Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Хатха-йога.
учебно-методический материал

Мингазева Динара Рафисовна

С           Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на конференции20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 с. Бураево» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Хатха-йога.

Подготовила: воспитатель МБДОУ

                                                                     детский сад ОРВ № 5 с. Бураево

 Мингазева Д.Р.


с. Бураево, 2023г.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Хатха-йога».

Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждений.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности.

 Но все мы знаем, что за последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в  подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению и телефону). Поэтому сейчас как никогда возникает потребность в здоровом образе жизни.

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятные экологические ситуации, сложные социально - экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.

Когда я проводила мониторинг развития физических качеств в детском саду, то заметила, что такие критерии, как гибкость и координация движений, статическое равновесие показали более низкие результаты, чем остальные физические качества (т. е дети не могли простоять на одной ноге, наклониться до пола, боковые наклоны были скованы.

Так что же мы, взрослые, можем сделать, для того, чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни и развить необходимые физические качества?

Действительно, существуют разные формы, виды, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Комплекс таких мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии».

Изучив ряд методической литературы - я открыла для себя новую нетрадиционную здоровьесберегающую технологию -  Хатха-йога.

Что же такое хатха-йога?

 ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия Хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога – это сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Детский вариант йоги доступен детям с 4х лет, разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость.

В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Занятия йогой для детей – это игра - путешествие, на которых я использую ходьбу, бег, суставную, глазную, дыхательную гимнастики, гимнастику

для пальчиков, элементы самомассажа. Для облегчения вхождения в образ я придумываю разные игровые ситуации, мини-рассказы и сказки, упражнения, имитирующие движения поведения героев сказок, животных.

Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.

Эти интересные упражнения хатха-йоги для детей укрепляют мышцы,

делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребёнка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют иммунитет.

В нашем детском саду занятие «Хатха-йога для детей» проводится в 3х группах во второй половине дня, как кружковая деятельность. Опыт и практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические асаны Хатха-йоги и упражнения на релаксацию. После занятия дети становятся более спокойными, добрыми, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях. Упражнения из йоги требуют особую сосредоточенность, это помогает детям развивать внимание и усидчивость, организованность и воображение. У дошкольников улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы и связки, развивается гибкость, улучшается осанка. Занятие Хатха-йогой для детей дошкольного возраста это не только профилактика простудных заболеваний, но и  ранняя профилактика сколиоза, астмы, плоскостопия.

Хатха-йога подходит не только детям, но и взрослым. Проводила Хатха-йогу для педагогов с целью профилактики профвыгорания и укрепления здоровья.

На занятии выполняли суставную гимнастику, учились дышать полным йоговским дыханием, выполняли асаны на равновесие поза «Дерево», на вытяжение позвоночника поза «Гора» и многие другие асаны, которые приносят колоссальную пользу при систематических занятиях йогой.

Таким образом, использование гимнастики с элементами Хатха-йоги в условиях дополнительного образования в ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...

Применение здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья содержит информацию касательно здоровьесберегающих технологий, их видов и особенностей применения в работе с детьми дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенносте...

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей...

"Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в совре...

Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...

Статья на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В статье представлена информация  по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...