Особенности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
статья по физкультуре

Крюкова Ольга Андреевна

Данная статья содержит информацию касательно здоровьесберегающих технологий, их видов и особенностей применения в работе с детьми дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В настоящей статье мы рассматриваем следующие виды здоровьесберегающих технологий и условий их реализации: адаптационная гимнастика, остеопатическая гимнастика, дыхательная гимнастика Цигун, с примерами упражнений и др. Кроме того, представлены результаты практического применения данных технологий в ГБДОУ детском саду №45 компенсирующего вида Красносельского района, СПБ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как уже известно, здоровьесберегающие  образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования.

Методом анализа литературных данных, было выявлено, что на современном этапе несмотря на все многообразие здоровьесберегающих технологий, активное их применение и развитие, существует ряд проблем:

Во-первых, в последние годы специалисты констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате. (график)

У детей с нарушением функций ОДА повышена утомляемость, замедленна артикуляционная моторика, низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости); затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки).

Указанные факторы затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников.

Во-вторых, с каждым годом все чаще у детей дошкольного возраста диагностируется нарушение внимания, повышенная тревожность, нарушение сна и гиперактивность, о чем свидетельствуют исследования, проведённые в различных странах мира. Анализ литературы выявил, что в РФ в 2010 году данная особенность встречалась у 3-5% детей дошкольного возраста, в настоящее время – подвержены около 8-10% дошкольников.

Для таких детей характерно сниженное внимание, нарушение памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость.

В-третьих, согласно статистике заболеваний дошкольников, за последние 10 лет увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями, в особенности дыхательных органов.

Таким образом, основной целью педагогической деятельности является укрепление мышечного корсета, развитие двигательных умений и навыков, психоэмоциональное восстановление, повышение уровня мотивации к занятиям физической культурой. Для достижения поставленной цели, мы применяем различные физкультурно-оздоровительные технологии, к которым относятся: двигательная активность и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика и многое другое.

Особенностью образовательного процесса в дошкольном учреждении является учет режима воспитанников. Двигательная активность у детей дошкольного возраста начинается в 8 утра, в форме утренней зарядки. В качестве основной здоровьесберегающей технологии в утреннее время мы применяем адаптационную гимнастику. Адаптационная гимнастика - это комплекс упражнений, разработанных специалистами по лечебной физкультуре и традиционной пластике, остеопатии, неврологии. Состоит из 21 упражнения.

Методом анализа практических исследований было выявлено, что адаптационная гимнастика восстанавливает системы адаптации организма (иммунную, эндокринную, нервную), способствует нормализации обмена веществ и повышению жизненного тонуса. Данный комплекс упражнений выполняется в течении 15 минут.

Необходимыми условиями для правильного проведения адаптационной гимнастики и достижения максимального эффекта являются:

        1. Обязательное сопровождение психотерапевтической саморегуляции словесными формулировками.

        2. Музыка, которая является фактором, усиливающим эффективность комплекса, но она не должна быть громкой.

        3. Следует обращать внимание на положение стоп, на сохранение правильной осанки, на положение рук в процессе выполнения упражнений воспитанниками.

Методом наблюдения было выявлено, что по окончании выполнения адаптационной гимнастики у большинства наших воспитанников наблюдалось повышение настроения, трудоспособности, активности. Дети более легко приступают к выполнению каких-либо заданий, деятельности в целом.

На физкультурных занятиях с целью укрепления мышечного корсета мы применяем различные комплексы общеразвивающих упражнений, чередующиеся между собой, проводимые под музыку для поднятия настроения воспитанников и повышения уровня заинтересованности к выполнению силовых и сложно-координационных упражнений.

С целью повышения продуктивности обучения детей, улучшения самочувствия, коррекции систем организма, мы применяем остеопатическую гимнастику. Данный комплекс состоит из 9 упражнений, выполняется в течении 15 минут.

Все упражнения носят образно – игровой характер и выполняются в положении лежа на спине или стоя на коленях с помощью валика. В результате использования корригирующих игр - упражнений мы способствуем всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию, формированию навыков координации движений и ловкости. Данный комплекс мы проводим как в групповой (на занятии), так и в индивидуальной форме. Проводим консультации с педагогами и родителями для обеспечения самостоятельной работы детей дома и в группе.

С целью решения вопросов нарушения внимания, повышенной тревожности, нарушения сна и гиперактивности, мы применяем комплекс традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями - гимнастика цигун.

Представляю вам пример упражнения из данной гимнастики. Оно является одним из базовых: укрепляет организм, активирует все энергетические точки в теле ребенка, помогает обрести крепкое здоровье.

  1. Стойте прямо, ноги вместе.
  2. Руки находятся внизу, пальцы смотрят друг на друга, внутренняя часть ладоней смотрит в пол.
  3. На вдохе синхронно поднимайте руки прямо и вверх.
  4. Ладони в процессе поднятия вверх оказываются внутренней частью к потолку.
  5. Мышцы напряжены, словно удерживаете ими невидимую сферу.
  6. На выдохе плавно разведите руки в разные стороны.
  7. Опустите их вниз и вернитесь в исходную позицию.
  8. Повторите упражнение.

Методом анкетирования родителей и воспитателей воспитанников, было выявлено, что в результате трех месяцев обучения гимнастике Цигун, у детей среднего и старшего дошкольного возрастов наблюдались следующие результаты:

  1. Дети стали лучше концентрироваться на усвоении обучающего материала и информации в целом;
  2. В режимных моментах некоторые воспитанники стали более спокойными, менее импульсивными. Такая же тенденция наблюдается и в процессе игры на занятиях по физической культуре;
  3. У большинства воспитанников произошла нормализация сна.
  4. Увеличился процент посещаемости детей.

Несомненно на полученные результаты влияют множество факторов, поэтому каждую неделю мы проводили наблюдение за детьми после выполнения гимнастики и можем сказать, что непрерывные занятия Цигун являются одним из главных факторов.

Таким образом по результатам диагностики, были получены следующие результаты. Следует сказать, что все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии, применяемые в нашем дошкольном образовательном учреждении, являются эффективными: повышают уровень развития физических качеств, уровень развития двигательных умений и навыков. Однако наибольшая эффективность будет в том случае, если применять все существующие технологии в комплексе, чтобы они дополняли друг друга и приносили больше пользы воспитанникам.

Наверное, это и является нашей одной из главных задач: изучить, сопоставить, проанализировать степень и характер влияния тех или иных упражнений на детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей для получения наивысшего результата.



Предварительный просмотр:

Адаптационный гимнастический комплекс

1. Потягивание «Проснулись»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.

Выдох – скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая – на левом, как будто держим края майки). ВДОХ – медленно поднимая руки вверх и выпрямляя их над головой, максимально потянуться вверх, не поднимаясь на носках, ВЫДОХ – подтягиваясь в стороны медленно опустить прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.

2. Потягивание «РУКА - НОГА»

Продолжительность выполнения: 30 сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.

ВДОХ – переносим тяжесть тела и слегка приседаем на праву. Ногу, а правой рукой тянемся вверх вправо – ВЫДОХ – потягиваясь от левой пятки к правой кисти (на выдохе). Перенести центр тяжести тела и слегка присесть на левую ногу, потягиваясь от правой пятки к левой кисти на выдохе. Голова поворачивается в сторону поднятой руки. Повторить упражнение 2 раза.

3. «Мельница»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: (см. упр. 2) ВДОХ – вытягиваем руки в одну линию (как будто через руки проходит не сгибаемый стержень), кисти разогнуть в лучезапястном суставе пальцами вверх – ВДОХ – и вращать руки в плечевых суставах, совершая поворот тела, касаясь опускаемой рукой одновременно выпрямляемой в колене одноименной ноги – ВЫДОХ. Следить глазами за пальцами рук. Когда рука проходит вниз у колена – ВЫДОХ.

Сделать 4 круга правой и 4 круга левой рукой.

4. «Бабочка»

Продолжительность выполнения: 56 сек.

ИП: (см. упр. 2) Повернуть стопы вправо, сделав упор вперед на согнутую в колене правую ногу, пятка прижата к полу, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти вверх развернуты как крылья бабочки, грудь вперед «колесом» - ВДОХ. Не разворачиваясь присесть на левую ногу – спину согнуть «кошечкой» - руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти почти касаются грудины, сложены тыльными сторонами – ВЫДОХ. Вниз не нагибаться!!!!!

Повторить 4 раза.

5. «Бег на месте»

Продолжительность выполнения: 1м45с.

Упражнение выполнять на месте – на носках, бесшумно, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед. Дыхание через нос.

6. «Уточка»

Продолжительность выполнения:14 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки в стороны, горизонтально на уровне плеч, согнуть в локтях, предплечья и кисти опустить вниз. Быстрые незначительные вращательные движения верней части туловища, голова на месте, приводить в движение висящие на локтях расслабленные предплечья и кисти (ладонями назад), одновременно двигаться в тазовом поясе на встречу к кистям.

7. «Плясовая»

Продолжительность выполнения:25 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки согнуть в локтевых суставах вперед параллельно полу ладонями вниз. Согнуть правую ногу в колене и повернуть во внутрь до хлопка по левой ладони внутренней стороной лодыжки, опустить ногу. вновь согнуть правую ногу в колене и повернуть наружу до хлопка по правой ладони наружной стороны лодыжки, опустить ногу. повторить движения внутрь и наружу по 10 раз, затем поменять ногу.

8. «Сапог»

Продолжительность выполнения:37 сек.

ИП: (см. упр. 2) Правая нога «в сапоге и завязла в болоте», ее медленно вытянуть, сгибая колено, вверх и затем резко выпрямить ее в коленном суставе, стопа вверх до уровня плеч («скидываем сапог с ноги высоко вверх»)  - ВЫДОХ.

ИП – ВДОХ.

Левой ногой тоже движение.

9. «Веревочка»

Продолжительность выполнения:28 сек.

ИП: (см. упр. 2) Руки прямы вытянуть вперед параллельно полу (не сгибая в локтях), правое плечо вперед, затем левое плечо вперед (синхронные помогающие движения в тазовом поясе). Попеременно одна рука становится длиннее другой. Затем постепенно переводим руки вертикально вверх, движение продолжаем. Глазами следить за движением кистей. ВДОХ – короткий, ВЫДОХ – длинный.

10. «Уши»

Продолжительность выполнения: 26 сек.

ИП: (см. упр. 2) выполнить массаж ушных раковин:

Снаружи – движением пальцев, перебирающих край уха, сверху вниз и снизу  вверх;

Внутри – указательными пальцами кругообразно растереть внутреннюю поверхность ушной раковины. Вставить указательные пальцы в оба слуховых прохода, массировать их, вращая вперед, затем назад.

«Вилочки» – пальцы «вилочкой»: ухо находится между раздвинутыми указательным и средним пальцами.

«Лопатки» - растирать поверхность уха движением вверх – вниз всей поверхностью ладони.

11. Массаж кистей и пальцев.

Продолжительность выполнения: 45 сек.

Правой и левой рукой поочередно делать легкие массажные движения словно «Моем» предплечья, запястья, кисти. Растереть зону позвоночника на тыльной стороне ладони от гороховидной кости к мизинцу. На тыльной поверхности кисти выполнить массаж межпальцевых промежутков. Затем с силой захватывать в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «Тянуть» палец (как бы очищаем его). Вновь «моем» кисти.

12. Потягивание «Просыпаюсь»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

См. упр. 1. Выполнить 3 раза

13. «Кораблик»

Продолжительность выполнения: 2м. 30 сек.

ИП: (см. упр. 2) руки произвольно.

А. Свободным движением вперед прямая нога «всплывает на поверхность озера» - ВДОХ.

Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу в положение «ласточка», прогнуть спину, потянуться пяткой назад – ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП.  Движение выполнить 10 раз.

Б. Свободным движением поднять прямую ногу назад в положение «ласточка» - ВДОХ.  Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу вперед - ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.

Упражнение А и Б повторить с другой ногой.

14. «Мишка нюхает цветок»

Продолжительность выполнения: 13сек.

ИП: стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).

Движением в лучезапястном суставе максимально поднять (разогнуть)кисти пальцами вверх – ВДОХ, энергичный с о звуком.

Опустить кисти вниз в ИП строго горизонтально – ВЫДОХ резкий.

15. «Потягивание в стороны»

Продолжительность выполнения: 55 сек.

ИП: (см. упр. 8) руки прямы, вытянуты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх, большой палец прижат к ладони.

Вытягивающим, распрямляющим движением локтевых суставов кончиками пальцев стараться дотянуться до «вертикальных стен» с обеих сторон – ВЛДОХ.

Расслабить руки в локтевых суставах – ВЫДОХ.

16. «Разноцветные мячи под водой»

Продолжительность выполнения: 12 сек.

ИП: (см. упр. 8) руки прямые вдоль туловища, кисти максимально разогнуты в лучезапястных суставах ладонями вниз – «ладони опираются на мяч, погружаемые в воду».

Только движением плеч, не сгибая локтевых суставов, с силой опустить плечи вниз – «погрузить мяч в воду» - ВЫДОХ.

С движением мяча, «всплывающего на поверхность», вернуться в ИП – ВДОХ.

17. «Разноцветные мячи над головой»

Продолжительность выполнения: 14 сек.

ИП: (см. упр. 8): руки над головой образуют полукруг, кисти повернуты ладонями вверх.

Только движением плеч, не меняя положения рук, поднять плечи вверх – «толкаем мяч» - ВЫДОХ.

Опустить плечи вниз – ВДОХ.

18. «Гибкая спинка»

Продолжительность выполнения: 40 сек.

ИП: стоя, руки свободно вдоль туловища.

Согнуть левую ногу в колене, прямую правую ногу отвести назад. Туловище слегка наклонить вперед, руки вдоль туловища – ВЫДОХ.

Поднять руки вперед до линии, продолжающей линию правой ноги, отведённой назад – ВДОХ.

Правую ногу подтянуть вперед, руки опустить вдоль туловища (как будто умываясь сверху вниз).

Обе ноги выпрямлены, правая нога немного сзади. Тяжесть тела перенести на правую ногу – часть ВЫДОХА.

Упражнение выполнять с правой ноги.

Повторить для каждой ноги 3 раза.

19. «Дыхание животом»

Продолжительность выполнения: 12 сек.

ИП: (см. упр. 2) руки свободно вдоль туловища.

Втянуть живот, через нос выпустить воздух – ВЫДОХ. Дыхание не задерживать.

Надуть живот, как5 мяч, - ВДОХ носом и потянуться макушкой вверх. ЗАДЕРЖАТЬ ДЫХАНИЕ.

Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каждую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА - ВДОХА.

Максимальное количество в одном упражнении для детей – 9 раз.

20. «Массаж косточки» - массаж ECIWO.

Продолжительность выполнения: 30 сек.

ИП: (см. упр. 1)

Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца.

Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощущения разливающегося тепла.

Продолжительность массажа каждой руки – 25 сек.

21. Потягивание «Просыпаюсь»

Продолжительность выполнения: 25 сек.

ИП: см. упр.1. Повторить 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...

Применение здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста...

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей...

"Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в совре...

Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Хатха-йога.

С           Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждени...

Статья на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В статье представлена информация  по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...