка- дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Каковы же причины нарушения опорно-двигательного аппарата у детей?
Основными причинами принято считать:
1) слабость так называемого «мышечного корсета» (мышцы спины, живота, груди, шеи, ног удерживают наш позвоночник в вертикальном положении. Например, ослабленные мышцы спины приводят к сутулости, а при слабых мышцах живота появляется излишний прогиб в пояснице);
2) деформация позвоночника (бывает врожденной и приобретенной - рахит, туберкулез и т.п.).
3) несбалансированное питание (недостаток минеральных веществ, в первую очередь, кальция и фосфора, необходимых для развития связок и костей);
4) наличие психосоматических проблем (очень часто неуверенные в себе, замкнутые дети стараются как бы спрятаться, закрыться «в панцирь», от этого они сутулятся);
5) неправильная организация рабочего и спального места (мебель должна соответствовать росту ребенка, подобранно правильное освещение, постель должна быть средней жесткости).
Нарушение опорно-двигательного аппарата имеет следующие проявления:
- нарушение осанки в сагиттальной плоскости;
- сколиотическая болезнь (сколиоз) - тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);
- плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.
Физическое воспитание сегодня приобретает особую актуальность, на смену двигательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, поэтому одной из основных задач физического развития и оздоровления детей можно считать профилактику нарушений осанки и плоскостопия и формирование навыков ЗОЖ.
Анализируя состояние здоровья детей с ОДА и физическое развитие детей можно выявить, что:
- основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;
- большинство детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата, особенно нарушения осанки;
- не достаточно развиты силовые качества детей.
Основными направлениями в работе с детьми
являются:
- знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
- удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
- осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
Цели и задачи направлены на обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка:
- укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног;
- укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
- формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы;
- увеличение силовой выносливости мышц;
- коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
- повышение эмоционального тонуса;
- улучшение вестибулярного аппарата;
- устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки. Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно усложняться с возрастом.
Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата работу нужно проводить по следующим направлениям:
- создание предметно – развивающей среды и санитарно-гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА;
- организация двигательного и статика – динамического режимов в ДОУ;
- работа с семьей по данной проблеме.
Создание предметно –развивающей среды для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата способствует: оздоровлению детей, реализации их двигательных возможностей в зависимости от уровня здоровья, физической подготовленности, двигательной активности, половой принадлежности, двигательного воображения, навыков настроения; формированию осознанного отношения к своему здоровью, правильной осанки у детей, коррекции ее нарушений.
Формы работы по профилактике нарушений ОДА:
- физические упражнения, физкультминутки;
- подвижные игры и упражнения;
- закаливание, гимнастика после сна;
- дыхательная гимнастика;
- лечебный и оздоровительный массаж;
- утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, прогулка.
Методы коррекции и профилактики нарушений ОДА:
общие: | специальные: |
|
|
Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеет следующие проявления:
- нарушение осанки в сагиттальной плоскости;
- сколиотическая болезнь (сколиоз) - тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);
- плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы
Что же такое правильная осанка? Осанка – это умение сохранить правильное положение тела.
Нарушения осанки отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, при этом навык правильной осанки утрачивается.
Причины нарушения осанки:
- неблагоприятные условия окружающей среды;
- заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
- инфекционные и частые простудные заболевания;
- дефекты физического воспитания;
- плоскостопие;
- длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
- привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
- неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);
- неполноценное питание и т. д.
Нарушений осанки влечет за собой нарушение функции позвоночника и другие неблагоприятные последствия.
Встречаются следующие виды нарушения осанки:
- сутуловатая осанка — характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой, плечами;
- лордотическая осанка — при данном виде нарушения осанки шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. при этом верхняя часть туловища несколько откинута назад;
- кифотическая осадка — характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен;
- вялая осанка- характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах.
Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. в настоящее время сколиоз определяют, как заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и торсией позвонков (перекручиванием их вокруг оси).
Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и тела. Сколиоз — общее длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз — врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста.
Важнейшее значение в формировании правильной осанки имеют двигательный режим: физкультурные занятия утренняя гимнастика подвижные игры пальчиковая гимнастика игры на свежем воздухе спортивные праздники развлечения самомассаж гимнастика после сна.
Для профилактики и коррекции сутулости : прогибание спины назад с отведением рук вверх- назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях.
При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков (пола) упражнение «велосипед» - в положении лежа на спине; наклоны туловища в право и влево; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине
При боковом искривлении позвоночника (сколиозе): пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание правой руки вверх и отведение левой назад и наоборот (упр. «мельница»).
Воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя с этой целью включаем в комплексы утренней гимнастики и ору: 1. упражнения у вертикальной плоскости (у стены) . дети становятся к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседание .
Упражнения с предметами на голове (кубики, мешочки с песком, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Лечебная физкультура – важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. вследствие регулярных занятий лфк у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения лфк, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.
Нарушение осанки может косвенно развиться из-за плоскостопия.
Стопа имеет два свода: продольный и поперечный. Они выполняют роль амортизаторов, поглощают сотрясение организма при ходьбе и беге. При плоскостопии эти своды уплощены или практически отсутствуют. Отсутствие рессорных функций ведет к болям в стопах, голени, коленях, бедрах, поясничном отделе позвоночника, к головным болям и снижению зрения. в дальнейшем могут развиться артроз, варикозное расширение вен и сколиоз.
Плоскостопие может возникнуть в любом возрасте. Основные причины: слабость мышц голени и стопы, ожирение, длительное стояние на ногах, «неправильная» обувь.
Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости)
- корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физкультурных занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна:
- ходьба: на месте, не отрывая носки от пола, на носках, в приседе на носках, в полу приседе, на пятках;
- перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы;
- ходьба: приставным шагом по обручу, палке, веревке, канату, ребристой дорожке по кочкам;
- ходьба по ребристой дорожке, по упаковке от яиц, по сенсорным дорожкам (в группе), на ходунках.
- прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах, игольчатых мячиков, палочек, мелких шариков.
- собирание пальцами ног: шишек, мелких игрушек (от киндера).
- самомассаж: ежиками, шишками.
- гигиена и массаж (самомассаж) рефлекторных зон стопы (проекционных зон внутренних органов и систем организма) с использованием специальных предметов (камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, платочков, веревок, маленьких шариков, набивных мячей и т.п.)
Работа с воспитателями ДОУ и родителям при нарушениях опорно-двигательного аппарата:
- консультации;
- семинары;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения;
- беседы;
- анкетирование;
- рекомендации;
Для профилактики плоскостопия необходимо соблюдать следующие условия:
- гигиена обуви и правильный подбор;
- создание полноценной физкультурно – оздоровительной среды, способствующей укреплению мышц стопы и голени;
- укрепление мышц, связок и суставов нижних конечностей.
Повышение эффективности профилактики нарушений ода детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретает характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательном процессе и взаимодействии семьи, педагогов и медиков детского сада.
Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений ОДА и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыков правильной осанки.
Список литературы
- Лебедева, Н.Т. Физическая культура шестилеток. - Мн.: Асвета, 1987.
- Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики. - СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2003.
- Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики. - Волгоград: ВГАФК, 1997.
- Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб.: «Речь», 2001.
- Потапчук, А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей: методическое пособие - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, 2004.
- Степанова, Г.А. Лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004.
- Угнивенко, В.И. Осанка, выравнивание отдельных сегментов тела, типы и исследование осанки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://v-ugnivenko. narod.ru. - 2009.
- Хиетала, В. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития. - М, 1998.
- Чоговадзе, А.В. Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура: Справочник. - М.: Медицина, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников на музыкальных занятиях»
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя. Профилактическая работа по предупреждению и снижению заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников....
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. Залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата является рациональное вскармливание, обеспечивающее растущему орган...