Формирование культуры здорового питания у детей младшего возраста
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ИГР ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: Мустаева Рита И.
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ БЛЮД»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры: Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает ход. Педагог может задать какое - то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
ИГРА «ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры: Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
ИГРА «СТОЛИК, НАКРОЙСЯ»
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
ИГРА «НАКРОЕМ СТОЛ ДЛЯ КУКОЛ»
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕ ПРАВИЛЬНО»
Цель: закрепить правила поведения детей во время приема пищи.
Ход игры: Игра проводится по аналогии игры «Полезно — вредно». Дети подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением правильного — неправильного поведения за столом во время еды и становятся на 2 стороны зала или площадки. Одни — влево, если считают, что там нарисовано правильное поведение, другие становятся напротив. Для закрепления этических навыков можно с детьми провести игру «Что сначала, что потом?», в которой детям нужно по порядку разложить картинки на столе, например, сначала вымыть руки, сесть за стол, проверить кулачком или ладонью правильно ли задвинут стул к столу, затем пожелать приятного аппетита своему соседу по столу или всем детям, сидящим за этим столом. Взять хлеб, правильно ложку (вилку) и приступать к трапезе. Помогать хлебом набирать в ложку (вилку) пищу. При употреблении второго блюда нужно отделять маленькие кусочки от большого и, взяв в рот, хорошо прожевать их. Во время прожевывания не разговаривать. Следить за посадкой, руками (локти не должны стоять на столе). Если что-то на столе трудно достать, попросить вежливо товарища подать хлеб, салфетку и т.д. При употреблении супа не выкладывать на края тарелки лук и др. продукты. Когда остается мало супа в тарелке, нужно от себя откинуть тарелку и доесть содержимое. После приема пищи вытереть губы салфеткой и прополоскать рот. Хорошо, если эти правила закрепляются на практике. Во время приема пищи учить детей соблюдать их и в некоторых случаях напоминать о некоторых правилах этикета. Можно использовать во время питания пословицы об этикете или о продуктах, из которых приготовлено то или иное блюдо.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом
ИГРА «ПОКОРМИ ЗВЕРЕЙ САЛАТОМ»
Цель:
- закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
- нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
- перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат":
· нарезать пластилиновые овощи;
· сложить их в салатницу;
· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
· угостить зверей салатом.
ИГРА «ЧАЙ ДЛЯ КУКОЛ»
Цель:
- закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
- обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
- закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет. Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРИЕМА ПИЩИ
Д/И «ПОКОРМИМ КУКОЛ»
Цель:
- научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
- вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
Д/И «НАКОРМИМ КУКЛУ КАШЕЙ»
Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно – гигиеническим навыкам.
ИГРА «МЫ ГОТОВИМСЯ К ОБЕДУ»
Цель:
- знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;
- учить правильно и красиво накрывать на стол;
- учить кукол культуре поведения за столом.
ИГРЫ НА РАЗЛИЧИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ
Д/и «Магазин» (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды)
«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)
«Печем пироги для куклы» (игры с песком)
Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.
Д/и «Научим куклу мыть посуду»
Цель:
- воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;
- приучать использовать посуду по назначению, бережно к
ней относиться;
- называть предметы посуды во время кормления куклы;
- называть действия (вытирать, ставить).
Д/И «ЧТО, ЧЕМ ЕДЯТ»
Карточки с изображением различных продуктов и блюд, дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками
Что едят ложкой
Что едят вилкой
Что едят вилкой и ножом
Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!
Правила поведения за столом
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.
Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.
Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.
Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).
Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.
Д/И «ПОВАРЯТА»
Цели: развивать память, воображение, монологическую речь; формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.
Ход игры: Каждому играющему педагог в роли директора столовой или кафе, дает задания приготовить по 3 блюда из предложенного продукта питания. Ребенок в роли повара должен подобрать к картинке с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда из этого продукта, и рассказать о том, из чего оно состоит, какое на вкус и как готовится. дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд. Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...
«Формирование культуры здорового питания у детей младшего дошкольного возраста»
Культура здорового питания детей младшего дошкольного возраста....
Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
Проект по формированию культуры здорового питания в первой младшей группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»
Управление образованияМуниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение «детский сад «непоседы» Ямало-Ненецкий Автономный округ, г. Муравленко, пер. Нефтяников, д. 3...
Статья "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий" (из опыта работы)
Материал из опыта работы...
Проект по формированию культуры здорового питания "Правильное питание - залог здоровья"
Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....
Картотека дидактических игр и игровых заданий по формированию культуры здорового питания для детей дошкольного возраста.
Дидактические игры по формированию культуры здорового питания решают множество задач....