Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.
консультация
Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaryadka.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Зарядка - один из важных
компонентов режима двигательной
активности ребёнка.
Движение – это жизнь! Движение во взаимодействии с музыкой - это огромная радость, |
которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребёнка в двигательной активности. |
Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение зарядки в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Несомненно зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей, однако, было выявлено, что зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к организации зарядки с детьми в дошкольном образовательном учреждении и семье, основным элементом которой является музыка, позволяет ежедневно укреплять их здоровье и дарить массу положительных эмоций.
Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, особое значение имеет двигательная активность (далее – ДА). Она выступает в качестве естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условия всестороннего развития ребёнка. Известно, что современные дети – дошкольники недостаточно получают необходимый объем ДА в связи с увеличением продолжительности непрерывной образовательной деятельности, игр с преобладанием статических поз, а также возрастающим интересом к просмотру телепередач, компьютерных игр и т.д. В связи с этим у дошкольников формируются вредные привычки малоподвижного образа жизни.
В режиме малой подвижности у детей происходит нарушение функций и структуры некоторых органов, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость организма к внешним условиям. Поэтому необходимо обратить особое внимание на обеспечение детей рациональным (оптимальным) уровнем ДА в условиях детского сада и семьи, создать для этого атмосферу эмоциональной поддержки.
Согласно ФГОС ДО организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на прогулочном участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т.ч. с песком и водой);
- двигательную активность, в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и соревновательных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Следует отметить, что одним из важных компонентов ДА ребёнка является зарядка, которая оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Старшие дошкольники обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии:
- формирования положительного отношения к зарядке;
- наличие умения решать последовательно двигательные задачи под музыку без помощи взрослого;
- реализации задуманного ребёнком и получения положительного результата, адекватного постановленной цели.
Самостоятельность старшего дошкольника – это стремление и способность настойчиво выполнять разные двигательные задания и упражнения, мобилизуя имеющиеся опыт и знания, используя при этом различные поисковые действия. При этом важно, чтобы это происходило на основе единых требований детского сада и семьи и при желании самих детей. Среди задач, которые решаются в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями являются:
- сплачивание родительского коллектива и установление доверительных отношений между семьями и педагогами ДОУ;
- повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей;
- обмен опытом семейного воспитания детей в области физической культуры и здоровья.
Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Для выполнения комплекса зарядки родителям и педагогам следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Необходимо иметь на каждого ребёнка спортивное оборудование и детские тренажеры, такие как: мяч, скакалку, гимнастическую палку, обруч, гантели, детский эспандер и т.д.
Использование спортивного оборудования позволяет значительно разнообразить упражнения для разных групп мышц, повысить интерес детей к выполнению зарядки. Они помогают ребёнку выполнять движения более точно и позволяют укрепить мышечный тонус. Так, упражнения с гимнастической палкой и обручем являются отличным средством для формирования осанки у детей и достижения ими пространственной точности движений. В процессе выполнения движений с гимнастической палкой усиливается избирательное воздействие на отдельные группы мышц, такие упражнения позволяют точно дифференцировать мышечные усилия, развивать и совершенствовать координацию движений и гибкость. Применение в комплексе зарядки детских эспандеров позволяют развить мышцы плечевого пояса, гантелей - укрепить мышцы рук и плечевого пояса.
Важно обратить внимание на то, что упражнения со спортивным оборудованием требуют хорошей организации и дисциплины.
Зарядка в сочетании с музыкой способна успокоить, снять психическое напряжение, предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка и создает основу для эмоционального контакта между ними.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.
Необходимо отметить, что музыка является важным элементом зарядки и носит доминирующий характер, так как она:
- определяет ритм и темп движений, выступает одним из факторов, стимулирующим движения;
- повышает эмоциональность и эффективность проведения зарядки;
- в сочетании с художественным словом (стихами, песнями) помогает детям быстрее запомнить последовательность движений и передать выразительность их характера;
- с чёткой и ясной фразировкой вызывает у дошкольников хорошую моторную реакцию;
- темп музыкального произведения помогает выполнять упражнения качественно и с хорошей амплитудой;
- упражнения, проводимые в конце зарядки, сочетаются с музыкой для релаксации, естественными природными звуками, тематически связанными с разными сюжетами (шум морского прибоя, крики чаек и т.д.).
Комплексы упражнений с музыкальным сопровождением (детские песни, музыка из любимых мультфильмов) доступны восприятию детей, так как учитывают их возрастные и индивидуальные особенности, положительно влияют на общее развитие. У дошкольников совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, развиваются мыслительные операции, язык, память.
Памятка о важности проведения зарядки.
- Помните, что вы являетесь образцом для ребёнка, поскольку дети учатся общаться, подражая действиям взрослого, слушая его.
- Постепенно включайте в совместную деятельность всё больше действий с различными пособиями, поддерживая тем самым эмоциональным контакт с ребёнком.
- Привлекайте других детей к выполнению предлагаемых комплексов зарядки.
- Воспитывайте у ребёнка привычку начинать день с зарядки.
- Формируйте навык выполнения действий в определённой последовательности, закрепляя алгоритм их проведения.
- Поддерживайте двигательную активность малоподвижных детей, предлагая разные комплексы зарядки.
- Комплексы зарядки в условиях семьи можно проводить с детьми в удобное время (когда ребёнок не посещает детский сад, в выходные дни, летний период: на даче, в деревне и т.д.).
- Помните, что зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима и благоприятно воздействует на психофизическое развитие и здоровье ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу организации режима двигательной активности ребёнка»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...
"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...
Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками....
Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей
Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...
Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....
Консультация для родителей: "Домашний стадион в развитии двигательной активности ребёнка".
Здоровый ребёнок - это счастье для родителей! В детском саду уделяется огромное внимание двигательной активности детей в организации образовательного процесса.Большая роль в воспитании и развитии здор...
Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»
Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...