Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка
Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
• познакомить с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
• снизить уровень эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического
здоровья;
Категория участников: педагогический состав учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_20.11.19.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
• познакомить с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
• снизить уровень эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического
здоровья;
Категория участников: педагогический состав учреждения
Продолжительность занятия – 45 мин
Количество участников в группе 18-20 человек
Ожидаемые результаты:
повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
снижение уровня эмоционального напряжения;
повышение работоспособности;
Материалы и оборудование
• Листы для записи информации
• Интерактивная доска
• Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши
• Бумага А4, А3(2шт)
• Кнопки, скотч, ножницы.
I часть
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
1. Приветствие участников.
Упражнение №1 «Улыбка» (Разминка)
-Кто смотрелся в зеркало?
-Кто себе улыбнулся?
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».
Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
2. Знакомство с темой тренингового занятия.
Упражнение “Наши ожидания”
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник называет свои ожидания )
Мы постараемся оправдать ваши ожидания. Многое будет зависеть и от вашей активности.
II. Основная часть
1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».
Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования.
Слайд 1
Римский император Диоклетиан после двадцати лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие шестнадцать с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Слайд 2
По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Слайд 3
Причины возникновения синдрома:
- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
- длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т. д., концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.
Слайд 4
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т. д., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Слайд 5
Основные симптомы профессионального выгорания:
чувство хронической усталости;
раздражительность;
нарушение сна, аппетита;
тревожность;
негативное отношение к коллегам;
оскудение репертуара рабочих действий;
потеря интереса к профессиональным достижениям.
Профессиональное выгорание возникает не мгновенно, а накапливается постепенно и, что важно помнить, незаметно. Когда его симптомы становятся очевидными, то часто уже мало что можно изменить.
Динамика развития выгорания - процесс сугубо индивидуальный выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Слайд 6, 7
Симптомы | Степень выраженности, частота | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Поведенческие | Сопротивление выходу на работу | |||||
Частые опоздания | ||||||
Откладывание деловых встреч | ||||||
Уединение, нежелание видеть коллег | ||||||
Нежелание видеть детей | ||||||
Нежелание заполнять документацию | ||||||
Формальное исполнение обязанностей | ||||||
Аффективные | Утрата чувства юмора | |||||
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения | ||||||
Повышенная раздражительность | ||||||
Ощущение придирок со стороны других | ||||||
Равнодушие | ||||||
Бессилие, эмоциональное истощение | ||||||
Подавленное настроение | ||||||
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы | |||||
Слабая концентрация внимания, рассеянность | ||||||
Ригидность мышления, использование стереотипов | ||||||
Сомнения в полезности работы | ||||||
Разочарование профессией | ||||||
Циничное отношение к коллегам, учащимся | ||||||
Озабоченность собственными проблемами | ||||||
Физиологи-ческие | Нарушение сна (бессонница/уход в сон) | |||||
Изменение аппетита (отсутствие\переедание) | ||||||
Длительно текущие незначительные недуги | ||||||
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям | ||||||
Усталость, быстрая физическая утомляемость | ||||||
Головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта | ||||||
Обострение хронических заболеваний |
Слайд 8
Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания:
Непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение квалификации;
Система поощрений (со стороны администрации);
Разделение профессиональной и частной жизни (работы и дома);
Саморегуляция (комплекс мероприятий, направленных на формирование психологических состояний, способствующих наиболее полной реализации потенциальных возможностей.);
Деловые игры/тренинги/игры-практикумы и т. д.
Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
На сегодняшний день используются разнообразные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога. Такие как
Слайд 9,10
Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
2. Работа в группах/работа с педагогами
Упражнение № 1 «Стирка» (диагностика уровня стресса)
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1.Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Интерпретация ответов
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Упражнение №2 «Портрет педагога».
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился». ( Можно дать имена)
- Какие эмоции преобладают у педагога,ктр .практически «выгорел»?
-А у другого педагога?
Реакция человека на воздействие одних и тех же раздражающих факторов может категорически отличаться друг от друга. Один воспримет это спокойно,кто-то крайне негативно,бурно проявляя отрицательные эмоции.
3. Притча «Два волка» видеоролик
Гнев, ярость, отчаяние, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревога.Если эти эмоции постоянно «подкармливать»,то это может привести к различным болезням.. Одной из причин разрушения здоровья специалиста является отсутствие навыка управления своими эмоциями, то есть вызова и стимулирования здоровьесберегающих эмоций и преодоления здоровьеразрушающих.
4. Мозговой штурм. Саморегуляция - это сознательное управление своим эмоциональным состоянием.
Естественные способы регуляции организма.
Солнышко по кругу. (Предположительные ответы -это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Упражнение №5 «Танец отдельными частями тела».
Все знают, что танцевальная, веселая музыка поднимает настроение. Исполнив танец «отдельными частями тела» мы поднимем себе жизненный тонус и гармонизируем психофизические функции.
Для полного раскрепощения закроем глаза, танец начинают пальцы рук, подключаются ладони, кисти, локти. Танцуют только руки. К рукам присоединяются плечи, голова, шея. Танцует верхняя часть туловища. Затем ягодицы, колени, пятки, носки. Танцует все тело. Движения пластичные, ритмичные, энергичные.
(играет музыка, все выполняют движения)
Упражнение №6. Управление дыханием
В свою очередь мы хотим познакомить вас с дыхательными упражнениями с успокаивающим и тонизирующим эффектом.
Упр. «Передышка».
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. Перед волнующим событием, в течение 3 минут дышите медленно, спокойно, глубоко. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким, неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упр. «Замок».
И. п. - сидя, руки на коленях, в положении «замок».
Вдох – руки поднимаются над головой ладонями вверх. Задержка дыхания (2-3 сек., резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову. А если нет слов, издать резкий звук,н-р: «Эх!»
Упражнение №7. Упр. «Звуковая гимнастика».
Правило применения: упр-е выполняется стоя с выпрямленной спиной и подтянутым животом. Состояние спокойное, расслабленное, энергично произносим звук:
Я- воздействует благотворно на работу всего организма.
И- воздействует на мозг, глаза, нос, уши.
О- на сердце, легкие.
У- на органы расположенные в области живота.
Е- помогает очищению организма.
Глаза закрыть, руки вверх, подняться на носки, потянуться вверх, глубоко вдохнуть, задержать дыхание, на слог «ХА!» - выдох, руки и тело словно падают вниз.
ХА- помогает повысить настроение.
Для снятия мышечных зажимов, напряжения хорошие результаты дает техника попеременного напряжения и расслабления.
Упражнение №8 «Молодец!» (5–7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
Упражнение № 9. «Дерево качеств» (коллаж)
Цель: развитие личностного самопознания.
Педагог-психолог подводит к тому, что рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются педагогом как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей.
Педагогам предлагается на листочках дерева написать качества личности, которые способствуют эмоциональному выгоранию.
Педагог-психолог акцентирует внимание участников на том, что обладая данным «набором» качеств, педагог не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но все знают, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому участникам предлагается к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества участники могут написать на корнях своего дерева. В итоге получается пара «лист» — «корень», которая представляет собой пару антонимов.
Педагоги обосновывают свой выбор.
Педагог-психолог предлагает оценить устойчивость их дерева. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать?
Участникам предлагается усилить дерево, убрав «листочек» из кроны, и тем самым заменив его на «корень». Укрепив свое дерево, педагог усиливает свой потенциал. Участники подводятся к тому, что есть качества, которые помогают им в профессии и чего педагогам не хватает (над чем необходимо поработать). необходимо учиться управлять эмоциональными состояниями, но это не означает подавления каких-либо эмоций (это путь к болезни). Следует учиться вызывать положительные переживания и преобразовывать негативные.
Упражнение №12 - «Магазин эмоций»
Цель: способствовать осмыслению ценности эмоциональной составляющей нашей жизни.
Инструкция: «В продолжение предыдущего упражнения представьте себе, что вы попали в необычный магазин - здесь можно продать любую свою эмоцию и получить взамен другую. От каких эмоций вы хотите избавиться? Какую хотели бы приобрести? Можно использовать список эмоций с предыдущего упражнения «Наши эмоции».
Представьте себе, что я - продавец в этом магазине. Попробуйте рассказать о своей эмоции, которую хотите продать, подберите аргументы, чтобы убедить меня в том, что я должен заключить с вами сделку. Помните, потом нельзя будет вернуть назад то переживание, от которого вы хотели избавиться».
Вопросы для анализа и общего обсуждения:
Удалось ли сделать выбор? Трудно ли было придумать рекламу для эмоции? Какие приемы использовали для этого, что было особенно удачным?
Не исчезло ли желание избавиться от какого-либо переживания в процессе игры?
Обучение техникам эмоциональной саморегуляции (нейтрализация негативных эмоций).
Обсуждение.
Упражнение №6 -«Ловец блага»
Инструкция. Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего: Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты.
Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Завершение.
Рефлексия:
- Как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)
Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...
Мастер-класс "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...