«Воспитание культуры здорового образа жизни посредством анимационных фильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие
Современное образование требует современных подходов к выбору содержания и организации образовательного процесса, повышения качества дошкольного образования в целом. Выбранная тема является актуальной, так как мультфильмы развивают ребенка , будят воображение, развивают мышление, учат быть добрыми. Все, что дети видят на экране, для них абсолютно живое и настоящее. Воображение детей еще не в состоянии помочь домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока они могут копировать то, что увидели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_zozh.docx | 722.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры здорового образа жизни посредством анимационных фильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность данной работы заключается в поиске новых подходов к ознакомлению детей с культурой ЗОЖ. Дети дошкольного возраста не в полной мере информированы о своем «здоровье», их представления о здоровом образе жизни находятся в стадии формирования. С точки зрения государственной политики: здоровье детей – главное достояние нации.
Современное образование требует современных подходов к выбору содержания и организации образовательного процесса, повышения качества дошкольного образования в целом. Выбранная тема является актуальной, так как мультфильмы развивают ребенка , будят воображение, развивают мышление, учат быть добрыми. Все, что дети видят на экране, для них абсолютно живое и настоящее. Воображение детей еще не в состоянии помочь домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока они могут копировать то, что увидели.
Проблема обусловлена тем, что во время традиционных занятий по формированию элементарных знаний о здоровье, внимание детей постепенно рассеивается и теряется заинтересованность ребят в работе , тем временем при просмотре мультфильмов обучение происходит в увлекательной и интерактивной форме, что делает его не скучным, а очень даже интересным и приятным занятием. Движущиеся, разговаривающие картинки и красочные визуальные эффекты лучше привлекают внимание детей и сильнее запоминаются.
Цель проекта: Повышение интереса к здоровому образу жизни детей через мультипликационные фильмы.
Задачи:
- Расширить кругозор по теме « Мультфильмы о здоровье»
- Прививать любовь к культурно-гигиеническим навыкам.
- Объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ через мультипликационные фильмы.
Для решения проблемы заинтересованности детей, я создала картотеку мультфильмов про здоровье, которая представляет собой каталог из 14 пунктов для просмотра, с краткой аннотацией и QR кодом для легкого и быстрого доступа к видео (Приложение 1).
Необходимо подготовить детей к правильному просмотру мультипликационных фильмов. От степени подготовленности ребёнка к просмотру и восприятию зависит актуализация воспитательного потенциала мультфильма. Педагогическое вмешательство должно быть органически связанным с самим процессом просмотра мультфильма, не нарушать естественный процесс контакта ребёнка с произведением. В ином случае, при стихийном включении педагога восприятие ребёнка нарушится, а само сопровождение превратится в традиционное научение.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".( Зарегистрирован г.) , начинать просмотр мультфильмов рекомендуется с пяти лет, по этой причине работа в дошкольном образовательном учреждении с мультфильмами начинается по достижении ребёнком данного возраста .
1. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в старших и подготовительных группах ( 5 – 7 лет) — не более 7 минут .
2. Для просмотра телепередач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре мультфильмов детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу), расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Зрителей рассаживают с учетом их роста.
Последовательность работы с мультфильмом включает в себя:
- вступительное слово педагога, способствующее мотивации к работе;
- просмотр мультфильма;
- обсуждение;
- анализ;
- итог, рефлексию собственных чувств, мыслей, самого себя.
Работа носит совместный характер, характер сотрудничества ребёнка и взрослого. Однако возможен и переход совместной деятельности в самостоятельную, когда ребёнку предоставляется возможность додумать, прочувствовать увиденное сделать самостоятельно выводы. В ходе обсуждения просмотренного мультфильма и в течении всего дня ориентирую внимание детей на проявление их чувств, эмоций, действий и поступков. Обсуждение мультфильма носит диалогический характер и проходит в доверительной и дружеской атмосфере, где детей подводят к пониманию значимости нравственных качеств, чувств и поступков в жизни человека. Дети должны прийти к нравственному выводу самостоятельно. А не через прямую педагогическую информацию.
Результатом проекта выступает расширение представлений о здоровом образе жизни. Наблюдение показало, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья.
Вывод: мультфильм, если он правильно подобран и проработан с педагогической точки зрения, может считаться эффективным способом педагогического воздействия на ребенка по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, так как способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Приложение 1
«Каталог анимационных фильмов по формированию культуры здорового образа жизни»
Название | Аннотация | QR-код |
Фиксики – Микробы ( 3 сезон ) | Оказывается, на свете много опасных микробов! Значит, нужно с ними как-то сражаться! - догадываются ДимДимыч и Нолик, и приступают к решительным действиям… Данный мультик научат Ваших деток мыть руки с мылом | |
Спортания - здоровый образ жизни | Поучительный мультсериал о важности ЗОЖ. Друзья Макс, Вика, Вовка, Полина, Алешка и Аня учат ленивых инопланетян заниматься спортом. Они рассказывают пришельцам, какие виды спорта бывают, чем они полезны, а также почему нужно вести активный и здоровый образ жизни. | |
Смешарики. Азбука здоровья | Обучающий анимационный сериал, в котором милые зверушки из солнечной Ромашковой долины расскажут, как важно с малых лет заботиться о себе, заниматься спортом и укреплять иммунитет. Вместе с Крошем, Барашем, Ежиком, Нюшей и другими смешариками юные зрители научатся простым правилам, которые помогут сохранить здоровье крепким на многие годы. | |
Мойдодыр (1954) | Экранизация известной одноименной сказки Корнея Чуковского. Ваня был грязнулей – он не любил умываться, и из-за этого от него убежали все вещи. Когда пришел Мойдодыр и заставил Мочалку и Мыло насильно вымыть неряху, Ваня не смог от них спрятаться и, в конце концов, стал опрятным мальчиком. | |
Королева Зубная Щётка | Мультфильм по мотивам одноименной сказки Софьи Могилевской. Маша не любила умываться, причесываться и чистить зубы. Так, маленькая грязнуля попала в страну королевы Зубной Щетки. Чтобы вернуться домой, девочка должна научиться соблюдать правила личной гигиены. В этом ей помогут Мочалка, Мыло и Гребешок! | |
Будь здоров! | Мультфильм - игра по сказке Григория Ландау о непослушном Петушке, который наелся снега и заболел. | |
Старые знакомые | Мультфильм о спортивных соревнованиях между командами деревянных и мягких игрушек. Веселая спортивная комедия с полюбившимися героями мультфильма «Необыкновенный матч». | |
Фиксики – зубная щетка (1 сезон ) | Познавательная серия про строение и механизм работы электрических зубных щёток. В этом механизме есть секрет! Он преобразует вращение моторчика в движение щетинок. | |
Про бегемота, который боялся прививок | По мотивам сказки Милоша Мацоурека. Большой бегемот очень боится прививок: каждый раз, завидев шприц, он то убегает из кабинета врача, то залезает на шкаф. Но что на самом деле страшнее – маленький укол или серьезная болезнь? | |
Птичка Тари | Мультфильм 1976 года — отличный помощник для того, чтобы показать, каково бывает, когда забываешь или ленишься регулярно чистить зубы. Крокодилу из этой истории повезло, что маленькая птичка не испугалась его и того, что натворил со своими зубами. Яркая и наглядная история о том, как болят зубы, если их не чистить. | |
38попугаев-Зарядка для хвоста | Лучший пример для здорового образа жизни. Особенно в серии «Зарядка для хвоста», где мартышка решает стать сильной, чтобы достать кокос. А помимо спорта, там расскажут про азы математики, взаимоотношения, а главное — уважение, спокойствие и гармонию с собой. | |
Умный котёнок – правила гигиены (1 сезон) | Познавательный сериал, в котором пушистый котенок делится с ребятами секретами об окружающем мире. Любознательный питомец расскажет детям о разных видах техники и транспорта, а также познакомит с правилами личной гигиены. С его помощью ребята быстро усвоят новую информацию! | |
Приключения Хомы | Забавные приключения друзей Суслика и Хомы, которые живут по-соседству и никогда не скучают. То Хома заставит Суслика делать за него зарядку, то велит ему закаляться в холодном пруду, то решит отправить своего друга в далекое и трудное путешествие за горохом. | |
Лесная история | Однажды Мишка наелся меда и взвыл от зубной боли. Собрались вокруг него лесные обитатели, каждый советовал, но ничем помочь не мог. Позвали тогда доктора Журавля, который выдернул косолапому больной зуб и научил его правильно ухаживать за зубами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"
План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения» образовательная область «Безопасность»
конспект занятия по правилам ПДД...
«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)
Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи: Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС На тему: «Королева здоровья»
Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие». Тема «Наши водоёмы. Реки Обь, Бердь, Койниха».
Расширить знания детей о водоемах г.Искитима и Новосибирской области....