Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).
методическая разработка (младшая группа)

Алышова Зульфия Тагировна

         Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.  Из всех детских игр особое место занимает сюжетно – ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких – либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно – ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно – ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.  Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно – отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к этому раньше, а кто – то позднее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Алышова З.Т., воспитатель

                                                                 ГБДОУ детский сад № 5 Красногвардейского района

                                                                                                                             Санкт Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Методическая разработка. Технология организации сюжетно – ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя младшей группы).

        В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).

                    Общая характеристика сюжетно – ролевой игры.  

         Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.  Из всех детских игр особое место занимает сюжетно – ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких – либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно – ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно – ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.  Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно – отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к этому раньше, а кто – то позднее.

        Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.  Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.  В сюжете раскрывается содержание игры – то что, воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.  Роль – игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.  Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.  Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

     Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.

     Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.

     Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.

Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду

      Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности

Методика организации сюжетно-ролевой игры

       Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.

   1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.  

   2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.  

   3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.  

   4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры.  

   5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.  

    6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.  

   7. Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:  а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);  б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;  в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;  г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;  д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.  8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Методы  и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми»

   1. Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.  Рассматривание иллюстраций, фотографий.   Просмотр видеоматериалов.   Рассказ воспитателя.   Чтение художественной литературы.   Беседа.   Отгадывание загадок.

   2. Изучать интересы детей, их любимые игры.

Наблюдение за игровыми объединениями детей.  Рисование на тему «Как мы играем».  Рисование на тему «Мои любимые игрушки».  Беседа на тему «Любимые игры».  Беседа на тему «Мои друзья».  Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду».

   3. Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры. Рассматривание предметов, игрушек, предметов - заместителей.  Рассказ воспитателя о предметах.   Беседа об использовании предметов, игрушек.  Беседа о хранении и размещении игрушек.  Изготовление детьми предметов - заместителей, игрушек-самоделок, поделок. Внесение новых игрушек и предметов.

   4. Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать

Предложение темы игры, новых сюжетов Обсуждение игрового сюжета.  Создание игровой воображаемой ситуации.  Создание игровой обстановки.  Разработка плана игры.  Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.  Распределение ролей.  

   5. Формировать специфические игровые умения.

 Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями.  Употребление условной игровой терминологии.  Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).  Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

     Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

Развитие сюжетно-ролевой игры требует дополнительной интеграции всего содержания программы, организации определенной игровой среды, которая может быть создана с помощью объединения работы по коррекции...

Методическая разработка Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры» 2 младшая группа

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, развитие речи.Задачи:1. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную...

Методическая разработка Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, развитие речи.Задачи:1. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей из опыта работы воспитателя младшей группы...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...

Технология организации сюжетно-ролевых игр детей ( из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности  и в наши дни,т.к игра является ведущим видом деятельности  детей ддошкольного возраста.Игра - подлинная социальная практика, ...

"Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей" (из опыта работы воспитателя ДОО)

Для осуществления адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она дол...