Беседа
материал (подготовительная группа)

Эльвера Рауфовна Батырова

Беседа Микробы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Микробы.»

Задачи:

  • Дать детям простейшие представления о микроорганизмах;
  • Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
  • Сформировать представление о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
  • Познакомить детей с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

Учить детей создавать на основе информации микроорганизм и самостоятельно пользоваться способами лепки;

  • Развивать мышление, память, творчество, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.

Оборудование:

Картинка с изображением разных микроорганизмов; кусочки хлеба или другой еды, покрытые налетом плесени; здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший зиму под снегом); пластилин, подставки на каждого ребенка, тряпочки; мяч.

Воспитатель собирает около себя детей. Воспитатель:

  • Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть и здоровье. А выдохните через ротик все обиды и болезни.

Воспитатель:

  • Ребята, сегодня у нас с вами пойдет речь о ...

О чем, попробуйте догадаться сами. Максим приготовил для всех сюрприз, выучил стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить. Максим:

Микроб - ужасно вредное животное: Коварное и. главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет и спокойно там живет. Воспитатель:

  • Так о чем мы с вами будем говорить? (О микробах)

Воспитатель предлагает сесть на стулья, где они расположены полукругом

на ковре.

Воспитатель:

  • Кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы? (Выслушиваются все ответы и предложения детей.)

Воспитатель:

  • Микробы - это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». Микроскоп позволил рассмотреть микробов поштучно, каждого. Выяснилось: у них нет ни рук, ни ног, ни рта, и носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Показ иллюстрации.)

Воспитатель:

  • Ребята, как вы думаете, а как микробы умеют передвигаться? (Ответы детей.)
  • У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.

Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). Воспитатель:

  • А еще микробы переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице - микробы прилипли к пальцам, потом он пошел домой и этими же руками ел. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
  • А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика....
  • Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка? (Ответ: микробы прилипли к ее шерсти, морде, к лапам; ребенок погладил собаку - они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.) Воспитатель:
  • Как вы думаете, что едят микробы? ( Ответы детей.)
  • Правильно, все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика и две щепочки. Определите сами, какой из них ели микробы, а какой - нет. ( Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.)

Воспитатель:

  • Ребята, сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите. (Показ детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
  • Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь на Земле. Они живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие легко переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Невидимые простым глазам бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь.
  • Есть и полезные бактерии. Эти бактерии превращают молоко в кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. Но самое главное - без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.

Воспитатель:

  • Ребята, вы видели, как мама ставит тесто для пирогов? (Ответы детей.)
  • Как оно поднимается и увеличивается в кастрюле? Воспитатель:
  • Это работа микробов. Тесто получается - пузырчатым, а пироги вкусными.
  • А некоторые микробы бывают очень вредными. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу - делает уколы. Такие микробы называются болезнетворные. Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Воспитатель:

  • Давайте поиграем в игру «Что надо делать, чтобы не заболеть», а поможет нам мяч, который мы будем его передавать по кругу и называть правила:
  • мыть руки с мылом;
  • есть только мытые овощи и фрукты;
  • весной, осенью и зимой принимать витамины;
  • закаляться;
  • проветривать помещение;
  • гулять на свежем воздухе;
  • не кутаться в слишком теплую одежду;
  • заниматься физкультурой;
  • пользоваться только своим личным полотенцем;
  • не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипяченую);
  • всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
  • кушать и пить только из чистой посуды;
  • при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;
  • если рядом находится больной, нужно надевать марлевую повязку, а лучше вообще не общаться с больным человеком.

Воспитатель:

  • Молодцы! Хорошо вы знаете правила. Воспитатель просит сесть детей на свои места.Воспитатель:
  • Ребята, как вы думаете, кто кого победит - микробы или человек? (Ответы детей.)
  • Конечно, победит человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.

В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь.

Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе - воспаление уха, если в зубе - дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий.

Когда у человека понос или чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям и заразить их.

Воспитатель:

  • У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте вместе посмотрим.

Воспитатель приглашает детей подойти к столам, где на столах лежит

пластилин.

Воспитатель:

  • Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. (Дети выполняют.)
  • Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. - Разделите шарик на две части. (Дети выполняют.)
  • Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая.
  • Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.)
  • Правильно. Что теперь с ними произойдет? (Ответы.)
  • Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. (Дети выполняют.)
  • Сколько стало? (Четыре.)
  • И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.)
  • Что будет дальше? (Ответы.)
  • Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.

Воспитатель:

  • А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой...
  • Слепите шарики вместе, сдавите их. (Дети выполняют.)
  • Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел. Воспитатель:
  • Так ли уж опасны бактерии? (Ответы детей.)
  • Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. Воспитатель:
  • А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.
  • Ребята, как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей.)
  • Правильно, на тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось.

Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное - быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать. Воспитатель:

  • Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим перегрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь.
  • Ребята, а как микробы могут попасть в организм? (Ответы детей.) Воспитатель:
  • Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нем.
  • Во-вторых, надо обязательно удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы детей.)

Воспитатель:

  • Правильно. Достаточно умываться и мыть все то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного.
  • В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчесов. Конечно, и в этом случае организм справится, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой - все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними.

Воспитатель:

  • И совсем уж трудно приходится организму, если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются слишком быстро.

Воспитатель:

  • Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в игру «Закончи пословицу».

В здоровом теле - ..,, (здоровый дух);

Богатство на месяц - здоровье (на всю жизнь);

Здоровье дороже (денег);

Спорт любить .(здоровым быть);

Веселый будешь - (здоровье добудешь);

Ласка и веселье - (половина здоровья)

Воспитатель:

  • А теперь ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей.)
  • Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (Ответы детей.)
  • А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибли? (Ответы детей.)

Воспитатель:

  • Молодцы! Хорошо усвоили все правила. А в заключении Катюша и Никита расскажут нам стихотворение:

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

В магазине не купить!

Воспитатель:

  • Ребята, но если кто-то заболеет в семье, следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сейчас сделаем массаж волшебных точек (проводится комплекс самомассажа).

Воспитатель:

Ребята, если вы будете выполнять правила, о которых мы говорили сегодня, вы никогда не заболеете и у вас будет всегда прекрасное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...