Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»
консультация

Оксана Владимировна Питайкина

Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

образовательная область «Физическое развитие»

https://detdomkar.educhel.ru/uploads/40400/40307/section/968950/.thumbs/7aa656e3c94bfe456fc8a95b359fcc86.png?1576057415964

Подготовила:

Питайкина Оксана Владимировна,

старший воспитатель

(высшая квалификационная категория)

город Рубцовск, 2022 год

Цель: закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья.

«Движение — это жизнь».

Аристотель

Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, особое значение имеет двигательная активность. Она выступает в качестве естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка.

Известно, что современные дети старшего дошкольного возраста недополучают необходимый объем двигательной активности в связи с увеличением продолжительности непосредственно образовательной деятельности, игр с преобладанием статических поз, а также возрастающим интересом к просмотру телепередач, видеозаписей, компьютерным играм и т. д. В связи с этим у дошкольников формируются вредные привычки малоподвижного образа жизни.

В режиме малой подвижности (при гиподинамии) у детей происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Поэтому необходимо обратить особое внимание на обеспечение детей рациональным (оптимальным) уровнем двигательной активности в условиях детского сада и семьи, создать для этого атмосферу эмоциональной поддержки.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), определяет, что одним из важных условий для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы в различных видах и формах двигательной активности. Для этого педагогам необходимо позаботиться о создании физкультурно-игровой среды в условиях детского сада.

Одним из важных компонентов режима двигательной активности ребенка является зарядка.

Необходимо отметить, что музыка является важным элементом зарядки и носит доминирующий характер:  

  • определяет ритм и темп движений, выступает одним из факторов, стимулирующим движения;
  • повышает эмоциональность и эффективность проведения зарядки в целом;
  • в сочетании со словом (стихами, песнями) помогает детям быстрее запомнить последовательность движений и передать выразительность их характера;
  • с четкой и ясной фразировкой вызывает у дошкольников хорошую моторную реакцию;
  • темп музыкального произведения помогает выполнять упражнения качественно и с хорошей амплитудой;
  • упражнения, проводимые в конце зарядки, сочетаются с музыкой для релаксации, естественными природными звуками, тематически связанными с разными сюжетами (шум морского прибоя, крики чаек и т. д.).

Для выполнения комплекса зарядки педагогам следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Необходимо иметь на каждого ребенка: мяч, скакалку, гимнастическую палку (длина 75–80 см), обруч (диаметр 45–55 см), гантели (весом не более 0,5 кг), детский эспандер, гимнастический ролик, диск «Здоровье». Использование физкультурных пособий позволяет значительно разнообразить упражнения общеразвивающего воздействия (для разных групп мышц), повысить интерес дошкольников к комплексу зарядки. Они помогают ребенку выполнять движения более точно и укрепляют мышечный тонус.

Упражнения с гимнастической палкой и обручем являются отличным средством для формирования осанки у детей и достижения ими пространственной точности движений. В процессе выполнения упражнений с гимнастической палкой фиксируется весь путь движения предмета. Это усиливает избирательное воздействие на отдельные группы мышц, позволяет точно дифференцировать мышечные усилия, развивать и совершенствовать координацию движений и гибкость. Важно обратить внимание на то, что упражнения с физкультурными пособиями требуют хорошей организации и дисциплины. 

В комплексы зарядки рекомендуется включать тренажеры простейшего типа. К ним относятся:

  • детские эспандеры: для развития мышц плечевого пояса;
  • диски «Здоровье»: для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного аппарата;
  • гантели, гири: для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • гимнастические ролики: для развития координационного аппарата.

Для получения эффективного результата от зарядки с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи необходимо хорошо владеть методикой и особенностями ее проведения.

Так, предлагаемый комплекс зарядки состоит из трех частей. Первая часть включает разные виды ходьбы:

  • обычным шагом;
  • на носках;
  • на пятках;
  • приставными шагами;
  • гимнастическим шагом.

Темп ходьбы может меняться. В большинстве случаев она постепенно переходит в бег или в бег с подскоками. Временной интервал непрерывного бега для детей 5–7 лет составляет от 1,5 до 2 мин (в конце года). Заканчивается первая часть спокойной ходьбой в течение 30 сек. Продолжительность первой части — 3 мин.

Вторая часть включает упражнения для разных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног), способствующие развитию координации движений, умения владеть положением своего тела.

Многие упражнения для разных групп мышц проводятся с различными пособиями и с помощью простейших тренажеров. Предлагаются упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и рук, укрепление позвоночника и ног, грудной клетки и дыхательной мускулатуры.

При выполнении упражнений, предназначенных для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение. Исходные положения могут быть различные: стоя, сидя, лежа на животе, на спине, выпрямив или скрестив ноги. При наклонах не следует сгибать колени.

Упражнения, способствующие укреплению мышц брюшного пресса, развивают мышцы ног и свода стопы. Они дают больший эффект, если во время их выполнения держать спину прямой, во время приседаний не отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Упражнения общеразвивающего воздействия направлены на поочередное включение в работу всех крупных групп мышц. Продолжительность второй части - не более 10 мин.

Третья часть зарядки представляет собой спокойную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений или упражнениями на релаксацию, ее продолжительность - 2 мин. Общая длительность зарядки для детей 5–7 лет составляет не более 15 мин.

Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм. Один комплекс выполняется 1-2 недели.

Учет данных методических рекомендаций позволит сделать зарядку занимательной, сформировать у дошкольников положительные эмоции.

Советы педагогам по проведению утренней зарядки:

1. Помните, что вы являетесь образцом для ребенка, поскольку дети учатся общаться, подражая действиям взрослого, слушая его.

2. Постепенно включайте в совместную деятельность все больше действий с различными пособиями, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком.

3. Привлекайте других детей к выполнению предлагаемых комплексов зарядки.

4. Воспитывайте у ребенка привычку начинать день с зарядки.

5. Формируйте навык выполнения действий в определенной последовательности, закрепляя алгоритм их проведения.

6. Поддерживайте двигательную активность малоподвижных детей, предлагая разные комплексы зарядки.

7. Комплексы зарядки в условиях семьи можно проводить с детьми в удобное время (когда ребенок не посещает детский сад, в выходные дни, летний период: на даче, в деревне и т. д.).

8. Помните, что зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима и благоприятно воздействует на психофизическое развитие и здоровье ребенка.

Источник:

  1. Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/02/04/zaryadka-kak-odin-iz-vazhnyh-komponentov-rezhima-dvigatelnoy.
  2. Рунова М.А. Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка [Текст] / М.А. Руманова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2017– № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество

В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать пед...

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"

Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»

В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками....

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....