Беседа
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Беседа «Микробы.»
Задачи:
- Дать детям простейшие представления о микроорганизмах;
- Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
- Сформировать представление о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- Познакомить детей с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
Учить детей создавать на основе информации микроорганизм и самостоятельно пользоваться способами лепки;
- Развивать мышление, память, творчество, мелкую моторику рук;
- Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.
Оборудование:
Картинка с изображением разных микроорганизмов; кусочки хлеба или другой еды, покрытые налетом плесени; здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший зиму под снегом); пластилин, подставки на каждого ребенка, тряпочки; мяч.
Воспитатель собирает около себя детей. Воспитатель:
- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть и здоровье. А выдохните через ротик все обиды и болезни.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами пойдет речь о ...
О чем, попробуйте догадаться сами. Максим приготовил для всех сюрприз, выучил стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить. Максим:
Микроб - ужасно вредное животное: Коварное и. главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет и спокойно там живет. Воспитатель:
- Так о чем мы с вами будем говорить? (О микробах)
Воспитатель предлагает сесть на стулья, где они расположены полукругом
на ковре.
Воспитатель:
- Кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы? (Выслушиваются все ответы и предложения детей.)
Воспитатель:
- Микробы - это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». Микроскоп позволил рассмотреть микробов поштучно, каждого. Выяснилось: у них нет ни рук, ни ног, ни рта, и носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Показ иллюстрации.)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, а как микробы умеют передвигаться? (Ответы детей.)
- У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.
Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). Воспитатель:
- А еще микробы переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице - микробы прилипли к пальцам, потом он пошел домой и этими же руками ел. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
- А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика....
- Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка? (Ответ: микробы прилипли к ее шерсти, морде, к лапам; ребенок погладил собаку - они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.) Воспитатель:
- Как вы думаете, что едят микробы? ( Ответы детей.)
- Правильно, все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика и две щепочки. Определите сами, какой из них ели микробы, а какой - нет. ( Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.)
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите. (Показ детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
- Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь на Земле. Они живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие легко переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Невидимые простым глазам бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь.
- Есть и полезные бактерии. Эти бактерии превращают молоко в кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. Но самое главное - без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.
Воспитатель:
- Ребята, вы видели, как мама ставит тесто для пирогов? (Ответы детей.)
- Как оно поднимается и увеличивается в кастрюле? Воспитатель:
- Это работа микробов. Тесто получается - пузырчатым, а пироги вкусными.
- А некоторые микробы бывают очень вредными. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу - делает уколы. Такие микробы называются болезнетворные. Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Что надо делать, чтобы не заболеть», а поможет нам мяч, который мы будем его передавать по кругу и называть правила:
- мыть руки с мылом;
- есть только мытые овощи и фрукты;
- весной, осенью и зимой принимать витамины;
- закаляться;
- проветривать помещение;
- гулять на свежем воздухе;
- не кутаться в слишком теплую одежду;
- заниматься физкультурой;
- пользоваться только своим личным полотенцем;
- не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипяченую);
- всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
- кушать и пить только из чистой посуды;
- при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;
- если рядом находится больной, нужно надевать марлевую повязку, а лучше вообще не общаться с больным человеком.
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо вы знаете правила. Воспитатель просит сесть детей на свои места.Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто кого победит - микробы или человек? (Ответы детей.)
- Конечно, победит человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь.
Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе - воспаление уха, если в зубе - дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий.
Когда у человека понос или чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям и заразить их.
Воспитатель:
- У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте вместе посмотрим.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам, где на столах лежит
пластилин.
Воспитатель:
- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. (Дети выполняют.)
- Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. - Разделите шарик на две части. (Дети выполняют.)
- Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая.
- Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.)
- Правильно. Что теперь с ними произойдет? (Ответы.)
- Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. (Дети выполняют.)
- Сколько стало? (Четыре.)
- И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.)
- Что будет дальше? (Ответы.)
- Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.
Воспитатель:
- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой...
- Слепите шарики вместе, сдавите их. (Дети выполняют.)
- Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел. Воспитатель:
- Так ли уж опасны бактерии? (Ответы детей.)
- Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. Воспитатель:
- А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.
- Ребята, как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей.)
- Правильно, на тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось.
Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное - быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать. Воспитатель:
- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим перегрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь.
- Ребята, а как микробы могут попасть в организм? (Ответы детей.) Воспитатель:
- Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нем.
- Во-вторых, надо обязательно удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Правильно. Достаточно умываться и мыть все то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного.
- В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчесов. Конечно, и в этом случае организм справится, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой - все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними.
Воспитатель:
- И совсем уж трудно приходится организму, если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются слишком быстро.
Воспитатель:
- Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в игру «Закончи пословицу».
В здоровом теле - ..,, (здоровый дух);
Богатство на месяц - здоровье (на всю жизнь);
Здоровье дороже (денег);
Спорт любить .(здоровым быть);
Веселый будешь - (здоровье добудешь);
Ласка и веселье - (половина здоровья)
Воспитатель:
- А теперь ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей.)
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (Ответы детей.)
- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибли? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо усвоили все правила. А в заключении Катюша и Никита расскажут нам стихотворение:
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье
В магазине не купить!
Воспитатель:
- Ребята, но если кто-то заболеет в семье, следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сейчас сделаем массаж волшебных точек (проводится комплекс самомассажа).
Воспитатель:
Ребята, если вы будете выполнять правила, о которых мы говорили сегодня, вы никогда не заболеете и у вас будет всегда прекрасное настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...