Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
консультация

Васильева Альбина Борисовна

В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zaryadka1.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»

Васильева Альбина Борисовна

МБДОУ «Детский сад №144»

Воспитатель

Движение – это жизнь! Движение во взаимодействии с музыкой - это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребёнка в двигательной активности.

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:                                                            1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;           2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему;                         3) активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма;                                                                                                                4) стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;                          5) способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение зарядки в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Структура и содержание утренней гимнастики:                                                                        1. Вводная                                                                                                                                       2. Основная                                                                                                                                     3. Заключительная

Вводная часть :                                                                                            построения;                                                                                                                      различные виды ходьбы;                                                                                                       постепенный переход на бег. Бег. Ходьба. Дыхательные упражнения; построение (в круг, звеньями, тройками, колоннами и т. д.)

Основная часть:                                                                                                                          ОРУ (общеразвивающие упражнения)                                                                                          - упражнения для мышц рук и плечевого пояса;                                                                          - упражнения для мышц туловища;                                                                                                - упражнения для мышц нижних конечностей;                                                                            - упражнения в положении сидя и лёжа;                                                                                       - прыжки.

Заключительная часть:                                                                                                         Ходьба                                                                                                                             Дыхательные упражнения

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Возраст

Продолжительность

 Кол-во ОРУ

Дозировка

Темп

3-4

 6 мин.

 5 - 6

4 - 6 раз

медленный, средний

4-5

7-8 мин.

 6 - 7

4 - 6 раз

медленный, средний

5-6

8-10 мин.

6 - 8

5 - 8 раз

средний, быстрый

6-7

10-12 мин.

8-10

6 - 8 раз

средний, быстрый

Подбор упражнений, составление комплексов:                                                              Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий.

Первая и вторая младшие группы

Средняя группа

Старшая и подготовительная группы

флажки, погремушки, кубики

флажки, кубики, ленточки, обручи малого размера, палки, круговая веревка

обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, круговая веревка, ленточки.

Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.                                                                                                                              Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка не должны занимать много времени. В дошкольных учреждениях применяются следующие приемы раздачи предметов:

  • Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.
  • Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место.
  • Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место.
  • Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди или одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны.
  • Дети выходят из строя все одновременно или колоннами по очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место.
  • Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.

Приемы сбора предметов после выполнения упражнения:

  • Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место.
  • Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место.
  • Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью.

Варианты проведения утренней гимнастики.                                                  Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
  • с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

Обучение общеразвивающим упражнениям.

В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры.

В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке).

Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза, затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания).

В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять!» дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали!» самостоятельно выполняют его. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» присели, «два» встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).

В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять!». По команде «Упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.

В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.

Условия проведения утренней гимнастики:                                                                                С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе.                                                                          В зимнее время (в снегопад, гололедицу, сильный мороз, усиленный ветер и др.) для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • упражнения должны быть для всех групп мышц,
  • из разных исходных положений,
  • разной интенсивности, темпа;
  • с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением,
  • в различных построениях и обязательно интересными для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"

Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

«Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу организации режима двигательной активности ребёнка»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...

"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...