Проект на тему «Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
проект (средняя группа)

Моисеева Людмила Мидхатовна
На здоровье дошкольников оказывают влияние разные факторы, и одним из этих факторов является среда, в которой ребенок растет и развивается. Очень важным фактором сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников является применение здоровье сберегающих технологий, так как в дошкольном образовании эти технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Поэтому необходимо создавать условия для качественного изменения детей, такие как: -создание санитарно-гигиенических условий: В дошкольном возрасте детям сообщаются знания и прививаются гигиенические навыки и привычки, направленные на предупреждение групп многих заболеваний, охрану и укрепление здоровья. Все сведения даются с постепенным усложнением от одной возрастной группы к другой. Гигиеническое обучение должно носить целенаправленный характер. Важно исключить стихийное образование навыков и привычек, при котором они часто закрепляются неправильно, поэтому взрослые должны своевременно обучать ребенка гигиеническим приемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему «Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Подготовили: воспитатели:

Моисеева Л.М. Митрофанова В.Э.

На здоровье дошкольников оказывают влияние разные факторы, и одним из этих факторов является среда, в которой ребенок растет и развивается. Очень важным фактором сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников является применение здоровье сберегающих технологий, так как в дошкольном образовании эти технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Поэтому необходимо создавать условия для качественного изменения детей, такие как:

-создание санитарно-гигиенических условий:

В дошкольном возрасте детям сообщаются знания и прививаются гигиенические навыки и привычки, направленные на предупреждение групп многих заболеваний, охрану и укрепление здоровья. Все сведения даются с постепенным усложнением от одной возрастной группы к другой. Гигиеническое обучение должно носить целенаправленный характер. Важно исключить стихийное образование навыков и привычек, при котором они часто закрепляются неправильно, поэтому взрослые должны своевременно обучать ребенка гигиеническим приемам.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье. Кроме того, в домашних условиях также должен осуществляться принцип единства требований всех членов семьи. Стремление взрослых все делать за ребенка нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не сформируется.

Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать русскую народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Гигиеническое воспитание способствует приобретению трудовых умений, с ранних лет подготавливая и приобщая детей к трудовой деятельности: сами убирают постель, игрушки, свой стол, поддерживают порядок и чистоту в комнате. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы, игрушки в рот, есть только мытые фрукты и овощи; не есть пищу, упавшую на пол, на землю; летом не есть неизвестную зелень, ягоды с куста; во время сна нельзя ребенку закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями; перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам ребенок не должен долго лежать в постели, проснувшись, следует сразу вставать и делать утреннюю зарядку.

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

-создание условий для закаливания:

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

- создание условий для правильного рационального питания:

Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание. Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. В процессе переваривания сложные составные части пищи расщепляются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь доставляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превращаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией. В процессе ассимиляции клетки обогащаются не только строительным материалом, но и заключающейся в нем энергией.

По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Вместе с тем организм детей младшего возраста может усвоить далеко не всякую пищу. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду).

Актуальность

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Актуальность данного проекта заключается в постепенном создании условий для приучения детей к гигиеническим процедурам, режиму дня и правильному питанию с применением здоровьесберигающих технологий. Поэтому ДОУ должно оказать практическую помощь родителям в укреплении и сохранении психологического и физического здоровья детей.

С этой целью мы разработали проект «Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» на 2019-2020 учебный год.

Участники проекта: дети разновозрастной группы с 3-8 лет, воспитатели, родители, медсестра ДОУ, психолог, дефектолог, логопед.

Цель проекта: Создать условия для получения физиолого-гигиенических практических навыков детьми в условиях ДОУ.

Задачи: - культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости к негативным факторам);

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде постоянных психо - соматических состояний ребенка;

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.

Срок реализации: 2023-24  учебный год.

Формы реализации проекта:

1. Специально организованная деятельность:

-гимнастика (утренняя, после сна, ритмическая, на свежем воздухе в теплое время года),

-занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе в теплое время года,

-гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов,

-динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, логотерапия,

-сказкотерапия,

-закаливающие процедуры.

2. Индивидуальная работа с детьми в спортивном уголке в соответствии с возрастом детей.

- упражнения на развитие основных движений,

- рассматривание книг по ЗОЖ,

- знакомство с разными видами спорта,

3. Совместная деятельность с детьми:

- подвижные игры,

-участие в экскурсиях и походах в рощу,

-спортивные развлечения и праздники,

- беседы, чтение художественной литературы.

4. Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическая культура.

5. Внешние связи:

- с Экскурсионным агентством «Нерпёнок»,

- с Детской библиотекой № 30

6. Взаимодействие со специалистами: консультации инструктора по ФК, медицинского работника, дефектолога, педагога-психолога, логопеда.

Принципы построения педагогического процесса:

-принцип разностороннего развития личности,

-принцип гуманизации,

-принцип цикличности и систематичности,

-принцип индивидуального подхода.

Предполагаемые результаты: дети будут уметь самостоятельно использовать культурно-гигиенические навыки соблюдать режим, правильно питаться.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап - Диагностический

2 этап - Практическая работа

3 этап - Подведение итогов работы

Практическая работа: разработка перспективного плана, конспектов занятий, разработка анкет для воспитателей и родителей, изготовление практического материала (дидактических игр), создание РППС, пополнение «Центра физической культуры».

Формы и методы работы с детьми:

- игровая форма занятий,

-чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения,

-совместная деятельность ребенка с взрослыми в развивающих занятиях.

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг - специальные упражнения под музыку, которые проводятся не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Соблюдение режима:

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Целью совершенствования  оптимизации двигательного режима и повышения двигательной активности разработана карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей в детском саду, которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие, как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физические минутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и прохождение по  «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Утро

I половина дня

Прогулка

II половина дня

II прогулка

Вечер

Утренний прием на воздухе (теплый период)

Утренняя гимнастика на воздухе (теплый период)

Утренняя гимнастика в физкультурном зале (холодный период)

Упражнения для профилактики осанки, голени и стопы

Дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно – оздоровительной работы)

Коммуникативные игры

Игры средней подвижности

Беседы на валеологические темы из серии «Здоровье»

Самостоятельная двигательная деятельность детей

В организованных формах обучения: физкультминутки

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Релаксация

Разнообразие форм организации детей во время НОД (стоя в кругу, сидя на ковре, стоя за столами)

НОД по физической культуре

НОД из серии «Здоровье»

В перерывах между НОД динамические паузы, подвижные игры

Растяжки и забавные упражнения (во время НОД по физической культуре)

Подвижные игры

Спортивные игры

НОД по физической культуре на воздухе

Игры - соревнования

Выполнение физических упражнений со всеми детьми

Дыхательная гимнастика

Гимнастика после дневного сна

Артикуляционная гимнастика

Самомассаж (лица, спины, ног, рук, биологически активных точек)

Физкультурные досуги, праздники (1раз в месяц)

Игры – соревнования между возрастными группами

Игры в сухом бассейне, тренажеры

Занятия по здоровому образу жизни (хождение по дорожке здоровья, мешочкам с разными наполнителями, беседы, закаливание и т.д.)

Театрализованная деятельность

Подвижные игры

Спортивные игры

Индивиду альная работа по развитию движений

Психогимнастика

Сказкотерапия

Игры на снятие отрицательных эмоций, нервных состояний

Народная педагогика (фольклор, народные игры, хороводы)

Логоритмика

Создание РППС

Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группе есть «Центр физического здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками:

1. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.

2. Тканевая дорожка для солевого закаливания.

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки, мячи, атрибуты для спортивных игр и др.

В «Центре физического здоровья» находятся каштаны «Су-Джок», грецкие орехи, шишки, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Центре книги» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», лэпбук «ЗОЖ» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Работа с родителями:

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются разнообразные формы работы:

- открытая НОД с детьми для родителей;

- педагогические беседы с родителями;

- родительские собрания;

- консультации;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;

- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды;

- работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках, буклетах («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» и т. д.).

Летняя оздоровительная работа

Оздоровительная работа должна усиленно проводиться и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы необходимо придерживаться следующих принципов:

комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

использование простых и доступных технологий;

формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

интеграция программы профилактики закаливания в семью;

повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных - мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

Подведение итогов работы: обобщение и оформление материалов по проекту, выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, фотовыставка, презентация по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту...

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем  подрастающего  поколения. Особую обеспокоенность  вызывают дети  дошкольного возраста.Как  известно, р...

«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

Методическая разработка (круглый стол)«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие  сохранения и укрепления здоровья дошкольников».с использованием технологий:...

Консультация на тему: «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В настоящее время в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли н...

06.01.24 Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

ЗОЖ - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

ЗОЖ - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников...