Семинар-практикум для воспитателей: «Оригинальные методы оздоровления при коррекции речевых расстройств»
учебно-методический материал

Уланова Ольга Евгеньевна

Семинар-практикум для воспитателей:

«Оригинальные методы оздоровления при коррекции речевых расстройств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_zdorovesberegayushchie.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей:

«Оригинальные методы оздоровления при коррекции речевых расстройств».

Провела учитель-логопед Уланова О.Е.

15.01.2023 года

  Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения — одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые из них имеют хронические заболевания. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Это относится и к родителям.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия. Для занятий в домашних условиях можно отобрать несколько упражнений ,особенно вам понравившихся , и применять их в любой ситуациях( дома, в дороге, на даче).  

Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Используемые на логопедическом занятии оздоровительные паузы могут вводиться воспитателями группы в структуру своих занятий, а также использоваться в свободной деятельности детей.

Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, создаются условия снижающие напряжение и позволяющие использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Все виды самомассажа, гимнастику для глаз, упражнения на развитие дыхания нужно проводить, руководствуясь методикой, соответствующей существующим научно-обоснованным оздоровительным системам.

Занятия не требуют специально подготовленных пособий. Игрушки можно заменить иллюстрациями из книги, оздоровительную паузу проводить совсем без наглядного материала, включив воображение ребенка (например, упражнения психогимнастики).

Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Эмоциональное тепло, поддержка каждого ребенка, демонстрируют положительное отношение к детям. Дыхательная гимнастика в детском саду Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся:  

  • грудная клетка,  
  • легкие  
  • дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань,  трахея, бронхи).  

Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной нарушенного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание  - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 минут, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;  
  • заниматься до еды;
  • заниматься в свободной не стесняющей движения одежде;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;  
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку      на 2 -3 секунды. 

Приложение

Игровые упражнения для развития  физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гуу-у» (8-10 раз).

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в сторон одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз). 

 «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 – раза.

«Охота» - закрыть глаза,по запаху определить что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками, на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1- 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слом «пых», повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: -кар!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

                       

        Самомассаж лица «Времена года»

Если жарко солнце греет.

 Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло – Это лето к нам пришло.  

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам)

 

Если дождь стучит по крыше,

 Листья падают неслышно,  Птицам улетать пора –  Это осень к нам пришла.

 (Постукивающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам)

 

Если вьюга кружит, злится,

 Всюду белый снег искрится, В снежных шапках все дома –  Это к нам пришла зима.

( Круговые движения от середины лба, носа, подбородка к ушам)

 

Если тает снег и лед.

Звонкий ручеек течет,  Распускается листва –  Это к нам пришла весна.

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

«НЕТРАДИЦИОННОЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ».

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеетс...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....