Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
статья
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Буруян Наталья Леонидовна
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40»
Дебаты, как одна из форм работы с родителями
Буруян Наталья Леонидовна,
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40» г. Уссурийска
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всестороннего развития личности.
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Сотрудничество педагогов и родителей, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются разные формы работы с родителями. Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительское собрание, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности ребенка и воспитания детей в целом. Но постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям, и поэтому не всегда будут иметь положительный результат. Поэтому, кроме традиционных собраний и консультаций, мы в нашем дошкольном учреждении используем интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Поэтому интерактивные формы взаимодействия – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Существуют несколько видов интерактивных форм взаимодействия:
- Семейный клуб – строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
- Круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.
- Симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.
- Интерактивные игры позволяют участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Такие игры побуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий.
- Дебаты (дискуссия) – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений.
- Тематические акции – направлены на сотрудничество семьи в решении проблем воспитания и образования детей. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
Одна из целесообразных и действенных форм, которую мы используем в работе с родителями является «дебаты».
Дебаты – технология, предложенная американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.
По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция имеет право на существование [4].
С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо заседании, собрании [9].
Итак, «дебаты» – это форма обучения общению; регламентируемый спор, когда двое или более человек придерживаются различных взглядов на какую-либо проблему и пытаются убедить других, что их точка зрения правильна.
На бытовом уровне такая дискуссия воспринимается как столкновение мнений и, соответственно, несет некую конфликтность и в эмоциональном восприятии даже агрессивность. Большинство родителей к такой форме относятся настороженно. Дискомфорт связан с тем, что родители попадают немного в необычный для них статус – активного участника. Для большинства гораздо проще отсидеть на родительском собрании, что-то высказать со своего места, и побыстрее уйти. Объяснить это можно тем, что в современной среде практически отсутствует монологическая речь, люди больше общаются через социальные сети. Это привело к тому, что взрослые не умеют слушать друг друга и высказываться четко и ясно, снизился общий уровень владения коммуникативными навыками.
Поэтому основной целью использования дебатов в нашем учреждении является научить родителей высказывать свое мнение, слушать других и научить вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной доброжелательной манере. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным. Но, пожалуй, самое главное, уметь говорить правду и иметь смелость признаться в своей неправоте. Ведь очень трудно пересмотреть свои взгляды и принять другое мнение.
Основные принципы дебатов:
- Уважение. В ходе дебатов не затрагивается личность участников, нельзя унижать участника за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, и лучшим оружием здесь могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, атакуются аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не сами оппоненты.
- Честность – стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. Не стыдно сказать: «Я не знаю», стыдно соврать людям в глаза.
- Проигравших в этом споре нет.
В основе дебатов, по мнению Е.О.Галицких, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой обсуждения и определяет позиции соревнующихся команд. В детском саду это могут быть вопросы адаптации или подготовки детей к школе («Нужно ли учить читать и писать ребенка до школы», «Психологическая готовность к школе»). В качестве темы дебатов может выдвигаться не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющие две точки зрения («Компьютеры и гаджеты. Польза или вред?», «Современная игрушка – развивает или нет?» и другие. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; перспективность для обсуждения; значимость для родителей. Поэтому во время подготовки дебатов, необходимо провести анкетирование родителей на интересующие или наиболее актуальные на данный момент темы.
Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение. Сложность дебатов как организационной формы работы с родителями заключается в большой предварительной работе и эмоциональными нагрузками, именно поэтому целесообразно их проводить 1 раз в год.
В дебатах участвуют две команды игроков (в каждой 3-4 человека), которых называют спикерами. Одна команда – утверждающая сторона, которая защищает выдвинутый тезис, вторая – отрицающая сторона, которая опровергает выдвинутые аргументы и приводит свои. На протяжении всей дискуссии спикеры представляют и отстаивают свою позицию. Еще одна команда – судейская коллегия, которая решает, какая из сторон оказалась наиболее убедительной; она проводит голосование в пользу выбранной позиции; при голосовании оценивается не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Остальные участники – зрители, они могут письменно фиксировать заявленные понятия, аргументы с обеих сторон, задавать вопросы и давать информацию.
Правила дебатов:
- в дебатах участвуют все (спикеры, судьи, зрители);
- каждый участник может выступить только один раз;
- у каждого участника ограниченное время для выступления;
- каждый участник аргументирует свою позицию, приводит доказательства, факты, данные;
- после высказывания участников, сторона оппонентов и зрители могут задавать вопросы.
Особая роль отводится ведущему. Он знакомит участников с темой, распределяет роли. Сам ведущий в дебатах не участвует – он нейтральная сторона. При этом ведущий должен предельно четко владеть темой, с максимально возможными вариантами, по которым может пойти обсуждение вопроса. Ведущий следит за ситуацией, не допускает пауз. Очень часто участники эмоционально реагируют на оппонентов, переходят на личности, поэтому задача ведущего спокойно и твердо возвращать участников к обсуждаемой теме.
Есть вопросы, которые сложно, а иногда невозможно обсудить без участия эксперта. Таким экспертом на родительских дебатах может быть детский психолог, медицинский работник, представитель администрации, учитель начальных классов. Но при этом роль эксперта вспомогательная: он наблюдает, слушает, при необходимости высказывает свое мнение.
В итоге, все участники должны прийти к одному общему мнению и наметить стратегию дальнейшего сотрудничества.
Проводя такие собрания, мы приглашаем родителей всех возрастных групп, кому интересна предложенная тема. Ведь опыт родителей так же очень важен при обсуждении вопросов и принятии решений. А мнение независимого квалифицированного эксперта или педагога дает родителям новые знания в вопросах воспитания ребенка.
Такая форма общения с родителями помогает уйти от шаблонных решений актуальных задач, стимулирует инициативу и творчество, помогает преодолеть скуку. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать родителями одно и тоже явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать свою жизненную позицию. Дебаты учат доказывать все, что надо доказать, независимо от личной точки зрения, учат общаться. А общение педагогов и родителей – важная часть совместной деятельности семьи и детского сада.
Список литературы:
- Антипина Г.А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ» // Воспитатель ДОУ. 2011. № 12.
- Вахрушева Н.Л., Савинова С.В. «Технология подготовки и проведения дебатов» // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2008. № 5.
- Вера Лесенкова «Дискуссия как форма работы с родителями» [электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/diskusija-kak-forma-raboty-s-roditeljami.html (дата обращения 18.04.2019).
- Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. – М.: Академический Проект, 2004. – 240 с.
- Данилина Т.А. «Интеграция работы ДОУ с семьей» // Управление дошкольным образовательным учреждением». 2002. № 4.
- Дебаты: Учебно/методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. – 296 с.
- «Использование технологии "Дебаты" при развитии коммуникативной компетентности в условиях ДОУ» [электронный ресурс] (2015). URL: http://5-bal.ru/matematika/107147/index.html.
- Клевакина В.С. «Интерактивные формы с родителями» [электронный ресурс] (2013). URL: https://dohcolonoc.ru/stati/3288-interaktivnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-dou.html (дата обращения 16.04.2019).
- Пуйман С.А., Чечет В.В. Практикум по педагогике. – Минск, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...
«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...
Из опыта работы "Оптимизация детско-родительских отношений через интерактивные формы работы с родителями"
Описаны эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников...
Из опыта работы «Украшение группы и раздевалки, как одна из форм работы с родителями»
Из опыта работы «Украшение группы и раздевалки, какодна из форм работы с родителями»...
Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.
Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....