Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
методическая разработка на тему
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-_rolevye_igry.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Методическая разработка воспитателя
ГБДОУ детский сад №5 Выборгского района города Санкт-Петербурга
Шакшановой Елены Викторовны
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА».
Группа , название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1-ая младшая . «Кукла заболела». | Медицинский халат и шапочка для воспитателя, кукла , градусник , игрушечная кровать. | |
2-ая младшая. «У врача». | Фотографии , иллюстрации , картины , куклы , игрушки – животные , строительные материалы , халат и шапочка врача , медицинские инструменты (набор). | Прогулка к поликлинике , к пункту скорой помощи , экскурсия в аптеку , в медицинский кабинет детского сада. Игры – занятия «Кукла заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ воспитателя о том , как в другом детском саду играют во «врача». Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть» , К. Чуковского «Айболит» , Я. Райниса «Кукла заболела». Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание альбома , изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему « Мы играем во «врача». Лепка угощения для заболевшей куклы , конструирование кровати для куклы. Чтение произведений: Ю. Яковлева «Больной» , Ю. Синицина «С человеком беда» , И. Туричина «Человек заболел». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
Средняя группа. «Скорая помощь». «Аптека». | Кушетка , подставка для лекарств , набор медикаментов (коробочки) , медицинские халаты и шапочки , сумка с крестом , шпатель , градусник , грелка , фонендоскоп , шприц Бинты и вата , носилки , телефон , силуэт «скорой помощи» , ширма , куклы. | |
Старшая группа. «Поликлиника». «У зубного врача». «У лора». «Аптека». | Игровой набор «Кукольный доктор» , градусник , шприц , пачка горчичников , шпатель , стетоскоп , молоточек , пипетка , палочка для смазывания йодом или мазью , вата , бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей , спирт для смазывания места укола , йод для прижигания ранок , капли , микстура , лекарство для уколов , порошки , таблетки , мазь , самодельные игрушки из картона , предметы – заместители , некоторые реальные предметы , карточки больных ,рецепты. | |
Подготовительная группа. «Больница». «Больница с разными отделениями». «Скорая помощь». «Аптека». | Кушетка , подставка для лекарств , набор медикаментов (коробочки) , медицинские халаты и шапочки , сумка с крестом , шпатель , градусник , грелка , фонендоскоп , шприц носилки , телефон , силуэт «скорой помощи» , ширма Игровой набор «Кукольный доктор» , градусник , шприц , пачка горчичников , шпатель , стетоскоп , молоточек , пипетка , палочка для смазывания йодом или мазью , вата , бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей , спирт для смазывания места укола , йод для прижигания ранок , капли , микстура , лекарство для уколов , порошки , таблетки , мазь , самодельные игрушки из картона , предметы – заместители , некоторые реальные предметы , карточки больных ,рецепты. , куклы. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Подготовительная работа. |
1-ая младшая. «Кукла хочет есть». «Кукла проснулась». «Кукла хочет спать». «Кукла идет на прогулку» | Куклы , мебель , посуда , одежда для кукол , строительный материал. | |
2-ая младшая. «Семья». | Куклы , мебель , посуда , ванночка для купания, строительный материал , игрушки – животные. | Наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя в группе второго года жизни. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели из конструктивного материала. Беседы о взаимоотношениях в семье. Этические беседы: «Ждем гостей», «Идем в гости». Беседа об организации дня рождения. Разучивание песенок , стихов , придумывание игр , аттракционов. |
Средняя группа. «Семья». «Малыш проснулся». «Накорми малыша». «Малыш идет гулять». | Кукла – младенец , атрибуты для оборудования домика , кукольная одежда , посуда , мебель , предметы – заместители. | |
Старшая группа. «Семья». «Мамы нет дома». «Мамин праздник». «Праздник в семье». | Куклы , игрушечная посуда , мебель , игровые атрибуты (передники , косынки), музыкальные инструменты , Предметы – заместители, скатерти , чайные приборы , вазы , чай , пирог , пластилин , кусочки материи, нитки , цветная бумага , природный материал. | |
Подготовительная группа. «Гости». «День рождения». «Семья». | Атрибуты необходимые для сюжетно – ролевых игр : «семья» , «салон красоты» , «кафе» , «магазин» , парикмахерская» , «школа» , «магазин» , «стройка» , «больница» и др. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1-ая младшая. «Купим кукле покушать». | Куклы , муляжи овощей и фруктов. | Экскурсии в овощной , книжный , продуктовый магазины , в магазин одежды. Встреча с работниками магазина. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел». С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Лепка овощей , продуктов. Изготовление других атрибутов по сюжетам. Эстетическая беседа о поведении ребят в общественных местах , в том числе в магазине. Беседа о людях работающих в магазине. |
2-ая младшая. «Магазин игрушек». «Овощной магазин». | Прилавок или наборное полотно , муляжи овощей и фруктов , игрушки , картинки с изображением игрушек , предметы – заместители , форма для продавца. | |
Средняя группа. «Магазин одежды». «Книжный магазин» «Продуктовый магазин». | Строительный материал , игрушки , муляжи продуктов , одежда для кукол , касса , витрина , предметы – заместители , куклы , книжки – самоделки , кошельки. | |
Старшая группа. «Магазин игрушек». «Продуктовый магазин». «Кондитерский магазин». «Хлебный магазин». «Кулинария». | Прилавок , касса , бумага , карандаши , игрушечные весы , счеты , банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин , природный материал , предметы – заместители , одежда для продавца , сумки , кошельки. | |
Подготовительная группа. «Гипермаркет». «Магазин игрушек». «Продуктовый магазин». «Кондитерский магазин». «Хлебный магазин». «Кулинария». | Прилавки , кассы , одежда для продавцов , предметы – заместители , наборы игрушек и муляжей по отделам , книжки – самоделки , кошельки , сумки , куклы , вешалка , зеркало , весы , песок , мелкие камушки , природные материалы. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ШОФЕРЫ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1-ая младшая. «Шоферы». «Строим башню». | Машины , строительный материал , маленькие игрушки. | Наблюдение за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку , бензоколонке , автогаражу . разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица» рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка из строительного материала гаража. Наблюдение за автобусами. Поездка на автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление атрибутов для игры. Тематические прогулки по улицам. Беседы с использованием иллюстраций . |
2-ая младшая. «Шоферы». | Различные машины , строительный материал . рули , светофор , жезл или фуражка регулировщика. | |
Средняя группа. «Шоферы». «Поездка». | Машины различных марок , светофор , бензозаправочная колонка ,строительный материал , фуражка и жезл регулировщика , куклы, руль. | |
Старшая группа. «Автобус» (троллейбус). «Уличное движение». | Строительный материал, игрушечный автобус, руль , фуражка и жезл регулировщика , светофор, куклы , деньги, билеты , кошельки , сумка для кондуктора. | |
Подготовительная группа. «Улица». «Транспорт». | Картонные дома, вывески ,фигурки людей , игрушки – машины , светофор , фуражка и жезл регулировщика , рули , нагрудные обозначения машин. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПАРИКМАХЕРСКАЯ», «САЛОН КРАСОТЫ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. «Причеши куклу». | Кукла, расческа, заколка для волос, резинка для волос. | Беседа «кто причесывает тебя дома» , «как причесывают тебя дома». Экскурсия в парикмахерскую. Беседа о работниках парикмахерской. Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание рекламных брошюр и иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
2ая младшая. «Парикмахер». | Кукла, игрушечные : расческа , ножницы , фен , заколочки, накидка для клиента , фартук для парикмахера , шампунь , полотенце. | |
Средняя группа. «Парикмахерская». | Набор специальных игрушек «Детский парикмахер» , фен , ножницы , расческа , заколки , резинки для волос , накидка для клиента , фартук для мастера , машинка для стрижки , шампунь и кондиционер для волос , лак для волос , зеркало , предметы – заместители. | |
Старшая группа. «Парикмахерская». «Салон красоты». | Набор специальных игрушек «Детский парикмахер» , фен , ножницы , расческа , заколки , резинки для волос , накидка для клиента , фартук для мастера , машинка для стрижки , шампунь и кондиционер для волос , лак для волос , зеркало , предметы – заместители , лак для ногтей , пилочка , ножницы , крем , телефон , ручка , журнал , визитки , касса , метла , савок. | |
Подготовительная группа. «Парикмахерская». «Салон красоты». | Набор специальных игрушек «Детский парикмахер» , фен , ножницы , расческа , заколки , резинки для волос , накидка для клиента , фартук для мастера , машинка для стрижки , шампунь и кондиционер для волос , лак для волос , зеркало , предметы – заместители , лак для ногтей , пилочка , ножницы , крем , телефон , ручка , журнал , визитки , касса , тени , кисти для макияжа , крема. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СТРОИТЕЛИ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. «Строим башню». | Машины, строительный материал, маленькие игрушки. | Экскурсии на стройку. Беседы о строителях «Кто строит дом». Чтение сказки «Теремок» , произведений «Кто построил этот дом ?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши. Рассматривание картинок и иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
2ая младшая. «Строители». | Строительный материал, машины, куклы, игрушки – животные. | |
Средняя группа. «Мы строители». «Строительство плотины». | План постройки, различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, предметы – заместители. | |
Старшая группа. «Строительство». «Строители космодрома». | План строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы – заместители. | |
Подготовительная группа. «Мы строим город». | План строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы – заместители, машины, куклы, игрушки – животные. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. | Знакомство с отличительными признаками того или другого животного по картинкам , иллюстрациям Чтение стихов и рассказов про того или иного животного. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением самолета. Чтение стихов и рассказов. Экскурсии. Наблюдения за листьями и ветром. Чтение стихов о театре. Беседы о театрах нашего города. Посещение кукольного театра. Изготовление атрибутов для театра. Посещение детского театра , цирка. Беседы и рассказы о театральных профессиях. Чтение стихов и рассказов о театре и цирке. Изготовление атрибутов. Обсуждение и распределение ролей для каждого сюжета. Знакомство с историей Мариинского театра. Просмотр картинок и иллюстраций, посвященных этому театру. Беседы и рассказы о театральных профессиях. | |
2ая младшая. «Лиса» , «Медвежата» , «Кошка» , «Лошадка» , «Ежиха» , «Воробьиха» , «Самолет» , «Листочки на ветру» и др. | Предметы – заместители , игрушки , картинки , иллюстрации , султанчики ,булочки , конфеты , пироги , фрукты , куклы , грузовик , листочки. | |
Средняя группа. «Театр». «Поход в театр». «Кукольный театр». | Ширма , игрушки бибабо , деньги , кошельки , билеты , большие таблички ТЕАТР , КАССА. Продукты , посуда , передник для официантки , бейджик для билетерши, руль для водителя. | |
Старшая группа. «Мы – артисты». «В театре премьера!». «Цирк». «Мы цирковые артисты». | Ширма , игрушки бибабо , деньги , кошельки , билеты , большие таблички ТЕАТР , КАССА. Продукты , посуда , передник для официантки , бейджик для билетерши, руль для водителя, костюмы для представления , куклы, Детские стульчики , крупный строительный конструктор, Самодельные атрибуты , предметы – заместители , игрушки – животные. | |
Подготовительная группа. «Что нам стоит театр построить». «Театр для ветеранов». | Игровые материалы для строителей , гримеров , парикмахеров , костюмеров , телевидения , художников – оформителей , озеленителей , буфета , грузчика , директора театра. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МОРЯКИ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. | Экскурсия на речной вокзал, целевые прогулки к реке. Чтение стихотворений и рассказов о моряках , о флоте. Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел». Изготовление атрибутов. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Чтение стихов и рассказов о морских приключениях. Рассматривание схем , карт связанных с передвижением по воде. Рассматривание картин и иллюстраций о море, моряках, о строительстве судов как старинных, так и современных. Беседы о труде людей в порту, о подвигах русских моряков, о знаменитых мореплавателях. | |
2ая младшая. «Капитаны». | Надувной бассейн , пластмассовые лодочки , катера ,теплоходы . | |
Средняя группа. «Путешествие по реке». «Рыбаки». | Строительный материал , кухонная посуда , игровые наборы «у врача» , «парикмахерская» , штурвал , спасательный круг , флажки , куклы , предметы –заместители , пластмассовые лодочки , катера , теплоходы, надувной бассейн , фуражка капитана , бинокль , рупор , трап , якоря на цепи ,прутики , нитки , игрушечные рыбки. | |
Старшая группа. «Мореплаватели». «Спасатели». «Ищем клад». | Фуражка капитана , бинокль , рупор , трап , якоря на цепи ,прутики , нитки , игрушечные рыбки, штурвал , спасательный круг , флажки , куклы , предметы –заместители , воротники для матросов, игровые наборы «у врача», «столовая», «парикмахерская», инструменты, рация , наушники , карта, схема, компас , подзорная труба, карта звездного неба, «клад» и т. д. | |
Подготовительная группа. «Путешествие по реке». «Туристическая поездка». «Мы – военные моряки». | Фуражка капитана , бинокль , рупор , трап , якоря на цепи ,прутики , нитки , игрушечные рыбки, штурвал , спасательный круг , флажки , куклы , предметы –заместители , воротники для матросов, игровые наборы «у врача», «столовая», «парикмахерская», инструменты, рация , наушники , карта, схема, компас , подзорная труба, карта звездного неба, «клад» и т. д. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ДЕТСКИЙ САД».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. «Маленькие помощники». | Куклы, игрушечная посуда, метелка, савок, тряпочка для уборки, кукольная одежда. | Наблюдение за работой помощника воспитателя, врача и медсестры, повара, прачки, заведующей, рабочего, воспитателя, музыкального руководителя, физрука. Обсуждение обязанностей присущих каждой профессии. Чтение книг о профессиях. Изготовление атрибутов для осуществления задуманного сюжета. |
2ая младшая. «Осмотр врача». «Обед в детском саду». «Прачечная». | Картинки на выбранный сюжет, халат и шапочка для врача, кухонная и столовая посуда, куклы, игрушечная стиральная машина, комплект игрушечного постельного белья, утюг, гладильная доска. | |
Средняя группа. «Утренний прием». «Наши занятия». «На прогулке». | Тетрадь для записи детей , куклы , мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, медицинские инструменты, одежда для повара, врача | |
Старшая группа. «На музыкальном занятии». «На физкультурном занятии». «Прием в детский сад». | Музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, стол, телефон, компьютер, предметы – заместители. | |
Подготовительная группа. «Детский сад». | Строительный конструктор, картинки: повар, прачка, воспитатель, помощник воспитателя, овощеводы, животноводы, молокозавод, шофер. Атрибуты: для повара: сковородки, кастрюли, доски, ножи, поварешки, фартуки, колпаки, полотенца; для воспитателя: куклы, полотенца, книжки – малышки, постельное белье для кукол, кукольная посуда , игрушки для кукол; для прачки: кукольное постельное белье, стиральная машина, тазик, «стиральный порошок», утюг, гладильная доска; для овощеводов: маленькие наборы для игры с песком, скакалка, лейка, муляжи овощей или картинки с овощами на грядке; для животноводов: зеленый коврик – пастбище, кормушки для коров, мелко нарезанные полоски зеленой бумаги – сено, маленькие ведерки, тряпочки, скакалки и призмы для доильных аппаратов, кегли как бидоны; для шоферов: грузовые машины, телефоны, скакалка для бензоколонки: для молокозавода: пакеты под молоко и кефир, сыр, пачки творога и т.д.; предметы – заместители. |
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ».
Группа. Название сюжета. | Атрибуты. | Предварительная работа. |
1ая младшая. | Рассматривание плакатов, картинок , иллюстраций на выбранный сюжет. Чтение книг по теме. Беседы , рассказы воспитателя и воспитанников. Литература: А. Андреев «Звездный». Ф. Лев «Мы плывем на самоходке». Сказки. Б. Житков «Что я видел». (Главы из книги). И. Винокуров «Самолет летит». ( Главы из книги). | |
2ая младшая. | ||
Средняя группа. «Автобусная экскурсия». | Машины различных марок , светофор , бензозаправочная колонка ,строительный материал , фуражка и жезл регулировщика , куклы, руль. Плакаты и картинки по теме выбранной экскурсии. | |
Старшая и подготовительная группы. «Мы плывем по Волге». «Путешествие в Атлантиду, на другую планету». «Путешествие в дальние страны». «Отправляемся в путешествие» (выбор транспорта). «Путешествие с приключениями». «Космическое путешествие». | Фуражка капитана , бинокль , рупор , трап , якоря на цепи ,прутики , нитки , игрушечные рыбки, штурвал , спасательный круг , флажки , куклы , предметы –заместители , воротники для матросов, игровые наборы «у врача», «столовая», «парикмахерская», инструменты, рация , наушники , карта, схема, компас , подзорная труба, карта звездного неба, «клад» и т. д. Картонные дома , вывески ,фигурки людей , игрушки – машины , светофор , фуражка и жезл регулировщика , рули , нагрудные обозначения машин. Космический корабль, плакаты и картинки видов нашей планеты из космоса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.
Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.
Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...
Методические разработки НОД по ознакомлению дошкольников с родным городом Санкт-Петербург. Варианты схем тематического планирования, диагностики.
Методические разработки НОД по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом....
Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского района, Фендик Ольги Кирилловны. «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»
Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ...
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга» Хахалиной Тамары Васильены «Рассматривание картины «Медведи весной»
Методическая разработкавоспитателяГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга»Хахалиной Тамары Васильены«Рассматривание картины «Медведи весной»Из серии «Пособ...
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Хахалиной Тамары Васильены тема "Маленькие ученые"
Цели:v формировать умение прогнозировать последствия своих действий.v Воспитывать гуманное отношение к природе желание сберечь и сохранить красоту природы.Задачи:v Расширить представ...