Тренинг для педагогов : «Эмоциональное выгорание педагогов»
материал
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания
- Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
- Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.
- Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: презентация на тему эмоционального выгорания, слайд с картинками, листы бумаги, карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, карточки для записи идей, материалы для блокнотов.
Ход тренинга
Приветствие.
Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга "Профилактике эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоёмких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
Естественные приемы регуляции организма:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;
- "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Ход тренинга
Разминка.
Упражнение "Поза Наполеона"
Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Ожидаемый результат: настрой на работу и взаимодействие.
Упражнение "Коллективный счет"
Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.
Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.
Ожидаемый результат: сплочение группы.
Упражнение "Картинка"
Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Учителя объясняют свой выбор.)
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
Упражнение "Молодец!" (5-7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
Упражнение "Тест геометрических фигур".
Цель: самодиагностика.
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Комментарий ведущего
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Ожидаемый результат: рефлексия педагогов.
Основная часть.
Выдвигаем идеи. "Как справиться с эмоциональным выгоранием?"
Цель: выработка мероприятий по предотвращению эмоционального выгорания.
Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.
Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.
По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
Анализ идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
Правила это этапа:
Самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.
Отбрасывать идеи нельзя.
Упражнение "Удовольствие"
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Слово ведущего: в каждом из нас на протяжении всей жизни продолжает жить ребенок, только большинство из нас забывает про него или стесняется его проявить. Я предлагаю вспомнить этих деток, снова впасть в детство, ведь это так приятно. Мы с вами каждый день работаем с детьми, и понимать мы станем их лучше только тогда, когда сами почувствуем себя хоть ненадолго детьми.
Чтобы сделать свои будни немного ярче, я предлагаю создать свой собственный "блокнот удовольствий", на первый взгляд повседневную вещь мы превратим в собственный творческий проект, который будет нас радовать и напоминать о сегодняшнем тренинге.
Арт-терапия "Блокнот удовольствий"
Материалы: блокнот на каждого участника, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, ножницы, клей, линейки, разноцветная бумага, вырезки из газет и журналов, разноцветные ленты, пуговицы, нитки разноцветные, фольга.
Инструкция: творите, пусть каждый берет то, что ему хочется и осуществляет свой замысел.
После делимся впечатлениями.
Упражнения на снятие напряжения.
А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение и которые вы можете использовать в повседневной жизни.
"Дышите глубже"
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение "Лимон"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Следующая техника "Ластик"
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Упражнение "Муха"
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
Упражнение "Передышка"
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Заключительная часть.
Медитация "Встреча с ребенком внутри себя".
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку. :Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет:
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".
Упражнение "Пять добрых слов"
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен:
- обведите свою левую руку на листе бумаги;
- на ладошке напишите свое имя;
- потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.
В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое – то привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Притча о колодце
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел, упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой, уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!
Список использованной литературы.
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.
3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект, 2001.
4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие.
7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005.
8. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологичееский тренинг. - СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.
Тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;
снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Добрый день уважаемые коллеги!
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».
В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Три стадии синдрома
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Первая стадия.
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже (приложение 2).
А теперь я предлагаю вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!
2. Упражнение на знакомство.
Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.
Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.
3. Упражнение «Я дома, я на работе»
Следующее упражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я дома» и «Я на работе».
(Когда все закончили, анализируем.)
Теперь, обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты, отсутствие схожих черт, отметьте их для себя. Давайте обсудим: какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия (Обсуждение)
4. Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»
Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.
5. Упражнение «Волшебный магазин».
А сейчас мы с Вами отправимся в Волшебный магазин. В нем есть все, чего Вы только можете себе пожелать. Для этого напишите три хороших своих качества, и три, которые вам не нравятся. Чтобы купить нужное качество нужно прорекламировать и продать то качество, которое Вам особенно мешает. Вывод: не бывает плохих или хороших качеств. Любое качество в различных ситуациях либо помогает, либо вредит.
6. Упражнение «Порой я балую себя».
В следующем упражнении каждому участнику понадобиться лист бумаги (раздаем бумагу). Вся информация, которую Вы запишете на листе будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть искренними, не заглядывать в листы людей сидящих рядом и не спрашивать их от том, что они написали. Приступаем…
Вспомните и составьте список тех дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
(Когда списки готовы, продолжаем.)
Теперь отметьте как часто Вы делаете то, что отмечено на листе.
(Можно предложить высказать свое мнение.)
Далее необходимо разделиться на тройки и составит слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя.
(Раздаются карточки с рекомендациями Приложение.)
Ознакомьтесь с рекомендациями и отметьте в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые Вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше и дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. На этом же листе можно записать слоганы, придуманные Вами.
(Далее обсуждение.) Предлагаю Вам высказаться о том какие способы побаловать себя Вам больше всего понравились и какие бы Вы могли попробовать использовать в будущем.
7. Упражнение «Маски релаксации»
Теперь мне хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать. Делаем глубокий вдох, задерживая дыхание изображаем на лице маску удивления (гнева, поцелуя, смеха, недовольства, выдыхая расслабляем мышцы лица.
Упражнение «Руки».
Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.
Выполним упражнение «Лимон».
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
«Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
8. Упражнение «Контур человека»
Я предлагаю Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.
Теперь задумайтесь – если Вам не хватает каких либо чувств и эмоций, значит необходимо стремиться ими овладеть…
9. Релаксационное упражнение "Новое платье"
Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова - чуть откинута, плечи - расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох - глубоким, а выдох - удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.
Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине "Одежда" : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.
В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.
Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.
Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.
Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.
10. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.
Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»
- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом
исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с
оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем
загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)
4) Подруги –дуры! ( исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой
крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)
6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу,
ей как раз рабочая сила нужна)
Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)
Продолжать? Здесь примерно на год чтения!
- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!
Приложение 1
Естественные приемы регуляции организма:
• Смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• наблюдение за пейзажем за окном;
• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.
• релаксация
• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).
• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.
• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.
• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».
• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
• фильмы, спектакли, юмористические передачи;
• баня-сауна;
• аромотерапия, массаж;
• парикмахерская, шопинг;
• отдых в санатории;
• покричать там, где никто не услышит;
• поплакать, если грустно;
• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.
• порисовать;
• погулять, быстро пройтись;
• послушать спокойную музыку;
• пикник, путешествие (поездка в красивое место);
• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.
И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз.
Приложение 2
Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
Виктор Васильевич Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы.
А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.
Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Мышечная энергия» и «Лимон».
Групповая игра «Здравствуй, друг! »
И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.
Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"
Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:
"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)
"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)
"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)
"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)
"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)
"Хорошо! " (обнимаются)
Упражнение «Визитка»
Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.
Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное напряжение. Сначала человек ощущает дискомфорт, потом входит в новый режим работы и, наконец, происходит истощение сил.
Известно, что люди с высоким уровнем образования, женщины в возрасте от 30 до 44 лет в большей степени подвержены эмоциональному стрессу.
Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. Сила стресса зависит от самого человека, от его характера, уверенности в себе. Помните, что стресс вызывается не каким-то одним сильным раздражителем, а серией мелких, каждодневных волнений.
Тест «Скрытый стресс»
Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Психолог подводит результаты тестирования. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса. Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом, т.к. во время стресса происходит выброс в кровь адреналина и запас гормонов истощается, при этом повышается давление, учащается пульс, повышается уровень холестерина в крови. Частое повторение этих реакций приводит к развитию гипертонии, язве желудка, бессоннице, потере веса, физической усталости и пассивности.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Полное дыхание»
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.
Задержите дыхание.
Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.
Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Интересные факты:
- зависть и злость поражают органы пищеварения;
- страх – щитовидную железу;
- печаль и уныние приводят к быстрому старению;
-несдержанные эмоции – заболевание сердца.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Обсуждение:
• Что было легко, что сложно?
• Кому было сложно молча передавать информацию?
• Кому легко?
— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
— Сплочённость – это:
• совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
• атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
• активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
• резко встать и пройтись;
• быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
• измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.
Упражнение “Круг света” (1-2 мин.)
Участники передают по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно дарят пожелания миру, присутствующим, себе. Таким образом, осуществляют ритуал очищения, мобилизируют свою внутреннюю энергию, активизируют свои ресурсы и тем самым укрепляют свое здоровье.
Круг продолжает фразу: “Неожиданным для меня сегодня было…”.
Рефлексия тренинга
Спасибо за внимание, удачного всем дня.
Тест
Скрытый стресс
Инструкция: внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.
1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.
2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу), а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.
3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.
4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.
5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.
6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.
7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.
9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.
Итоги: Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...
тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...
Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагога
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах нав...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!»
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. Если есть проблема, значит, есть способы решения.У каждого человека есть выбор:Опустить руки, поз...
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только уче...
Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его про...
Тренинг для педагогов "Эмоциональное выгорание педагогов"
Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"...