06.01.24 Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
консультация
ЗОЖ - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического развития ребёнка-дошкольника. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально - педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшения здоровья. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Где основой являются еженедельная познавательная, интегративная и физкультурная НОД, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня. Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Основные компоненты ЗОЖ:
- рациональный режим;
- правильное питание;
- двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она включает в себя результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому детский сад и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
У некоторых детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребёнка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к своему здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (возраст, пол, наследственность) факторов.
Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать воспитанникам.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др., с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки;
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- медицинское воспитание, посещение врача;
- дружелюбное отношение друг к другу;
- формирование понятия «не вреди себе сам».
Одним из важнейших условий развития личности ребёнка, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребёнка, необходима определённая организация взаимодействия детского сада и семьи.
Началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не каждый задумывается о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, здоровый образ жизни. Именно он даёт силы физические и духовные, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живёшь.
Исследования учёных подтверждают, что необходима связь между семейным и общественным воспитанием. Поэтому без активного взаимодействия в системе "ребёнок – родитель - педагог" невозможно эффективное развитие ребёнка.
Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников, позволит реализовать принцип единства требований к физическому воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно - ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения, как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение современных видов деятельности ДОУ и родителей.
Здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности ребёнка, который представляет собой совокупность ценностных ориентаций личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.
Наличие здорового будущего завтра - это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребёнка сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-188656-1360414568.jpg)
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1181192-1572291711.jpg)
"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1038029-1578737027.jpg)
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259444-1595425576.jpg)
Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-1362176-1636486480.jpg)
Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» Автор Кафарова Фарида.
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохран...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/07/picture-1395333-1709781978.jpg)
Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
ЗОЖ - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников...