Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovezberezhenie.docx | 85.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250 г.Челябинска»
Авторы – составители:
Бакланова Ю. О. – воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска, Верещагина А. С. - воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска, Мордвинова Т. А. - воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска, Тухватуллина В. К.- воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска, Шестакова Е. И. - воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска, Хазырова Г. С. - воспитатель МАДОУ ДС №250 г.Челябинска.
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах». Материал представлен в виде описания задач и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах, а также описания ролевых диалогов и игровых действий по сюжетам: «Больница», «Транспорт», «МЧС». Данные материалы могут быть интересны педагогам дошкольных образовательных учреждений при организации и руководстве сюжетно – ролевыми играми дошкольников.
Челябинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение …………………………………….…………………………….. 4
- Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережениюв младшей группе………………………………………………………………………6
- Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в средней группе………..……………………………………………………………..9
- Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в старшей группе………...……………………………………………………………16
- Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в подготовительной группе…………………...…………………………………………………20
- Заключение ……..………………………………………………………...30
- Приложение..……………………………………………………………...31
Введение
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Итак, можно сделать следующие выводы:
- сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Больница», «Транспорт» в младшей группе
Тема сюжетно-ролевой игры | Больница, транспорт |
Цель | Расширение знания детей о труде врача и взаимоотношении врача с пациентами. |
Задачи | -Формировать первичные представления о труде взрослых и положительное отношение к нему. - Развивать диалоговую речь, обогащать словарный запас. - Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. - Формировать умение играть рядом, затем вместе, согласовывать свои действия в процессе игры. - Формировать умение детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. - Формировать умение играть игрушками, подбирать и использовать их по назначению. - Создавать условия для формирования доброжелательности. - Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. - Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить и т.п.). |
Используемые педагогические технологии | |
Перечень используемого оборудования и материалов |
|
Предварительная работа |
|
Описание хода проведения мероприятия:
Вариант1.
Воспитатель надевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.
Воспитатель. Я — медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы, подходите. Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает «шприцы» — предметы-заместители.) Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно. (Обращается к игрушке.) Мишка, где твой папа, зови его. Пора делать укол. (Воспитатель дает ребенку мишку и делает укол.) Кто следующий? Твоя дочка кашляет, врач прописал уколы. Проходите, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре.) У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите, пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестер из других кабинетов. Где же они? (Приглашает девочек.) Вы — медицинские сестры. Будете мыть руки? Вот больные ждут, надо им сделать уколы. А я пойду домой — моя смена кончилась. (Дети продолжают игру.)
Вариант 2
Воспитатель подключается к игре детей в роли дочки и говорит своей маме (девочке), что у нее болят зубы. Побуждает девочку отвести свою дочку к зубному врачу. К роли врача можно привлечь другого ребенка. Воспитатель напоминает врачу, что у него есть белый халат. Зубной врач надевает халат и осматривает больного. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Нашел ли доктор больной зуб? Будут ли использовать лекарства? Можно ли завязать щеку? И так далее». Воспитатель подключает к игре других ребят в качестве больных и врачей. Дети могут лечить игрушки и друг друга.
Вариант 3.
Воспитатель. Вот железная дорога, пассажиры ждут поезда. Туту! Поезд вдет, гудит. Колеса крутятся. Тук-тук, тук-тук. Машинист сидит в кабине и ведет поезд. Внимание! Поезд приближается. Чух-чух, пар выходит из трубы. Поезд замедляет ход и останавливается. Пассажиры входят в вагоны. Пассажиры, внимание! Занимайте свои места! (Дети прицепляются, как вагончики.) Поезд отправляется, будьте осторожны. (Звучит музыка поезда —сначала медленно, потом быстрее.)
Едем, едем, путь далек, путь далек.
Через горы на восток, на восток.
Поезд быстро нас домчит, нас домчит,
Он колесами стучит, он стучит.
Тук-тук.тук-тук-тук.
Тук-тук, тук-тук-тук.
Поезд замедляет ход, он приехал на станцию. Пассажиры, выходите из вагонов. Теперь по железной дороге будет отправляться товарный поезд. Он повезет грузы. Где у нас грузчики? (Мальчикам.) Грузчики, грузите в вагоны дрова, уголь, кирпичи. Где машины? Коля, ты грузчик? Вон Миша везет кирпичи, он шофер, а ты грузчик.
Он привез кирпичи, а ты разгружай. (Оглядывается по сторонам.) Кто может нам помочь, грузчик один не сможет разгрузить целый вагон. Вот если бы побольше грузчиков вышло на работу, то к вечеру вагоны были бы разгружены. (Рядом стоящим мальчикам.) Вот и грузчики пришли. Миша и Витя, вы грузчики? Тогда рагружайте вагоны с кирпичом. Миша, ты повезешь кирпич на стройку? Хорошо, вези.
Руководство и организация сюжетно-ролевой
игры «Больница», «Транспорт» в средней группе
Тема сюжетно-ролевой игры | Больница, транспорт |
Цель | познакомить детей с профессией врач, водитель воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. |
Задачи | 1формировать умение выполнять различные роли и импровизировать в ходе игры; 2. расширять словарный запас тематических групп; 3 Формировать умение детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. #1060;ормировать умение играть игрушками, подбирать и использовать их по назначению. 5. Создавать условия для формирования доброжелательности. |
Используемые педагогические технологии | |
Перечень используемого оборудования и материалов |
|
Предварительная работа |
И. Пришвин «Человек заболел», Барто «Прививка». заучивание наизусть стихов, поговорок по теме. беседы о здоровом образе жизни. ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»... (бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.) Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: - д/упр.» Потому что...» - д/упр. «Составление рассказа» - составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора.
|
Описание хода проведения мероприятия
Вариант 1.
Больной вызывает такси:
- Здравствуйте!
-Здравствуйте!
- Я хотела бы вызвать такси.
-Назовите, пожалуйста, адрес.
- Улица Ленина, дом 19.
-Куда вы едете?
- В больницу.
- Сейчас найду машину и перезвоню.
- Раздается звонок телефона
- К вам подъедет белый мерседес № 5-5-5 через 3 минуты. Стоимость вашей поездки составит 100 рублей, выходите.
- Спасибо!
- Садится в машину.
«Больной»: Здравствуйте!
«Водитель»: Куда вам надо ехать?
«Больной»: В больницу
«Водитель»: Приехали.
«Больной»: Спасибо! (больной отдает «деньги», выходит из машины и идет в «Больницу»)
- Подходит к регистратуре.
«Больной»: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, доктор Светлана Васильевна сегодня принимает?
«Регистратор»: Здравствуйте, да, принимает. Назовите, пожалуйста, свою фамилию, имя, адрес. (заполняет карту) и «талон».
- Пока врач принимает пациентов, посетители ждут своей очереди.
«Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит?
«Больной»: Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У вас температура 39 градусов - это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.
«Доктор» выписывает рецепт, мед.сестра ставит печать.
«Больной» уходит в аптеку покупать лекарство.
«Доктор» (роль которого исполнял воспитатель) говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает ребёнок.
Вариант 2.
«Пациент» находит аптеку (может быть спрашивает в регистратуре, где находится аптека).
«Больной»: Здравствуйте! Доктор прописал мне микстуру и уколы. Подает аптекарю рецепт.
«Аптекарь»: Здравствуйте! (читает рецепт). Доктор вам прописал микстуру, вот она. Пейте по 1 ложке 3 раза в день и поправитесь. (дает флакон) Микстура стоит 100 рублей. А вот это вам ампула для укола, сейчас сразу пойдете в процедурный кабинет, и вам сделают укол.
«Больной» идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных и ставит уколы.
Коней игры: у доктора перерыв на обед или поликлиника закрывается.
Воспитатель: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в аптеку за лекарствами и витаминами. Нужно отвезти детей домой и уложить в кроватки.
Проигрывание игровых ситуаций: «У зубного врача» (стоматолог); «В травматологическом пункте» (хирург); «Вызов врача на дом» (скорая помощь).
Вариант 3.
Воспитатель – Сегодня у нас с вами очень много дел. И чтобы их быстрее сделать, предлагаю поехать на.кстати, а на чем мы можем поехать?
Дети - Машина, такси, автобус, мотоцикл, трамвай, троллейбус…
Воспитатель – молодцы, а как все это называется одним словом?
Дети - Транспорт.
- Да, правильно. Но, ребята, но нас с вами много, ни в такси, ни в машину мы не влезем. К тому же, нет проводов, чтобы мы могли поехать на трамвае или троллейбусе. Поэтому предлагаю поехать на автобусе! Вот он ждет нас уже на остановке. Но, чтобы он поехал, кто нам нужен?
Дети - водитель
Воспитатель - а что он делает?
Д -водит автобус.
В -кто еще работает с водителем?
Д -кондуктор
В - а зачем кондуктор в автобусе? Что он делает?
Д - продает людям билеты, следит за порядком в салоне, объявляет остановки.
В -а раз мы с вами поедем на автобусе, то как мы будем называться?
Д - Пассажирами
В - Хорошо, но пассажир не просто едет в автобусе, он еще и участвует в процессе общения с другими пассажирами и кондуктором. И для него тоже есть правила. Предлагаю проверить, хорошо ли вы знаете эти правила. Я буду называть ситуацию, а вы скажете, правильно или нет поступил пассажир:
• Положил ноги на сиденье.
• Уступил место бабушке.
• Толкнул беременную женщину.
• Подвинулся, чтоб рядом поместился малыш.
• Громко кричал в автобусе и не купил билет.
В - Вы справились. А как мы в шутку называем безбилетников?
Д -заяц.
В - Хорошо. Тут какие-то странные предметы. Но я не понимаю, зачем они нам нужны в автобусе : аптечка, огнетушитель.
Д - чтобы оказывать помощь и тушить огонь.
В -правильно. Молодцы, думаю, вы готовы ехать. Сегодня я буду вашим начальником и распределю роли, а потом вы поиграете так, как захотите.
Роли: водитель, кондуктор, бабушка/дедушка, хулиган, беременная женщина, мама с ребенком, обычные пассажиры, заправщик, регулировщик, пешеходы, контролер (воспитатель).
Все садятся в автобус, кроме беременной женщины, мамы с ребенком и дедушки. Загорается зеленый свет. Пассажиры протягивают деньги, кондуктор продает билеты.
Кондуктор - Следующая остановка – «Магазин».
Заходят мама с ребенком и беременная женщина. Им уступают место. Едут дальше.
Водитель- пассажиры, выйдите, пожалуйста, нам нужно заправиться на автозаправке.
Все выходят из автобуса, водитель идет на кассу автозаправки и расплачивается.
Заправщик заправляет бак, водитель благодарит его и впускает пассажиров обратно.
Кондуктор - Следующая остановка «Больница».
Заходит бабушка, ей уступают. Загорается красный, регулировщик жезлом останавливает автобус и пропускает пассажиров пешеходы переходят через дорогу. Автобус едет дальше.
Кондуктор - Следующая остановка «Улица садовая».
Заходит хулиган, начинает шуметь. Отказывается покупать билет, мешает пассажирам. Кондуктор просит его покинуть автобус или заплатить штраф за безбилетный проезд. Хулиган отказывается платить и выходит.
Кондуктор – Следующая остановка «Детский сад».
Заходит контролер и проверяет билеты.
В – Ну вот, ребята, мы с вами наконец-то приехали в детский сад. Скажите, а на каких остановках автобус останавливался? Кто заходил в автобус? Кого мы встретили? Правильно ли мы сделали, что уступали место? Вам понравилась игра? И др.
Дети отвечают и по желанию продолжают игру, обменявшись ролями.
Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Больница», «Транспорт» в старшей группе
Тема сюжетно-ролевой игры | Больница, транспорт |
Цель | формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности |
Задачи | #1059;чить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. #1060;ормировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. #1056;азвивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). #1056;азвивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи. #1042;оспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача. |
Используемые педагогические технологии | |
Перечень используемого оборудования и материалов | Халаты, шапочки; игровая мебель: столы, стулья, строительный материал для игры, телефоны, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт, таблица для проверки зрения, медицинские карты на каждого «больного», бланки рецептов, полисы с геометрическими фигурами для пациентов. Инструменты: молоток, пила, ключи. • Рули • Дорожные знаки • Жезл регулировщика • Водительские документы в виде «бэйджиков» • Различные вывески: «Кафе», «Школа», «Больница» и т. д. • Дорожки пешеходных переходов • Микрофон, проездные билеты, деньги. Интеграция с другими играми. «Строители»,«Магазин», «Почта», «Семья», «Магазин», «Больница»,«Аптека», «Зоопарк", «Театр», «Парикмахерская», «Школа»,«Детский сад» |
Предварительная работа |
|
Описание хода проведения мероприятия
Вариант 1.
Воспитатель:
- Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Посещение больницы начинается с регистратуры: в ней выдают карточки пациентов и талоны на приём к врачу, принимают вызова по телефону. Кто хочет «работать» в регистратуре? Кто из вас хочет быть врачом - педиатром? Стоматологом? Медсестрой, медбратом?
Сегодня у нас в больнице начинает приём новый врач, которого вы узнаете, отгадав загадку.
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках... (Окулист)
Окулист – врач, который проверяет зрение, лечит глаза. Окулисту важно знать, как устроен глаз, каким заболеваниям он подвержен. К этому специалисту могут обратиться люди, просто желающие проверить своё зрение. При обнаружении недостатков, врач предлагает использовать корректирующие средства (очки, линзы), пройти курс лечения или сделать хирургическую операцию.
У нас же с вами самая настоящая больница. А в каждой больнице находится аптека, в которой по рецепту можно приобрести необходимые лекарства.
- Я возьму на себя роль главного врача и буду вам помогать.
- Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты, занимайте свои «рабочие места» и начнем игру.
Выбор ролей. Дети занимают свои места.
Регистратор:
- Здравствуйте. На что жалуетесь?
Пациент:
- У меня болит голова.
Регистратор:
- Вам необходимо к педиатру. Возьмите талон.
По такому же принципу (по жалобам больных) распределяются пациенты к другим врачам: стоматологу, окулисту.
Далее ребёнок – «пациент» идет к врачу-педиатру.
Врач:
- Здравствуйте. Что случилось?
(Пациент описывает свою проблему.)
- Давайте посмотрим. Врач осматривает больного (слушает больного фонендоскопом:«Дышите, не дышите», измеряет давление, температуру и т.д.). Ничего страшного – небольшая простуда. Подойдите к медсестре, возьмите рецепт на лекарства. Следующий приём через 3 дня. Всего доброго!
Стоматолог осматривает ротовую полость, лечит при необходимости, даёт рекомендации.
Окулист проверяет зрение по таблице. При необходимости выписывает больному очки.
Если «пациенту» выписан рецепт, он идёт в аптеку за необходимыми лекарствами.
Воспитатель руководит игрой, направляя на взаимодействия детей.
Игра продолжается до последнего пациента - ребёнка.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, интересная игра у нас получилась. Пациенты были вежливыми, терпеливыми, не капризничали. Профессиональная команда врачей смогла помочь всем нуждающимся.
В конце игры проводим анализ.
- Вам понравилась эта игра?
- Какие профессии мы сегодня закрепили?
- С какой новой профессией сегодня познакомились?
Вариант 2
Игровые ситуации:
Матроскин и Шарик собрались в гости к дяде Федору. Надо объяснить им правила поведения на улице и дороге.
* Сдача экзаменов для получения звания «Образцовый водитель».
* Инструктор проверяет правила вождения (требуется проехать круг, соблюдая правила движения, а инспектор ГИБДД выдает права.
* Лишение прав за допущенные в пути нарушения.
Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Больница», «МЧС», «Транспорт» в подготовительной группе
Тема сюжетно-ролевой игры | Больница, МЧС, транспорт |
Цель | развитие самостоятельной игровой деятельности в коллективе сверстников. |
Задачи | #1092;ормировать умение комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры; #1087;обуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия; #1089;оздавать условия для творческого самовыражения; #1089;пособствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; #1086;богащать и расширять словарь детей; #1059;точнять и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах города, в транспорте. |
Используемые педагогические технологии | |
Перечень используемого оборудования и материалов |
|
Предварительная работа |
|
Описание хода проведения мероприятия:
Вариант 1.
Проблемная ситуация: дети пошли на прогулку в лес и заблудились.
Воспитатель: Мы заблудились, как быть?
Дети: не знаем.
Воспитатель: Я знаю, что надо делать.
Дети: что?
Воспитатель: нужно позвонить в МЧС.
Дети: мы не знаем номер телефона.
Воспитатель: я знаю номер телефона МЧС: 012. Вы позвоните сами.
(воспитатель берет на себя роль диспетчера)
Диспетчер: Алло! Здравствуйте! Расскажите, что случилось.
Дети: Здравствуйте! Мы заблудились в лесу. Помогите нам, пожалуйста, подскажите, как выйти к дому.
Диспетчер: Прежде всего успокойтесь. Скажите пожалуйста, куда вы отправились в поход, в какую местность.
Дети: в Лемью.
Диспетчер: Передо мной карта местности, не беспокойтесь, я помогу вам найти дорогу. В южной стороне протекает речка, вам надо к ней выйти. Оглянитесь вокруг, понаблюдайте за природой и найдите где у вас юг.
Дети: как найти юг?
Диспетчер: посмотрите на ягоды: самые крупные и спелые ягоды растут с южной стороны.
Дети: здесь нет ягод
Диспетчер: Обратите внимание на грибы. Они растут с северной стороны, как и мхи.
Дети: Вокруг одни поганки, мы запутались.
Диспетчер: Успокойтесь! Возьмите себя в руки. Посмотрите по сторонам. Если рядом есть муравейник, то знайте, что муравейники муравьи строят только с южной стороны.
Дети: да, есть муравейник!
Диспетчер: Идите в сторону муравейника.
Дети: Спасибо. Идем.
Диспетчер: Что вы видите впереди?
Дети: Река.
Диспетчер: Выходите к реке. Прислушайтесь, не гудят ли поезда или шумят машины.
Дети: мы слышим шум машин.
Диспетчер: идите в сторону шума машин.
Дети: Мы видим дорогу. Ура!
Диспетчер: Выходите на дорогу и оглядитесь. Что вы видите вдали?
Дети: Мы видим дома, они не очень далеко. Теперь мы знаем, куда идти. Спасибо!
Диспетчер: Желаю вам удачи. Не ходите больше в лес без взрослых.
Дети: Мы Вас поняли. Больше одни в лес не пойдем и всем расскажем какая замечательная служба МЧС и как Вы нам помогли.
Вариант 2.
Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в больницу вместе со своими родителями. Так ведь?
Дети: Да.
- А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в больнице. Кто знает, поднимает руку.
Андрей: Окулист.
- Верно, молодец! Еще?
Катя: Хирург.
- Умница. А еще? Ребята, ну давайте смелей!
Снежана: Педиатр.
- Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в больнице работает невропатолог, массажист, кардиолог, эндокринолог всех их и не перечислишь.
- Но вы молодцы, справились с заданием!
- А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту ошибку и выберем играющих.
- У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.
- Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.
Дети: Пусть будет Аня.
- А почему Аня?
Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью.
- Дальше, кто у нас будет врачом – педиатром?
Дети: Валерия.
- Да, ребята я согласна с вашим выбором. Валерия очень заботливая и внимательная. Валерия будет врачом-педиатром.
- А кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?
Лена: Можно я буду медицинской сестрой.
- Хорошо. А кто у нас будет врачом-окулистом?
- Сережа, будешь врачом – окулистом?
Сережа: Да, а можно Снежана будет работать у меня медицинской сестрой?
- Конечно можно.
- Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?
Даша: А можно я буду работать в процедурном кабинете.
- Хорошо.
- Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.
- Азалия, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.
Азалия: Хорошо.
- Ребята, а кто будет играть в «Дочки-матери»? Кто у нас будет играть маму и папу?
Дети: Пусть у нас мамой будет Мария.
- А почему Мария?
Дети: Потому что она заботливая и хозяйственная.
- Ладно. А тогда кто у нас будет папой?
Андрей: Можно я буду папой?
- Хорошо, Андрей.
- Андрей и Мария идут в игровой уголок. Вы папа и мама, и у вас есть дочка кукла Катя. Готовьте там все.
- Врачи и медицинские сестры одевают халаты.
- Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Вы тоже берете себе куклы – это будут ваши дети.
- Можете взять сумки.
- Главным врачом больницы будет Роман. Рома ты будешь следить за обстановкой в больнице.
- Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и главный врач торжественно перережет красную ленточку.
- Дети , посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет.
- Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.
- Так, я соседка Марии.
- Надо зайти к соседке в гости.
- Здравствуй, Мария!
Мария: Здравствуйте.
- А я вот решила к тебе заглянуть, можно?
Мария: Да, да конечно, проходи.
- А что ты сейчас делаешь?
Мария: А мы вот с Андреем завтрак готовим.
- М-м, понятно. Мария, а ты слышала, что тут неподалеку, построили новую детскую больницу?
Мария: Да я слышала. Сегодня мы как раз собираемся пойти вместе с дочкой на прием к окулисту.
- Да?! А мы тоже с дочкой собрались пойти на прием. Ну ладно, я пойду, а то надо еще занять очередь. До свидания.
Мария: До свидания.
Регистратура.
- Ребята встаем в очередь.
- А кто последний, в регистратуру?
Катя: «Я последняя».
- Хорошо, тогда я буду за вами.
- Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».
Рита и Рустам: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.
Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление… Возьмите пожалуйста.
Рита и Рустам: Спасибо.
Кирилл и Маша: А нам дайте, пожалуйста, направление к окулисту.
Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.
- Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?
Аня: Да, конечно, сейчас напишу.
- Кто последний на прием к педиатру?
Рита: Я последняя.
- Хорошо тогда мы будем за вами.
- Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?
Рита: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу)
- Ребята не забываем здороваться.
Рита: Можно?
Валерия: Да, войдите.
Рита: Здравствуйте, доктор!
Валерия: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?
Рита: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.
- Валерия, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?
Валерия: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Лене - медицинской сестре).
Лена: Хорошо. Вот возьмите.
Рита: Спасибо большое. До свидания.
Валерия: До свидания.
Воспитатель заходит в кабинет врача.
- Здравствуйте доктор.
Валерия: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?
- У моей дочки болит горло и еще она кашляет.
Валерия: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное.
Валерия: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.
Валерия: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.
- Спасибо доктор. До свидания.
Процедурный кабинет.
Рита: Можно?
Даша: Да, да войдите.
Рита: Здравствуйте, мы пришли на прививку от гриппа.
Даша: Здравствуйте, хорошо проходите, присаживайтесь. Сейчас мы сделаем вам прививку. Пока готовьте рукав.
Даша: (делает укол) Вот так. Держите вату.
Рита: Спасибо вам большое. До свидания.
Даша: До свидания.
Прием у окулиста.
- Сережа принимай пациентов, они ведь ждут.
Кирилл и Маша: Нам можно? Здравствуйте.
Сережа: Да, да войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?
Маша: Мы пришли на обычный прием, чтобы обследоваться.
Сережа: Хорошо. Тогда я сейчас проведу осмотр глаз вашего ребенка.
- Маша, помоги доктору, посади свою дочку поудобнее, подготовь для осмотра.
Сережа (проводит осмотр) Так я осмотрел вашу дочку. Она здорова. Зрение у нее хорошее.
Сережа (говорит Снежанне медицинской сестре) Напишите ей справку, о том, что ребенок здоров.
Снежана: Хорошо… Возьмите вашу справку.
Маша: Спасибо. До свидания.
Сережа: До свидания. Следующий проходите.
Катя и Даниил: Здравствуйте, доктор!
Сережа: Здравствуйте, присаживайтесь, что вас беспокоит?
Катя: У нашего сына болит один глазик. Доктор видите, даже немного покраснел.
Сережа: Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.
- Сережа не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Посвети фонариком. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.
Сережа (осматривает): Глазик надо лечить, для этого вам необходимо купить вот эти капли для глаз. Сейчас я вам выпишу рецепт… Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли.
Катя: Спасибо, доктор. До свидания.
Сережа: До свидания.
- Дети, посмотрите, как заработала наша больница, какие здесь хорошие врачи. Пойду, схожу в аптеку и куплю лекарство, которое мне выписал врач.
Аптека.
- Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.
Данил: Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.
Азалия: Держите. С вас 12 рублей 50 коп.
Данил: Вот возьмите.
Азалия: Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.
Данил: До свидания.
- Девушка, здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне лекарство вот по этому рецепту.
Азалия: Да конечно, подождите секундочку. Вот ваше лекарство. С вас 76 рублей 34 копейки.
- Возьмите, пожалуйста.
Азалия: Ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще.
- Спасибо вам. До свидания.
Азалия: До свидания.
Рита: Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, витамины для детей.
Азалия: Здравствуйте, вам сколько упаковок?
Рита: Мне две упаковки.
Азалия: Так с вас 35 рублей.
Рита: Возьмите, пожалуйста.
Азалия: Спасибо вам за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас у нас в аптеке.
Рита: Да, конечно обязательно приеду. До свидания.
Азалия: До свидания.
- Ребята сегодня уже поздно и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека рады будут видеть вас у себя. И вы можете прийти на прием к врачу завтра. Ребята вам понравилась игра? Ребята игра окончена. А теперь все дружно ставят игрушки на место, наводят порядок в групповой комнате.
Вариант 3.
«Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место ДДП милиция, скорая помощь, пожарная машины. Милиционер осматривает место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле).
2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу.
3. «Красный, жёлтый, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – дети стоят на месте, жёлтый – готовятся, зелёный – переходят дорогу.
4. «Затор на дороге». На перекрёстке случился затор. Милиционер – регулировщик помогает разрешить ситуацию.
5. «Дорожные знаки». Дети изображающие автомобили едут по «улице» обращая внимание на дорожные знаки.
6. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.
7. «Островок безопасности». Дети пешеходы с куклами идут по пешеходному переходу на зелёный свет. Загорается жёлтый свет, пешеходы дошли до середины дороги. Они встают на «островок безопасности» и ждут следующего включения зелёного света светофора.
8. «Нет светофора или светофор сломался». Образовался большой поток машин из-за сломанного светофора. Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь приходит сотрудник ДПС - «регулировщик», помогает
разрешить ситуацию.
9. «Правила пешеходов». Дети пешеходы идут по тротуару, соблюдая правила для пешеходов: идти, придерживаясь правой стороны; не подходить близко к проезжей части.
10. «Пассажирский транспорт». Автобус «едет» по городу, останавливаясь на остановках. «Пассажиры» выходят из автобуса и переходят на другую сторону дороги, соблюдая правило «обходи автобус сзади»
.
Заключение
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Игра- важный этап в жизни ребёнка. Данные методические рекомендации помогут правильно организовать игру дошкольников в соответствии с возрастом....
Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
Развитие сюжетно-ролевой игры требует дополнительной интеграции всего содержания программы, организации определенной игровой среды, которая может быть создана с помощью объединения работы по коррекции...
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Методическая разработка Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры» 2 младшая группа
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, развитие речи.Задачи:1. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную...
Методические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы «Экскурсия в краеведческий музей»
Формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры....
Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"
Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....
Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предмета...