Азбука здоровья
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ п/п | Разделы Программы | Страница |
1 | Паспорт Программы | 4 – 5 |
2 | Пояснительная записка | 6 – 9 |
2.1 | Цели и задачи программы | 10 – 11 |
2.2 | Возрастные особенности детей | 12 – 13 |
2.3 | Планируемые результаты освоения программы | 14 – 16 |
2.4 | Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы | 17 – 18 |
3 | Содержание программы | 19 – 28 |
3.1 | Учебный план | 29 |
3.2 | Перспективный план | 30 – 38 |
3.3 | Педагогическая диагностика по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов освоения программы | 39 – 45 |
3.4 | Материально – техническое обеспечение программы | 46 – 47 |
4 | Список используемой литературы | 48 – 49 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным…» Павлов И.П. |
Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Всё лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения земли, и забота об их будущем, об их здоровье является одной из основных задач государства.
Здоровье детей – сложная и динамическая категория бытия. Характеристика детского здоровья включает уровни физического, умственного, функционального здоровья в соответствующие возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.
Один из ведущих физиологов Ю.Ф. Змановский в своей книге «К здоровью без лекарств» М.1991г. даёт точную характеристику здорового дошкольника: «Здоровый ребёнок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития».
В Уставе Всемирной организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье, как условие свободы жизни, является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей.
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной, является проблема сохранения и укрепления здоровья.
По результатам исследований отдела санитарно-гигиенического мониторинга центра Госсанэпиднадзора города Нижневартовска выявлено, что в детских дошкольных учреждениях нашего города возрастает количество детей, имеющих группу здоровья ниже второй. На сегодняшний день всё меньше детей поступает в ДОУ с 1 группой здоровья. В основном, это дети, имеющие вторую группу здоровья, т.к. имеют заболевания нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и другие.
Результаты анализа уровня здоровья детей нашего образовательного учреждения, подтверждают вышеизложенные факты. Так, анализируя распределение детей по группам здоровья можно сделать вывод, что дети с I группой здоровья составляют 19,5% от общего количества детей, преобладают дети со II группой здоровья (74,6%), имеющие функциональные отклонения со стороны дыхательной, пищеварительной и др. систем. С каждым годом в нашем детском саду увеличивается количество детей с аллергической предрасположенностью, что, как правило, связано с наслоением острых респираторных инфекций. Анализ хронических заболеваний у детей показал, что первое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, на втором месте – болезни органов пищеварения, на третьем месте – болезни органов дыхания.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8 % зависит от успехов Здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни. Можно сказать, что здоровье не существует само по себе, раз данное, оно постоянно изменяется и нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Таким образом, анализ данных о здоровье подрастающего поколения однозначно показывает, что сегодня необходимы эффективные меры по укреплению и сохранению здоровья детей.
Очевидно, что основными причинами снижения здоровья населения являются:
- Резкое ухудшение экологической ситуации в стране;
- Обострение социально – экологических проблем;
- Снижение уровня жизни людей;
- Стрессы.
Важное значение, также имеет и учет климатогеографических условий нашего региона. Адаптация детей нашего города к экстремальным условиям Крайнего Севера, является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья как взрослых так и детей. Современный ребёнок, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации:
- накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки;
- перееданием;
- гиподинамией.
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – недостаток движения. Это не совсем верно. Гиподинамия – болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Выявлено, что дети нашего региона испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что из-за плохой погоды осенью, морозов, короткого светового дня, возрастающих познавательных интересов детей (просмотр видеокассет, компьютерные игры) и в детском саду и дома дети много времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, компьютера). Это вызывает утомление определенных мышц, нарушение обмена веществ и энергии, ведёт к снижению сопротивляемости организма к изменяющимся внешним условиям, ухудшению здоровья. В связи с этим, именно у детей старшего дошкольного возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребёнка. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье пока ещё не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. Поэтому многие родители не служат для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач занятиям физическими упражнениями и закаливанию. И плохо представляют себе, каким образом нужно приобщить ребёнка к здоровому образу жизни. Поэтому у детей и их родителей необходимо формировать интерес к оздоровлению собственного организма посредством формирования у них валеологических знаний. Чем раньше ребёнок получит представления о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Не следует также забывать, что именно дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, способствующих сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения даётся следующее определение понятия «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение активного долголетия.
Основные аспекты здорового образа жизни:
Здоровый образ жизни является доступным каждому универсальным способом оптимизации деятельности физиологических систем организма, сохранения и укрепления здоровья.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, это работа не одного дня, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ с целью формирования навыков здорового образа жизни у детей и их родителей.
Изучив подходы реализуемой в ДОУ программы «Детство» к сохранению и укреплению здоровья детей, можно отметить, что данному направлению уделяется большое внимание как в условиях образовательного учреждения, так и в семье. Однако, в программе недостаточно представлены технологии формирования здорового образа жизни у детей и их родителей. Отсюда вытекает противоречие: между необходимостью осуществления планомерной систематической работы по формированию у детей навыков ЗОЖ и отсутствием конкретных методов и приемов работы с детьми и родителями.
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие элементарных представлений по формированию у старших дошкольников и ценностей здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Задачи программы:
- Формирование элементарных представлений у детей о здоровом образе жизни, осознанное отношение к режиму дня и культурно – гигиенических нормам и правилам
- Развивать стремление к соблюдению режима дня, культурно – гигиенических норм и правил, самоконтроля у старших дошкольников
- Воспитывать желание у детей заботиться о своем здоровье
В основу реализации данной программы положены следующие принципы:
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками; тесную связь физического воспитания с формированием установок, навыков, способов и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает доверие к физическим ощущениям ребёнка, обучение его навыкам ощущать и принимать своё тело таким, какое оно есть;
- принцип систематичности и последовательности предполагает последовательную работу над совершенствованием тела ребёнка;
- принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития, т.к. в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принцип интеграции позволяет совместить в решении задач по формированию представлений о здоровом образе жизни аспекты разных видов деятельности детей и родителей (познавательно-поисковая, изобразительная, художественно-речевая, музыкально-эстетическая деятельность);
- принцип целостности предполагает создание в ДОУ педагогического здоровье сберегающего режима, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей, соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- принцип активного обучения предполагает использование активных форм и методов обучения, способствующих развитию самостоятельности, инициативы, творчества (игровые технологии, работа в парах, организация исследовательской деятельности, тренинги и т.д.);
- принцип коммуникативности предполагает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья; создание условий для наиболее полного раскрытия личности ребёнка, максимального развития его способностей;
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи направлен на создание условий для успешной реализации способностей ребёнка и обеспечение возможности сохранения здоровья в семье;
- принцип успешности и результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Новизна данной программы заключается в том, что:
- при осуществлении работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста основной акцент делается на комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни»;
- одним из важнейших принципов программы является тесное взаимодействие с семьей, т.к. именно семья является первой социальной средой, в которой начинают закладываться основы физического, нравственного и интеллектуального развития детей;
- программа построена на идеях педагогической валеологии, нацеленной на образование, способствующее повышению уровня здоровья детей.
2.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Старшая группа:
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Подготовительная к школе группа:
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Гигиенические навыки у детей 6 – 7 летнего возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
2.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Организация работы по программе «Азбука здоровья» осуществляется на основе парциональной программы «Как воспитать здорового ребенка» (В.Г.Алямовской), оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановского), «Технологии экологического образования старших дошкольников» (раздел «Человек и его здоровье ) (Е.В.Гончаровой).
Планирование работы по формированию представлений о здоровом образе жизни включает в себя следующие формы:
- познавательные занятия,
- беседы;
- Праздники, досуги, развлечения
Реализация системы работы предполагает включение в учебный процесс ежемесячных занятий познавательного цикла, знакомящих детей со строением своего тела, здоровым образом жизни и безопасном поведении в быту и на природе. Познавательная деятельность базируется на технологиях развивающего обучения, основанных на совместной деятельности педагога и детей.
Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины. Задания и упражнения, связанные с получением знаний о здоровом образе жизни интегрируются с другими видами деятельности (двигательной, познавательно-речевой, изобразительной и театрализованной, игровой).
Большая роль в реализации данной системы работы отводится общению взрослого с ребенком, т.к. каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. При организации совместной деятельности воспитателя с детьми широко используем такие методы и приемы:
- дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- релаксационные упражнения, тренинги;
- закаливание;
- наблюдения;
- беседы - пятиминутки;
- моделирование;
- проектирование;
- познавательные минутки;
- прием разрешения проблемных ситуаций;
- труд в природе;
- провокационные ситуации;
- чтение художественной литературы;
- рисование, ручной труд.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают специально-организованные праздники, физкультурно-оздоровительные досуги, игры драматизации, спектакли для родителей и малышей:
- Игры – драматизации: «Весёлые овощи», «Грибными дорожками», Про девочку, которая плохо кушала» (По стихотворению С. Михалкова»;
- Игры – имитации: «Сажаем огород», «Зарядка», «Спортивные упражнения»;
- Театрализованная деятельность «Лесная аптека»;
- Досуг «Встреча с осенью» (День здоровья);
- Музыкально – познавательное развлечение «Осенины», «Мы на Севере живем»;
- Музыкально – спортивное развлечение «Проводы зимы»
- Спортивный досуг «Мамины помощники»;
- Спортивное развлечение на свежем воздухе;
- Спортивный праздник совместно с родителями к 23 февраля;
- Спортивня квест – игра «День космонавтики»;
- Трудовой десант «Озеленим участок. Посадим деревья и цветы»
Показатели валеологического воспитания и обучения детей:
Старшая группа:
- Знает части тела, главные органы и их функции, жизнедеятельность некоторых систем: дыхательной, пищеварительной, кровообращения;
- понимает значение двигательной и трудовой деятельности в укреплении здоровья,
- уделяет внимание своему внешнему виду, здоровью, настроению;
- пользуется правилами защиты и личной безопасности;
- понимает важность режима дня, питания;
- владеет культурно-гигиеническими навыками и практическими приёмами закаливания;
- знает про негативное влияние вредных привычек на здоровье;
- регулирует состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий.
Подготовительная к школе группа.
- Имеет элементарные представления о строении человека, о работе внутренних органов и систем, их влияние на здоровье человека;
- понимает значение природных факторов;
- владеет правилами безопасности;
- проявляет сочувствие к людям старшего возраста и больным;
- понимает необходимость организации жизненного распорядка;
- знает разные гимнастические упражнения и подвижные игры, понимать их роль для здоровья человека;
- имеет представления о пользе питания и закаливающих процедур;
- понимает вред отрицательных привычек для здоровья;
- имеет элементарные представления о рождении и поле: я – мальчик, я – девочка;
- понимает взаимосвязь человека и природы;
- владеет своими чувствами и настроением.
Таким образом, к моменту выпуска в школу дети должны иметь представления о строении собственного тела, об окружающей среде, иметь навыки оказания элементарной помощи.
У детей должны быть сформированы следующие привычки и потребности:
- Ребёнок умеет четко соблюдать режим дня, имеет представления о необходимости его выполнения;
- Знает, что полезно и вредно для собственного организма;
- Знает, что нельзя переедать, есть много мучного и сладкого, как можно больше употреблять овощей, фруктов, зелени, лука, чеснока;
- Нельзя есть овощи и фрукты немытыми.
- Умеет полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и на ночь;
- Ежедневно обтирается или обливается прохладной водой, полностью или частично;
- Ежедневно бегает в медленном темпе довольно длительное время;
- Разминается после пробуждения;
- Умеет расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
- Умеет избегать опасности;
- Осознанно выполняет культурно – гигиенические навыки (мыть руки перед едой, после посещения туалета и т. д.).
2.4 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Старшая группа:
№ | Тема | Кол-во час |
1 | Что в корзинку возьмем | 1 |
2 | Какие грибы бывают | 1 |
3 | Что я знаю про ягоды | 1 |
4 | Витамины укрепляют организм | 1 |
5 | Что полезно детям | 1 |
6 | Могут ли овощи принести вред организму | 1 |
7 | Человек – часть природы | 1 |
8 | Как устроено тело человека | 1 |
9 | Одежда и здоровье | 1 |
10 | Проделки Королевы Простуды | 1 |
11 | Здоровье и болезнь | 1 |
12 | Отношение к больному человеку | 1 |
13 | Сохрани свое здоровье сам | 1 |
14 | Кто с закалкой дружит, никогда не тужит | 1 |
15 | Зимние игры и забавы | 1 |
16 | В чем помогут вата, бинт, грелка со льдом | 1 |
17 | Подружись с зубной щеткой | 1 |
18 | Личная гигиена | 1 |
19 | Полезные и вредные привычки | 1 |
20 | Приятного аппетита | 1 |
21 | Что такое здоровая пища | 1 |
22 | Правила поведения за столом | 1 |
23 | Режим дня | 1 |
24 | На зарядку становись | 1 |
25 | Зачем мы спим | 1 |
26 | Какой воздух нам нужен | 1 |
27 | Пришла весна – ребятам не до сна | 1 |
28 | На воде, на солнце | 1 |
ВСЕГО: | 28 |
Подготовительная группа:
№ | Тема | Кол-во час |
1 | Осенние хлопоты человека | 1 |
2 | Съедобные и ядовитые, грибы и ягоды | 1 |
3 | Овощи – фрукты | 1 |
4 | Путешествие по организму человека | 1 |
5 | Внешнее строение нашего тела | 1 |
6 | Мы здоровье – сбережем | 1 |
7 | Кожа – помощница | 1 |
8 | Для чего нам руки | 1 |
9 | Правила ухода за руками | 1 |
10 | Наши ноги | 1 |
11 | Осторожно – грипп | 1 |
12 | Одевайся по погоде | 1 |
13 | Если ты – заболел | 1 |
14 | Вечная слава воде | 1 |
15 | Чистота – залог здоровья | 1 |
16 | Почему надо закаляться водой | 1 |
17 | Береги глаза и уши | 1 |
18 | Звуки вокруг нас | 1 |
19 | Уроки Мойдодыра | 1 |
20 | Воздушный океан | 1 |
21 | Сила ветра и его влияние на жизнь человека | 1 |
22 | Почему полезен свежий воздух | 1 |
23 | Спорт – это здоровье | 1 |
24 | С чего начинается утро | 1 |
25 | Физкультура и закаливание | 1 |
26 | Зеленая аптека | 1 |
27 | Мишутка знакомит с растениями – медоносами и медом | 1 |
28 | Растения лечат | 1 |
ВСЕГО: | 28 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Привитие у старших дошкольников стойких культурно-гигиенических навыков
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знаний и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми, необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению ставятся следующие задачи:
- Закреплять осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам;
- повышать требования к качеству самостоятельно выполненных культурно-гигиенических действий, добиваться точного и чёткого их выполнения, их правильной последовательности: самостоятельно мыть руки с мылом по мере необходимости, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканчиком для полоскания рта, следить, чтобы все вещи находились в чистоте;
- формировать привычку всегда быть опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого их устранять;
- формировать навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, есть аккуратно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой.
- развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.
Для успешного решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков используем ряд приёмов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Считаем, что необходимо действовать по формуле: сначала помоги ребёнку осознать, зачем ему нужно это делать, затем научи в увлекательной форме, потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому одним из методов воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и т.д. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ.
С детьми проводим такие занятия, например: Игровая программа «Чистые руки», целью которой показать, как правильно мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда их обязательно следует мыть. Вначале занятия используем «Сказку о микробах», предлагаем детям подумать, что в сказке правда, а что вымысел, уточняем, что помогает нам победить микробы; моделируем последовательность выполнения гигиенических действий (с помощью условных знаков составляется схема), затем дети самостоятельно их выполняют. Предлагаем выполнить практическое задание «Вредные советы»: нарисовать человека, который выполнил «Вредные советы» по стихотворению Г.Остера.
Беседа – практикум «Правила ухода за телом» посвящается знакомству детей с основными правилами мытья тела, рук и уходу за волосами. Детям предлагается картинка, на которой изображены опрятные, аккуратно одетые девочка и мальчик, поясняется, что все дети должны быть такими чистыми и постоянно заботиться о себе, затем дети рассматривают кожу на своих руках. Затем воспитатель рассказывает о необходимости купаться, напоминает правила ухода за телом, предлагает практически закрепить эти правила, решает вместе с детьми ситуацию «Мытьё рук и уход за ногтями», в конце занятия детям даётся задание: придумать рекламу какой-нибудь гигиенической процедуры.
Прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, вводим детей в игровую ситуацию. Вносим в группу кукол, у которых болят зубы, «лечим» их, имитируя доктора Айболита, а затем вместе с детьми учим «пациентов» правильно чистить зубы. Дети с помощь зеркала рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие. Опираясь на прошлый опыт детей (у кого болели зубы, как это было неприятно, как была расстроена мама, как страшно было идти к доктору) даем мотивированное представление о необходимости ежедневно чистить зубы. Затем проводим игру – занятие «Кто в первой комнатке живёт?» Предлагаем детям отправиться в путешествие по комнаткам организма. Дети отгадывают загадку: «Вокруг проруби сидят белые голубки». С помощью мелких камушков, семечек подсолнечника на большом овальном макете моделируют необходимое количество зубов, коллективно решают вопрос: « Для чего нужны зубы человеку?», обыгрываем ситуацию «На приёме у стоматолога». Ребёнок – «стоматолог» рассказывает о правилах ухода за зубами, а ребёнок – «больной» показывает практические действия с зубной щёткой.
Довести до сознания детей необходимость выполнения гигиенических процедур, помогают еженедельные беседы – «пятиминутки»:
- «Личная гигиена»;
- «Надо, надо умываться»;
- «Наши верные друзья»;
- «Опасно ли быть неряхой»
- «Знаешь ли ты правила поведения за столом»
- «Чистота – залог здоровья»;
- «Когда я ем»;
- «Одежда и здоровье».
Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима стараемся найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Стихотворения, загадки, рассказы – загадки, физкультминутки, игры и игровые упражнения помогают сделать процесс формирования навыков интересным и ненавязчивым. В игре «Моё утро», передавая мяч друг другу, дети рассказывают, что мы делаем утром. Игровое упражнение «Полезно – вредно» закрепляет знания о полезных и вредных привычках. Игры «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Оденем куклу на прогулку» способствуют воспитанию в детях опрятности и аккуратности.
Для эффективного гигиенического воспитания и развития самоконтроля у старших дошкольников назначаем санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова для развития крепкого ребёнка, а элементы самообслуживания являются первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, правил ухода за ним.
Первые признаки образа физического «Я» возникают в раннем детстве. Выделяя себя, собственное тело из окружающего пространства, из предметов внешнего мира, изучая «географию» своего тела, ребёнок тем самым получает самые первые сведения для создания в последующем представления о себе как о некотором центре переживаний.
Помогая ребёнку осознать своё «Я» следует помнить, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью с определёнными задатками, унаследованными от предков и определяющими его исключительность и возможности, поэтому необходимо поддерживать контакт с ребёнком на почве взаимного уважения, доверия, понимания и принятия друг друга.
Развитие представлений о строении собственного тела у детей старшего дошкольного возраста предполагает решение следующих основных задач:
- Уточнить представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.
- Выработать осознанное отношение к своему здоровью, умение определять своё состояние и ощущение, знать индивидуальные особенности организма.
- Учить детей обрабатывать мелкие царапины, ссадины, правильно действовать в случае заболевания, травмы.
Работая с детьми по данному направлению, изучаем такие темы, как «Откуда я появился», «Из чего сделаны мальчики и девочки», «Мои разведчики и умные помощники», «Необыкновенная одежда человека», «Моя внутренняя кухня», «Страна волшебная – здоровье», «Сохрани своё здоровье сам». Они позволяют ребёнку в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.
Для эффективности изучения материала включаем разнообразные формы и методы работы с детьми:
- познавательные проекты в форме однодневных и многодневных путешествий, занятия – загадки об удивительных тайнах и чудесах своего организма, скрытые и целевые наблюдения воспитателя за детьми и детей друг за другом, работа в группах по решению проблемно-игровых ситуаций, занятия – тренинги и т.д.;
- поисково - познавательная деятельность - практические действия детей с цветными таблицами, микроскопом, лупами;
- «минутки здоровья» (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, массаж биологически активных зон, пальчиковая гимнастика), корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Например, в игре – занятии «Верёвочный человек» знакомим с опорой человека – скелетом. Вводим детей в проблемную ситуацию: пытаемся безуспешно сконструировать человечка из толстых веревок. Дети помогают воспитателю, но придать устойчивость человеку им не удаётся. В процессе самостоятельных поисков дети находят алюминиевую проволоку, проталкивают её в заранее проделанные отверстия, проявляют восторг по поводу сконструированного верёвочного человечка. Воспитатель предлагает рассмотреть цветную таблицу с изображением настоящего скелета человека. Дети находят на себе кости ног, рук, головы, а затем показывают состояние тела, если бы не было внутри скелета. Понять, что наш скелет гибкий помогает превращение детей в добрых и сердитых «котят». Затем дети самостоятельно делают «проволочного человека». В процессе работы ведём непринуждённый разговор о прочности нашего скелета, предлагаем проверить на прочность куриную косточку, которая кладётся между двумя столами, и подвешиваем на неё груз. В конце занятия делаем вывод о том, кто помогает нам двигаться.
Работа продолжается в совместной деятельности. В один из познавательных вечеров рассказываем детям о правильной осанке, упражняем в пантомимическом моделировании походки своих друзей, проводим игры на формирование правильной
осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг», «Гимнастика для ёжика», «Восточный официант».
Ещё один познавательный вечер посвящаем главным силачам человека – мышцам. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации с изображением штангистов, гимнастов, артистов балета, подчёркиваем красоту тела спортсменов, поясняем, что такое мышцы. Организуем с мальчиками этюд «Штанга», а с девочками – этюд «Красивая сосулька», затем зачитываем рассказ А.Дорохова «Молодой старичок», обсуждаем с детьми, почему мальчика так называли, что надо делать, чтобы не превратиться в таких старичков.
С детьми учим стихотворение «Силач» С. Прокофьевой, организуем настольно-печатную игру «Если малыш поранился», которая знакомит детей с приёмами оказания первой медицинской помощи
В сюжетно-ролевой игре «Больница» проигрываем ситуации: «Растяжение мышц», «Перелом ноги», знаком детей с правилами поведения в данных ситуациях и практическими приёмами оказания помощи, дети с удовольствием ребёнку с «переломом ноги» накладывают шину, а с «растяжением мышц» тугую повязку, делают лёгкий массаж, «спиртовые» растирания, накладывают холодный компресс, перевозят на машине скорой помощи в «клинику» для лечения.
Проводим с детьми психофизические тренинговые упражнения по развитию навыков физического самочувствия, цель которых способствовать устранению мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании. Это упражнения: «Резиновая игрушка» (ребёнок представляет себя резиновой игрушкой, закрывает глаза, напрягает и расслабляет мышцы), «Фруктовый сад» (дети представляют, как рвут яблоки в саду), «Память движений (воспитатель показывает несколько движений, сопровождая их словами, дети мысленно вспоминают все движения по порядку, выполняют их), «Создаём танец» (дети представляют экран телевизора, придумывают движения под музыку).
С целью повышения функциональных возможностей организма, восстановления его работоспособности проводим «минутки здоровья», организуемые в разные режимные моменты: во время занятий, перед прогулкой, приёмом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности. «Минутки здоровья» включают в себя массаж, дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции зрения, звуковую и пальчиковую гимнастику, упражнения для растягивания позвоночника.
Массаж – система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. Детей учим выполнять поглаживающие, разминающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру. Например, массаж спины «Дождик», массаж бедра «Дождик», массаж тела «Грибной дождик», массаж пальцев «Умывалочка», массаж лица «Воробей», массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской) «Колобок» (см. приложение №).
Гимнастика для глаз заключается в основном в фиксации зрения на различных точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Эти упражнения способствуют профилактики близорукости и дальнозоркости, выполняются легко. Особенно нравятся детям игры «Сова и лиса» и «Слоник».
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. С детьми старшего дошкольного возраста используем методику А.Н.Стрельниковой , упражнения на задержку дыхания. Упражнения выполняются стоя, сидя и лёжа на спине. Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Самолёт», «Паук», «Ворона» и другие.
Упражнения на растягивание позвоночника помогают детям следить за правильной осанкой, способствуют гибкости позвоночника, который играет ключевую роль в здоровье человека. Поэтому важно научить ребёнка правильно сидеть, стоять, не горбится. Для этой цели предлагаем детям по очереди постоять у «цветка здоровья» - части стены без плинтуса, чтобы ребёнок мог прикоснуться к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.
Формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека
Одна из задач валеологического образования старших дошкольников – формирование элементарных представлений об окружающей среде, её влиянии на здоровье человека. В процессе решения данной задачи углубляем и систематизируем представления о факторах, влияющих на состояние здоровья человека, формируем осознанное выполнение требований к безопасной жизнедеятельности; показываем роль рационального питания в условиях севера в сохранении здоровья; даем представления о связи охраны окружающей среды со здоровьем человека.
Работа по данному направлению помогает помочь детям понять, что полезно, а что вредно для организма.
Закаливание – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Под закаливанием понимаем повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда болезней является охлаждение.
Цель закаливания – выработать способность организма приспосабливаться к определённым условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора и постепенным увеличением дозировки такого действия.
Организацию закаливания детей в ДОУ осуществляем при соблюдении следующих принципов:
- постепенность;
- последовательность;
- систематичность;
- учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
В группах старшего дошкольного возраста мы используем следующие виды закаливания:
- проветривание;
- утренний приём на участке;
- прогулка на свежем воздухе;
- купание в бассейне;
- контрастный душ после бассейна;
- ходьба по мокрым и ледяным дорожкам;
- обширное умывание;
- игры с водой в летний период;
- хождение босиком;
- сон без маек;
- солнечные ванны в летний период;
- полоскание горла прохладной водой.
Рациональное питание, особенно в условиях нашего региона, важный фактор здоровья. На познавательных занятиях, беседах «пятиминутках», в играх и упражнениях детей знакомим с полезными и вредными продуктами, показываем роль витаминов и нитратов. Тематика игр и занятий разнообразна («Щи да каша - пища наша», «Путешествие за витаминами», «Приятного аппетита», «Какие овощи могут быть полезны для здоровья», «Сладкое, горькое, кислое, солёное», «Поварёнок»). Эмоциональный отклик вызывает у детей игры-драматизации: «Витаминная семья» и «Борщ». Учитывая индивидуальные особенности организма, дети, страдающие аллергией, знают, какие продукты им нельзя употреблять в пищу.
В жизни каждого человека встреча с лекарственными растениями оставляет неизгладимый след. Люди с древности изучали лечебные свойства растений. Знакомство с ними детей происходит чаще всего в повседневной жизни (на участке, на даче). Часто дети рассказывают о том, как подорожник приложили на ранку, мама заварила чай с мятой. На занятиях, рассматривая иллюстрации с изображением растений, узнаем, при каких заболеваниях они используются (отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине, из мяты, душицы, зверобоя заваривают успокоительный чай, для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, из шиповника при нехватке витаминов).
В своей работе с детьми мы стремимся показать, что чистый воздух и вода – богатство страны, солнце – источник тепла и света, рассказываем об основных причинах загрязнения воздуха и воды, мероприятиях по защите окружающей среды, о влиянии чистого воздуха и воды на здоровье человека. Одним из методов, позволяющих дать представление о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека, является экспериментирование. Детям нравится самостоятельно изучать свойства воздуха и воды, способы очистки воды с помощью фильтров. (С удовольствием пропускают загрязнённую воду через салфетку, кусочек марли, песок.) Закрепить знания о природных факторах закаливания организма помогают познавательные беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как мы дышим», «Как работает сердце человека», игры «Земля, вода, воздух», «Ходят капельки по кругу», «Ручейки и озёра». Изучению правил поведения в природе способствует пособие «Как избежать неприятностей на природе».
Экология нашего города тесно связана с добычей нефти. Знакомя детей со свойствами нефти, обращаем внимание, что порывы трубопровода могут привести к загрязнению окружающей среды. Рассматривая капельку нефти, попавшую на салфетку, дети делают вывод, нефть – маслянистая жидкость, проникающая глубоко внутрь предмета, она легче воды, поэтому образуя на воде плёнку, загрязняет воду.
Таким образом, знакомя детей с природными явлениями, у детей формируем элементарные представления об окружающей среде и её влиянии на здоровье человека.
Двигательная активность и здоровье
Двигательный режим в ДОУ предусматривает:
- Утреннюю гимнастику;
- Физкультурные занятия;
- Занятия по плаванию;
- Физкультурные досуги и развлечения;
- Двигательную активность на прогулках;
- Гимнастику после сна;
- Оздоровительный бег;
- Физкультминутки;
- Подвижные игры в течение дня;
- Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.
Дозированный бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.
Подвижные и спортивные игры совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие качества. Проводя игры, учитываем различную степень подвижности ребёнка в игре, игры включают различные виды движений (бег, прыжки, метание) и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры («Лягушки и аист», «Кот и мыши», «Гуси») и игры с предметами (мячами, обручами, скакалками). Особой популярностью пользуются у старших дошкольников игры – эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования, спортивные (футбол, хоккей, городки).
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна при открытых фрамугах. Её цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она обычно состоит из 4-5 разминочных упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в кровати, речевых упражнений с движениями, точечного массажа. Дополняется гимнастика ходьбой по «тропе здоровья» в сочетании с закаливающими процедурами – ходьбой по мокрым и ледяным дорожкам.
Оздоровительный бег – длительный бег в медленном темпе, проводится после бодрящей гимнастики. Начинаем бег в начале учебного года с 1 минуты, каждые две недели длительность бега увеличиваем на 15 секунд, к концу года – на 3 – 3,5 минуты.
Основные принципы бега:
- Бег должен доставлять детям удовольствие;
- Бегать каждый день;
- Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;
- После бега не забыть расслабиться.
Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание, кровообращение («По грибы», «Отдыхаем», «Буратино», «Часы»).
Пальчиковые игры помогают развить у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление («Ветер и тучка», «Кораблик», «Замок», «Посуда»).
Особую роль в жизни ребёнка играет праздник, он является важным событием в жизни маленького человека. Праздник приносит радость, даёт душевную и физическую разрядку. Развлечения и досуги – одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются:
- доставить детям удовольствие, развлечь их;
- обогатить какими-либо впечатлениями;
- пробудить творческую двигательную активность;
- закреплять и развивать уже полученные навыки.
Формы организации развлечений оздоровительной направленности, ставят своей целью в первую очередь развитие двигательных качеств детей и закрепление знаний о здоровом образе жизни:
- Познавательные досуги преследуют цель закрепления знаний, направленных на сохранение здоровья («Путешествие в страну чистоты и здоровья»).
- Физкультурный досуг, построенный на знакомых подвижных играх или игровых движениях («Встреча с осенью», «Мамины помощники»)
- Физкультурный досуг на свежем воздухе («День здоровья», «Мы на Севере живём»)
- « «Весёлые старты» включают в себя игры – эстафеты («Мы – космонавты»).
- Тематический досуг строится по определённому сюжету («Проводы зимы»)
- Музыкально-театрализованное преставление, в основе которого лежит драматизация литературного произведения («Про девочку, которая плохо кушала», «Лесная аптека»).
Таким образом, двигательная активность детей в течение дня, влияет на формирование привычки ежедневных физических упражнений, способствует укреплению и сохранению здоровья.
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Группа | Количество занятий | ||
В неделю | В месяц | В год | |
Старший дошкольный возраст | 1 | 4 | 28 |
3.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Старшая группа:
Тема: | Программные задачи: | Материалы: |
1 неделя: Что в корзинку возьмем? | Формировать знания о съедобных грибах и ягодах. Развивать память, наблюдательность, воспитывать экологическую культуру. | 1.Чтение Е. Спирина «Что в корзинке у Аленки» 2.Сюжетная игра «Поездка в лес» 3.Загадки о грибах и ягодах |
2 неделя: Какие грибы бывают | Дать представление о съедобных и ядовитых грибах, научить различать их по картинкам и признакам. Вызвать желание помогать сверстникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. | 1.Беседа «Какие грибы бывают» 2.Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок» 3.Лепка «Корзинка с грибами» |
3 неделя: Что я знаю про ягоды? | Дать представление о съедобных и ядовитых ягодах, научить различать их по картинкам и признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя. | 1.Беседа «Что я знаю про ягоды?» 2.Аппликация «Ветка рябины» 3.Чтение Е. Болдарева «Ягоды» |
4 неделя: Витамины укрепляют организм | Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются. | 1.Игра – драматизация «Веселые овощи» 2.Беседа «Что мы делаем, когда едим» 3.Музыкальный праздник «Осенины» |
5 неделя: Что полезно детям? | Формировать знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. | 1.Беседа «Еще один секрет черепахи Тортиллы» 2.Словесная игра «Съедобное – не съедобное» 3.Чтение Л. Зилберг «Что вкуснее всего» |
6 неделя: Могут ли овощи принести вред организму | Продолжать формировать знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. Обобщить понятия «ягоды», «овощи», «фрукты». Воспитывать культуру питания чувство меры. | 1.Игра – имитация «Сажаем огород» 2.Опыт «Посадка лука» 3.Лепка «Овощи – фрукты» 4.Досуг «Встреча с осенью» (День здоровья) |
7 неделя: Человек – часть природы | Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой. | 1.Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» 2.Чтение Н. Юдин «Главное чудо света» 3.Игровое упражнение «Услышь свое имя» |
8 неделя: Как устроено тело человека | Продолжать формировать представления о неразрывной связи человека с природой. Воспитывать чистоплотность, аккуратность, желание быть здоровым. | 1.Дидактическая игра «Назови части тела» 2.Презентация «Как устроено тело человека» 3.Опыт «Почему исчезли звуки» (последовательно закрыть глаза, уши, нос и выяснить, как человек чувствует себя при этом) |
9 неделя: Одежда и здоровье | Познакомить со способностью человека приспосабливаться к сезонным изменениям погоды и одеваться по погоде. Воспитывать желание быть здоровым. | 1.Беседа «Одежда и здоровье» 2.Опыт «Свойства тканей» (показать зависимость выбора одежды по сезону от свойства ткани) 3.Изготовление бумажных кукол и одежды к ним 4.Сортивный досуг «Мамины помощники» |
10 неделя: Проделки Королевы Простуды | Расширять знания о профилактике простудных заболеваний. Воспитывать понятие о здоровом образе жизни. | 1.Театрализованная деятельность «Лесная аптека» 2.Чтение М. Лазарева «Микробы и мыло» 3.Опыт «Заварим воду чаем, ромашкой, мятой, смородиной» (Познакомить с полезными свойствами лекарственных трав) |
11 неделя: Здоровье и болезнь | Формировать представление о здоровье как одной из ценностей. Продолжать формировать понятие о здоровом образе жизни. | 1.Беседа «Микробы и вирусы» 2.Настольно – печатная игра «Гигиена и хорошее здоровье» 3.Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья» |
12 неделя: Отношение к больному человеку | Развивать интерес к познанию себя и своих возможностей. Воспитывать желание быть здоровым. | 1.Создание проблемно – игровой ситуации «Навестим больного» 2.Аппликация «Добрый доктор Айболит» 3. Чтение С. Михалков «Больница для зверей» 4.Музыкально – познавательное развлечение «Мы на Севере живем» |
13 неделя: Сохрани свое здоровье сам | Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем. | 1.Просмотри презентации «Советы доктора Пилюлькина» 2.Чтение Н. Юдин «Расти здоровым» |
14 неделя: Кто с закалкой дружит, никогда не тужит | Дать знания о несложных приемах оздоровления. Воспитывать желание заботиться о себе, соблюдать здоровый образ жизни. | 1.Опыт «Изучение свойства воды – замерзание» (заморозить воду для получения цветных льдинок) 2. Игра «Заморожу» 3.Презентация «Для чего нужно закаливание» |
15 неделя: Зимние игры и забавы | Побуждать к выполнению физических упражнений. Уметь радоваться достигнутому результату. | 1.Познавательное видео «Зимние игры и забавы» 2.Игра – имитация «Спортивные упражнения» 3.Рисование «Зимние забавы» |
16 неделя: В чем помогут вата, бинт, грелка со льдом | Формировать умение оказывать себе элементарную помощь. Воспитывать аккуратность, желание помочь сверстникам, попавшим в трудную ситуацию. | 1.Настольно – печатная игра «Если малыш поранился» 2.Чтение К. Чуковский «Айболит» 3.Создание проблемно – игровой ситуации «Случай на катке» 4.Сортивное развлечение на свежем воздухе |
17 неделя: Подружись с зубной щеткой | Дать представления о детской зубной щетке и пасте, познакомить с методами ухода за зубами. Воспитывать желание заботиться о зубах. | 1.Презентация «Что полезно, что вредно для зубов» 2.Игровое упражнение «Чистим зубки правильно» 3.Беседа «Какие продукты помогают сохранить зубы здоровыми» |
18 неделя: Личная гигиена | Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, довести до сознания важность их соблюдения. | 1.Чтение Т. Шорыгина «Чистюля енот» 2.Загадки об умывальных принадлежностях 3.Опыт «Как получить мыльные пузыри» (Научить выдувать воздух через соломинку) |
19 неделя: Полезные и вредные привычки | Формирование представлений о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье человека . Воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. | 1.Чтение Т. Шорыгина «Привычки» 2.Презентация «Наши верные друзья» 3.Настольно – печатная игра «Гигиена и хорошее здоровье» 4.Спортивный праздник совместно с родителями к 23 февраля |
20 неделя: Приятного аппетита | Рассказать о продуктах питания и их значении для человека. | 1.Опыт «Изготовление продуктов из соленого теста» (познакомить со свойствами муки) 2.Игра – драматизация по стихотворению С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» 3.Чтение В. Левин «Аппетитная песенка» |
21 неделя: Что такое здоровая пища | Познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное питание» | 1.Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища» 2.Игра «В гостях у Мишки» 3.Видео «Полезные и вредные продукты» |
22 неделя: Правила поведения за столом | Уточнить правила столового этикета, развивать познавательные интересы, умение делать несложные выводы. | 1.Презентация «История столовых приборов» 2.Беседа «Знаешь ли ты правила поведения за столом?» 3.Чтение И. Горюнова «Этикет для карапузов» 4.Музыкально – спортивное развлечение «Проводы зимы» |
23 неделя: Режим дня | Сформировать представления о правильном режиме дня и его значении в жизни человека. Вызвать желание соблюдать режим дня. | 1.Презентация «Что такое режим дня» 2.Чтение Т. Шорыгина «Зачем соблюдать режим» 3.Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» |
24 неделя: На зарядку становись | Рассказать о пользе утренней зарядки. Вызвать желание делать зарядку, соблюдать здоровый образ жизни. | 1.Игра – имитация «Зарядка» 2. Физкультминутка «На зарядку становись» 3.Пальчиковая гимнастика «Утречко» |
25 неделя: Зачем мы спим | Дать понятие, что Земля имеет форму шара, показать роль Солнца в суточном режиме существ. Закрепить понятие «сутки», учить устанавливать временные связи. | 1.Опыт «Почему день сменяет ночь» (показать, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг своей оси, поворачивается разными сторонами к Солнцу) 2.Изготовление макета часов 3.Чтение Т. Дубовкина «Утро, день, вечер, ночь» 4.Спортивная квест – игра «День космонавтики» |
26 неделя: Какой воздух нам нужен | Дать представления о свойствах воздуха, научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, а родники – бесценный дар природы. | 1.Беседа «Как мы дышим» 2.Опыт «Свойства воздуха» (выяснить, что: воздух есть везде, он сжимается, теплый воздух поднимается вверх, имеет вес) 3. Надувание воздушных шариков |
27 неделя: Пришла весна – ребятам не до сна | Расширять знания об окружающем мире. Воспитывать усидчивость, умение управлять своим поведением. | 1.Хороводня игра «Раздувайся пузырь» 2.Ручной труд «Вертушка» 3.Видеоролик «Времена года» |
28 неделя: На воде, на солнце | Закрепить знания об окружающем мире. | 1.Игровое упражнение «Хорошо – плохо» 2. Опыт «Сделаем воду чистой» (показать способы очистки воды с помощью фильтров) 3. Рисование «Море волнуется» 4.Трудовой десант «Озеленим участок. Посадим цветы и деревья» |
Подготовительная группа:
Тема: | Программные задачи: | Материалы: |
1 неделя: Осенние хлопоты человека | Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме в лесу, на огороде, в саду. | 1.Литературно – музыкальная композиция «Осенины» 2.Чтение В. Глушенко «Зайчик на огороде» 3.Беседа «Это надо запомнить» |
2 неделя: Съедобные и ядовитые, грибы и ягоды | Формировать знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Развивать память, наблюдательность, воспитывать экологическую культуру. | 1.Презентация «Съедобные и ядовитые, грибы и ягоды» 2.Игра – драматизация «Грибными дорожками» 3.Настольно – печатная игра «Съедобное и несъедобное» |
3 неделя: Овощи – фрукты | Познакомить с заготовкой зерновых культур, овощей, фруктов на зиму. Дать представление о нитратах и рассказать, об их вреде для организма человека, способа их удаления из растений | 1.Дидактическая игра «Угадай по описанию» 2.Опыт «Выращивание растения из морковных верхушек» (показать условия роста растений, способы их размножения) 3.Рисование «Натюрморт» |
4 неделя: Путешествие по организму человека | Дать представление о внутренних органах человека, познакомить с деятельностью пищеварительной, кровеносной и дыхательной систем. | 1.Презентация «Тело человека» 2.Чтение С. Паркер «Занимательная анатомия» 3.Дидактическая игра «Знаешь ли ты» |
5 неделя: Внешнее строение нашего тела | Формировать представление о взаимосвязи всех органов. Воспитывать интерес и бережное отношение к своему организму. | 1.Дидактичекая игра «Конструктор тела» 2.Чтение энциклопедии «Все обо всем» 3.Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника» |
6 неделя: Мы здоровье – сбережем | Воспитание у дошкольников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих | 1.Беседа «Нужно ли помогать своему организму» 2.Опыт «Прислушайся к себе» (Показать значение работы сердца в спокойном состоянии и после физической нагрузки) 3.Чтение М. Лазарев «Знай свое тело» |
7 неделя: Кожа – помощница | Развивать представления детей о коже, ее основных функциях. Воспитывать стремление содержать свое тело в чистоте. | 1.Презентация «Наша кожа» 2.Беседа «Чем помогает человеку кожа» 3.Опыт «Для чего на коже выступает пот, когда человеку жарко». (Намочить одну руку в воде, другую оставить сухой. Подуть на обе руки по очереди и сделать вывод о том, что влажной руке холоднее). 4.Досуг «Встреча с осенью» (День здоровья) |
8 неделя: Для чего нам руки? | Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства, что по руке можно узнать о его здоровье, характере. | 1.Пальчиковая гимнастика «Ладошки» 2.Беседа «Что я делаю руками» 3.Чтение С. Баруздин «Руки» |
9 неделя: Правила ухода за руками | Продолжать учить сознательно относиться к развитию своей руки. Учить детей изображать предметы символично. | 1.Тренинг «Ощути свои мышцы» (согнуть руку в локте и напрячь, потрогать, сделать вывод о зависимости мышечной силы от занятий сортом). 2.Рисование ладошками и пальцами «Мои фантазии» 3.Беседа «Уход за руками» |
10 неделя: Наши ноги | Дать понятие о важности человеческой ноги. Формировать представление о том, зачем нужны ноги. Познакомить с правилами гигиены и безопасности ног. | 1.Беседа «Плоскостопие» 2.Чтение А. Барто «Я расту» 3.Презентация «Правила гигиены и безопасности для ног» 4.Спортивный досуг «Мамины помощники» |
11 неделя: Осторожно – грипп | Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой. | 1.Видеоролик «Уроки тетушки Совы» 2.Чтение С. Михалков «Грипп» 3.Беседа «Почему люди болеют?» |
12 неделя: Одевайся по погоде | Учить заботиться о своем здоровье, формировать бережное отношение к своему телу. | 1.Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» 2.Рисование «Дети на прогулке» 3.Презентация «Основные правила закаливания» |
13 неделя: Если ты – заболел | Учить детей самостоятельно рассказывать, о различных способах зашиты от вируса; знать несложные приемы оздоровления. | 1.Беседа «Лекарства – друзья, лекарства – враги» 2.Сюжетно – ролевая игра «Аптека» 3.Игровое упражнение «Медикаменты» 4.Музыкально – познавательное развлечение «Мы на Севере живем» |
14 неделя: Вечная слава воде | Расширять знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека. Дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. | 1.Беседа «Береги воду» 2.Опыт «Изучение свойств воды» (Вода не имеет запаха, вкуса, цвета; вода принимает форму сосуда). 3.Дидактическая игра «Земля, вода, огонь и воздух» |
15 неделя: Чистота – залог здоровья | Продолжать воспитание культурно – гигиенических навыков. Воспитывать бережное отношение к воде. | 1.Беседа «Надо, надо умываться» 2.Разработать с детьми «Правила чистюли» 3.Чтение А. Барто «Девочка – чумазая» |
16 неделя: Почему надо закаляться водой | Дать знания о несложных приемах оздоровления. Воспитывать желание заботиться о себе, соблюдать здоровый образ жизни. | 1.Презентация «Основные правила закаливания» 2.Опыт «2 состояния воды» (Показать, как из снега получить воду, что такое пар и когда его можно увидеть; лед – легче воды) 3.Игровое упражнение «Заморожу» 4.Спортивное развлечение на свежем воздухе |
17 неделя: Береги глаза и уши | Дать представления о том, что глаза и уши являются главными органами чувств человека, уточнить, что уши и глаза у всех разные. Познакомить со строением глаза, привести к пониманию, что глаза нужно беречь. | 1.Видеоролик «Об органах чувств и их значении в жизни человека» 2.Чтение С. Паркер «Занимательная анатомия или что тобой управляет» 3.Загадки об органах чувств |
18 неделя: Звуки вокруг нас | При помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков. Привести к пониманию, что слух необходимо беречь. | 1.Игровое упражнение «Что я слышу» 2.Чтение «Правила по охране слуха» 3.Беседа «Звуки вокруг нас» |
19 неделя: Уроки Мойдодыра | Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур, о правилах личной гигиены. | 1.Дидактическая игра «Назови и покажи» 2.Изготовление значков, сберегающих зрение и слух» 3.Чтение Т.Шорыгина «Чистюля енот» 4.Спортивный праздник совместно с родителями к 23 февраля |
20 неделя: Воздушный океан | Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по его защите. | 1.Чтение Ю. Ефремов «Воздух» 2.Беседа «Источники загрязнения воздуха» 3.Опыт «В какой почве больше воздуха» (показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей) |
21 неделя: Сила ветра и его влияние на жизнь человека | Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь человека. | 1.Физкультминутка «Ветер северный, ветер южный» 2.Опыт «Ветер – движение воздуха» (определить направление ветра с помощью флюгера) 3.Ручной труд «Вертушки, «Султанчики» |
22 неделя: Почему полезен свежий воздух | Уточнить и расширить знания детей о воздухе и его составе. Воспитывать заботливое отношение к здоровью. | 1.Беседа «Почему полезен свежий воздух» 2. Игровое упражнение «Надуваем шар» 3.Дидактическая игра «Хорошо – плохо» 4.Музыкально – спортивное развлечение «Проводы зимы» |
23 неделя: Спорт – это здоровье | Развивать интерес и желание заниматься спортом. Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиадах. Продолжать формировать понятие о здоровом образе жизни. | 1.Презентация «Почему надо заниматься спортом» 2.Игры со скакалками и обручами 3. Чтение Е. Багрян «Маленький спортсмен» |
24 неделя: С чего начинается утро | Рассказать о пользе утренней зарядки. Вызвать желание делать зарядку, соблюдать здоровый образ жизни. | 1.Игра – имитация «Зарядка» 2. Физкультминутка «На зарядку становись» 3.Чтенеие Т. Шорыгина «Утренняя зарядка» |
25 неделя: Физкультура и закаливание | Дать знания о приемах закаливания. Воспитывать желание заботиться о себе, соблюдать здоровый образ жизни. | 1.Игра «Заморожу» 2.Беседа «Зачем нужно закаливание» 3.Изготовление атрибутов для спортивного уголка 4.Спортивная квест – игра «День космонавтики» |
26 неделя: Зеленая аптека | Уточнять и расширять представления детей о лекарственных растениях. | 1.Беседа «Аптека в лесу и на кухне» 2.Сюжетно – ролевая игра «Поездка в лес» 3.Чтение В. Рождественский «Подорожник» |
27 неделя: Мишутка знакомит с растениями – медоносами и медом | Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений, активизировать умственную деятельность. | 1.Беседа «Правила сбора лекарственных растений» 2.Панно «Лекарственные растения» 3.Загадки о лекарственных растениях |
28 неделя: Растения лечат | Продолжать расширять знания о лекарственных растениях, продолжить знакомство с их свойствами. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. | 1.Дидактическая игра «Узнай целебную траву» 2.Сюжетно – ролевая игра «Аптека» 3.Рисование «Растения – помощники» 4.Трудовой десант «Озеленим участок. Посадим деревья и цветы» |
3.3 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ОТСЛЕЖИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Показатели | Критерии | Методы обследования | Диагностич. инструментарий | Ответственный |
Уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о факторах здорового образа жизни. | 1.Сформированность культурно – гигиенических навыков 2.Представления о строении собственного тела, правил ухода за ним. 3.Представления детей о факторах здорового образа жизни. | В процессе собеседования, наблюдения | Методика Г.А. Урунтаевой. | Воспитатель |
Индекс здоровья | Количество детей ни разу не болевших в месяц, в квартал, в год. | Количество детей ни разу не болевших в месяц х 100: списочный состав | Воспитатель,ст. мед. сестра | |
Уровень представлений родителей о ЗОЖ | 1.Представления родителей о ЗОЖ. 2.Мотивы побуждающие вести ЗОЖ. | Анкетирование | Анкета | воспитатель |
1. Показатели и критерии педагогического обследования уровня умений и навыков, представлений детей старшего дошкольного возраста о факторах здорового образа жизни.
Методика Г.А. Урунтаевой.
Цель: определить уровень сформированности культурно-гигиенических умений и навыков у детей, представлений старших дошкольников о строении тела человека ухода за ним. Выявить уровень представлений у детей о факторах здорового образа жизни.
Методы обследования: Наблюдение за детьми при выполнении режимных процессов (Умывании, приёме пищи, одевании и раздевании с прогулки); опрос детей с использованием рабочей тетради «Безопасность», дидактической игры «Валеология» или здоровый малыш», рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Показатели:
1. Сформированность культурно-гигиенических умений и навыков:
1.1.Умывание;
- Имеет представления о значении мытья рук (Зачем нужно умываться?)
- Имеет навыки быстрого и правильного умывания, пользования полотенцем.
1.2. Приём пищи.
- Имеет навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож).
- Имеет навыки культурного поведения за столом(сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пережёвывать пищу, пользоваться салфеткой).
- Имеет навыки полоскания рта после каждого приёма пищи.
1. 3. Одевание и раздевание.
- Имеет навыки самостоятельного одевания и раздевания.
- Самостоятельно, правильно и аккуратно складывает вещи в шкаф.
- Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своём внешнем виде.
2.Представления о строении собственного тела, правил ухода за ним.
- Назови части своего тела. Для чего они нужны?
- Как нужно ухаживать за ними, чтобы они были здоровыми?
- Что может случиться, если их не беречь?
3.Представления детей о факторах здорового образа жизни.
- Что значит: быть здоровым человеком? Хотел ли бы ты всегда быть здоровым? Что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым?
- Для чего мы кушаем? Какие продукты являются полезными для здоровья человека, а какие нет?
- Что такое спорт? Какие виды спорта ты знаешь?
- Для чего нужно заниматься спортом, утренней зарядкой?
- Что такое закаливание? Для чего оно нужно?
- Как можно закаляться, чтобы не болеть.
Критерии оценки:
1 балл Культурно-гигиенические умения и навыки у детей не развиты, отсутствует осознание значения выполнения культурно-гигиенических норм и правил для своего здоровья, требуется постоянный контроль воспитателя за правильным выполнением гигиенических процедур. Отсутствуют представления о значении органов человека для полноценной жизнедеятельности, правилах ухода за своим телом, органами. Не имеет представлений о факторах здорового образа жизни.
2 балла Культурно-гигиенические навыки развиты недостаточно, с помощью наводящих вопросов воспитателя объясняет значение выполнения культурно-гигиенических норм и правил для своего здоровья, правильное выполнение гигиенических процедур осуществляет по напоминанию взрослого. Имеет представления о строении своего тела, с помощью наводящих вопросов воспитателя объясняет значение и правила ухода за своим телом, факторов здорового образа жизни.
3 балла Культурно-гигиенические навыки развиты на достаточном уровне, имеет осознанное представление о значении выполнения культурно-гигиенических норм и правил для своего организма. Имеет достаточные представления о значении органов человека для полноценной жизнедеятельности, правилах ухода за своим телом, органами. Имеет достаточные представления о факторах здорового образа жизни.
Оценка результатов:
Высокий – 41 – 51
Средний – 29 – 40
Низкий – 17 - 28
2. Анкета для родителей
на тему «Здоровый образ жизни»
1. Что такое на Ваш взгляд «здоровый образ жизни»? Проранжируйте предложенные варианты по значимости:
- не пить;
- не курить;
- заниматься спортом;
- полноценно и правильно питаться;
- не употреблять наркотики;
- не вести беспорядочную половую жизнь;
- вести осмысленную жизнь;
- жить полноценной – духовной жизнью;
- позитивное отношение к себе;
- доброжелательное отношение к другим людям;
- гармоничные отношения в семье;
- саморазвитие, самосовершенствование;
- другое.
2. Необходим ли, по Вашему мнению, здоровый образ жизни? (нужное подчеркнуть)
- да
- нет
Если «НЕТ» - то почему? Если «ДА» - то зачем?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Вы думаете, является ли Ваш образ жизни здоровым? (оцените себя по 10 бальной шкале)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Как Вам кажется, насколько эффективность жизни зависит от образа жизни? (нужное подчеркнуть)
- полностью;
- во многом;
- не очень;
- не зависит.
5. Для чего Вы стали бы вести здоровый образ жизни? (нужное подчеркнуть) Чтобы:
- быть сильным;
- быть красивым;
- быть всегда в форме;
- быть успешным в делах;
- в полной мере осуществить свои способности;
- развиваться как личность;
- иметь здоровых детей;
- получать от жизни радость, удовлетворение;
- другое.
6. Какие обязательства могли бы побудить Вас вести ЗОЖ?
- тяжелая болезнь;
- жизненный кризис;
- смерть близкого человека;
- общее неудовлетворительное самочувствие;
- неудачи в делах;
- пример в ЗОЖ авторитетного для Вас человека;
- влюбленность;
- чтение социальной литературы;
- участие в лекциях или семинарах по ЗОЖ.
- проблеме;
- другое.
- Что Вы делаете для повышении уровня своего здоровья?
3. Показатель индекса здоровья.
Месяц | Списочный состав | Количество не болевших детей | Индекс здоровья (количество детей ни разу на болевших х 100: списочный состав) |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Всего за квартал | |||
Декабрь Январь Февраль Всего за квартал | |||
Март Апрель Май Всего за квартал | |||
Всего за год |
Показатели эффективности реализации программы «Азбука здоровья».
- Стабильно высокий показатель индекса здоровья;
- Повышение уровня культурно-гигиенических навыков;
- Повышение уровня представлений детей о строении организма и правилах ухода за ним;
- Повышение уровня представлений детей о факторах здорового образа жизни;
Таким образом, при реализации комплексной системы оздоровления детей формируется здоровый образ жизни. Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим способом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
3.4 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пособия, ТСО
Наглядные пособия | Название пособия |
ТСО ИКТ | Интерактивная доска |
Ноутбук | |
Магнитофон | |
Средообразующие | Ковер детский |
Стеллажи для пособий | |
Столы детские | |
Стулья детские | |
Физкультурный уголок | Мячи |
Скакалки | |
Обручи | |
Городки | |
Кегли | |
Кольцеброс | |
Канат | |
Ленты | |
Мешочки с песком | |
Схемы правильного оформления движений | |
«Дорожки здоровья» | |
Тренажеры для профилактики плоскостопия | |
Уголок здоровья | Самодельные тренажеры для коррекции зрения и дыхания |
Валеологические игры из серии «Здоровый малыш» | |
Плакаты о строении тела человека, продуктах питания, ЗОЖ | |
Игры – лото | |
Карточки – схемы с алгоритмом правильного выполнения КГН | |
Художественная литература по теме |
Презентации: «Как устроено тело человека», «Советы доктора Пилюлькина», «Зачем необходимо закаляться», «Что полезно, что вредно для зубов», «Наши верные друзья», «Режим дня», «Съедобные и ядовитые, грибы и ягоды», «Правила гигиены и безопасности для ног». Видеоматериалы: «Полезные и вредные продукты», «Уроки тетушки Совы», «Времена года». Предметно-развивающая среда распределяется по принципу свободного зонирования: учебная зона, стол для изобразительной деятельности, игровая, конструктивная, театрализованная, физкультурная зоны, уголок уединения, уголок экспериментирования. Все зоны достаточно статичны и подвижны. Ребёнок имеет свободный доступ ко всему тому, что не угрожает его безопасности. Для формирования преставлений о влиянии окружающей среды на здоровье детей, в группах имеются уголки экспериментирования, позволяющие детям самостоятельно проводить элементарные опыты: лупа, микроскоп, песок, глина, камни, продукты, ракушки, воздушные шары, стаканчики и баночки разного размера, мелкие игрушки из разного материала, песочные часы и т.д. Для организации закаливающих мероприятий имеются индивидуальные стаканчики для полоскания рта, дорожки для ходьбы, водный термометр, термометр для определения температуры воздуха.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.В. Гаврючина «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ». Москва. 2007 год.
- «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
- Программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребёнка». Москва 1993
- Программа Т.Н. Дороновой «Радуга», «Из детства в отрочество».
- Е.Н. Черенкова «Уроки этикета».
- К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников».
- Е.В. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье», «Осторожные сказки».
- Е.В. Гончарова «Технология экологического образования детей старшей группы», «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе». Екатеринбург. 2002 год.
- « ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».
- М.А. Фисенко «ОБЖ, средняя и старшая группа. Разработка занятий».
- С.Е. Шукшина «Я и моё тело». Москва. 2004 год.
- Н.Н. Луконина «Физкультурные праздники в детском саду».
- Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Москва. 2007 год.
- М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет». Москва. 2004 год.
- Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста», «Познавательные занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Воронеж. 2002 год.
- Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет». Ярославль. 2003 год.
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом». Москва. 2001 год.
- Журналы «Дошкольное воспитание» №3- 2005 год, №3- 2004 год, № 10 -2003 год, №3-1993 год.
- Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх». Москва 1992 год.
- О.И. Бочкарева «система работы по формированию здорового образа жизни старшая, подготовительная группа» Волгоград 2005 год.
- М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» Москва 2007 год.
- Н.И. Крылова «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ» Волгоград 2008 год.
- М.Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград 2008 год
Интернет – ресурсы:
1.https://docs.yandex.ru/docs/ tekst_kompleksnoj_programmy_detstvo.
2.http://gtn.lokos.net/mbdou54/star1/vozrastnie_osobennosti_5-6_let.pdf
4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/08/28/beseda-s-detmi-na-zaryadku-stanovis
7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/10/22/beseda-moi-nozhki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное НОД по теме здоровье "Азбука здоровья"
Закреплять и расширять знания детей о полезных продуктах питания. Закреплять знания детей на здоровье, двигательную активность, правильное питание, гигиенические процедуры. Развивать познаватель...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""
Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....
"Азбуку здоровья изучай и своё здоровье сохраняй"
Предлагаемый сценарий физкультурного досуга воплощает в себе новый подход знакомства детей с темой "Здоровья". Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в зд...