Статья "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий" (из опыта работы)
статья
Предварительный просмотр:
"Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий"
(из опыта работы)
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, увеличилось количество детей с нарушениями психического и речевого развития, это диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни» (глава 4, статья 41).
Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приведенные факты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности оздоровительной деятельности посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
Формирование привычек здорового образа жизни происходит на всем периоде дошкольного детства. Этот возрастной этап характеризуется развитием всех познавательно-психических процессов. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, поэтому диапазон опыта представлен комплексной системой, которая включает игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни.
Новизна опыта заключается в комбинировании традиционных и инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях в работе с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Цель педагогического опыта - создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Для достижения цели нами были определены задачи:
- формировать элементарные знания о своем организме, роли физических упражнений в его жизни;
- проводить работу по профилактике нервно-психического переутомления;
- воспитать ценностное отношение к своему здоровью, мотивировать детей на здоровый образ жизни, знакомить дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности;
- сохранять и укреплять здоровье воспитанников.
- формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
- создавать оздоровительный микроклимат развивающей предметно – пространственной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка.
Для решения поставленных задач здоровьесберегающие технологии были условно разделены на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- физкультминутки
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика,
- бодрящая гимнастика после сна
- гимнастика для глаз
- подвижные игры
- релаксация
- самомассаж
- психогимнастика
- фитонцидотерапия
2. Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса, обучения здоровому образу жизни.
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- прогулки
- спортивные развлечения, праздники
- дни здоровья
- ролевые, подражательные, имитационные игры
- непосредственно образовательная деятельность
3. Технологии эстетической направленности.
- музыкотерапия
- сказкотерапия
- изодеятельность
Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья дошкольников играет распорядок дня. Правильно построенный режим дня, который выполняется на протяжении всего периода образования детей в дошкольном учреждении, постепенно формирует у ребёнка разнообразные полезные привычки и навыки.
Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей является утренняя гимнастика, которая часто проводится в нетрадиционной форме - в форме аэробики. Комплексы подбираем с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. В конце утренней гимнастики - дыхательная гимнастика для восстановления дыхания.
Дыхательную гимнастику применяем в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких используем традиционное и нетрадиционное оборудование (ленточки, султанчики, вертушки, снежинки, бабочки на ленточках).
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь. В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений.
В НОД в утренний отрезок времени, в играх выполняются упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами. Общеизвестно, что на ладонях рук находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.
Для укрепления зрения используем следующие моменты: зрительные паузы (в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком); гимнастику для глаз.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма: "посидим молча с закрытыми глазами", "ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы", "помечтаем под эту прекрасную музыку". Для этой работы применяем спокойную, классическую музыку П.Чайковского, С.Рахманинова, звуки природы.
Делая массаж и самомассаж, ребята закрепляют названия частей тела: руки (правая и левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Широко используется в течение дня, во время принятия пищи, перед сном.
Важной частью режима считается дневной сон. После тихого часа проводится бодрящая гимнастика, куда входят упражнения под музыку. Затем дети для профилактики плоскостопия проходят по массажным дорожкам. Кроме того, используются палки различной толщины, разнообразные резиновые коврики, дорожки со следами. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют их.
Сказкотерапию мы используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаются, но и обсуждаются с детьми. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Важным звеном в оздоровительной работе с детьми являются прогулки. Стараемся проводить прогулки интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования, дифференцированно подходит к каждому ребенку. Таким образом доводит двигательную активность детей до нормы. Дети любят соприкасаться с природой, дышать чистым воздухом, любоваться красотой природы в разное время года. Находясь на свежем воздухе, дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
В соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для профилактики гриппа и ОРВИ в уголке природы выращивается зеленый лук и используется в пищу. Также дети употребляют в пищу репчатый лук и чеснок. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.
Проводим беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми; о правилах поведения на улице, дома, о правилах дорожного движения; знакомим с проблемами окружающей среды. Организуются дидактические и сюжетно - ролевые игры.
Рассматриваем с детьми альбомы, иллюстрации, книжки о спорте, о правильном питании, о здоровой пище.
Подвижные игры подбираем в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Развиваются физические качества: ловкость, гибкость, выносливость, быстрота, смелость, сила, меткость.
Важное место отводится физкультминуткам. Для этого мы составили картотеку физкультминуток. Оздоровительные физкультминутки проводим с целью снижения утомления и снятия статического напряжения.
Вся работа в течение дня направлена на удовлетворении всей потребности детей в движении и улучшении психического и физического здоровья.
Технология эстетической направленности реализуется в непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетического цикла, в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей.
Проводятся тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита»; знакомим детей с произведениями художественной литературы по теме "Здоровье", ООД по безопасности и пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, в своей деятельности используем информационно-коммуникационные технологии. Для детей старшего дошкольного возраста подготовлены презентации на тему: «Зимние виды спорта», «Тело человека».
Для систематизации знаний с помощью программы WindowsMedia демонстрируем детям обучающие мультфильмы.
Совместно с родителями был разработан и в течение двух лет реализован проект «Быть здоровым я хочу!»
Оздоровительная работа усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
В нашей группе поддерживается санитарно-гигиенический режим: личная гигиена сотрудников, соблюдение режима питания, режима дня, сквозное проветривание, влажная уборка.
Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей предметно-пространственной среды. В группе оборудован «Спортивный уголок». Он оснащен как традиционным оборудованием, так и нестандартным, которое изготовили воспитатели и родители: «сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса; различные массажные коврики и дорожки; султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких; массажные мячи.
В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы; дидактические игры.
Работа по этой проблеме строится в тесном взаимодействии с семьей. В процессе организации здоровьесберегающего пространства родители участвовали во всех наших начинаниях: помогли оформить «Центр здоровья», красочно оформили картотеки игр по здоровьесбережению, помогли приобрести атрибуты и игры для развития предметно-пространственной среды.
Каждая из применяемых нами в работе технологий имеет оздоровительную направленность, а использование их в комплексе в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Библиографический список
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
- Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
- Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
- Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006
- Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.
- Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр); Москва 2008г.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредствам здоровьесберегающих технологий
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3708027","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"324","width":"480"}}]]...
Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...
Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года
Мастер- класс познакомит педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий, с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...
Консультация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии "
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни....
Педагогический совет "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"
Педагогический совет для сотрудников детского сада, для родителей....