Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
консультация
В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zaryadka1.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
Васильева Альбина Борисовна
МБДОУ «Детский сад №144»
Воспитатель
Движение – это жизнь! Движение во взаимодействии с музыкой - это огромная радость, |
которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребёнка в двигательной активности. |
Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: 1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад; 2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему; 3) активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма; 4) стимулировать работу внутренних органов и органов чувств; 5) способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение зарядки в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Структура и содержание утренней гимнастики: 1. Вводная 2. Основная 3. Заключительная
Вводная часть : построения; различные виды ходьбы; постепенный переход на бег. Бег. Ходьба. Дыхательные упражнения; построение (в круг, звеньями, тройками, колоннами и т. д.)
Основная часть: ОРУ (общеразвивающие упражнения) - упражнения для мышц рук и плечевого пояса; - упражнения для мышц туловища; - упражнения для мышц нижних конечностей; - упражнения в положении сидя и лёжа; - прыжки.
Заключительная часть: Ходьба Дыхательные упражнения
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Возраст | Продолжительность | Кол-во ОРУ | Дозировка | Темп |
3-4 | 6 мин. | 5 - 6 | 4 - 6 раз | медленный, средний |
4-5 | 7-8 мин. | 6 - 7 | 4 - 6 раз | медленный, средний |
5-6 | 8-10 мин. | 6 - 8 | 5 - 8 раз | средний, быстрый |
6-7 | 10-12 мин. | 8-10 | 6 - 8 раз | средний, быстрый |
Подбор упражнений, составление комплексов: Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий.
Первая и вторая младшие группы | Средняя группа | Старшая и подготовительная группы |
флажки, погремушки, кубики | флажки, кубики, ленточки, обручи малого размера, палки, круговая веревка | обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, круговая веревка, ленточки. |
Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями.
При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу. Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка не должны занимать много времени. В дошкольных учреждениях применяются следующие приемы раздачи предметов:
- Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.
- Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место.
- Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место.
- Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди или одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны.
- Дети выходят из строя все одновременно или колоннами по очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место.
- Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.
Приемы сбора предметов после выполнения упражнения:
- Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик.
- Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место.
- Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место.
- Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место.
- Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью.
Варианты проведения утренней гимнастики. Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)
Обучение общеразвивающим упражнениям.
В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры.
В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке).
Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза, затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания).
В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять!» дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали!» самостоятельно выполняют его. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» присели, «два» встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).
В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять!». По команде «Упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.
В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.
Условия проведения утренней гимнастики: С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. В зимнее время (в снегопад, гололедицу, сильный мороз, усиленный ветер и др.) для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- упражнения должны быть для всех групп мышц,
- из разных исходных положений,
- разной интенсивности, темпа;
- с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением,
- в различных построениях и обязательно интересными для детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"
Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...
«Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу организации режима двигательной активности ребёнка»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...
"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...
Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.
Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....
Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей
Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...
Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....
Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»
Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...