Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий
методическая разработка (старшая группа)

Гришанова Тамара Алексеевна

Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гришанова Т.А.

Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий

Аннотация: в статье раскрыто значение педагогического сопровождения в  развитии представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, педагогическое сопровождение

Актуальность выбранной темы определяется состоянием здоровья детей современной России. Исследования последних лет выявили тенденцию к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста.

Согласно статистическим данным, абсолютно здоровыми рождаются около 14% малышей. Более половины дошкольников имеют различные функциональные отклонения здоровья, а 15-20% - хронические заболевания.

По данным 2014 года общий показатель заболеваемости у детей увеличился по сравнению с 2013 годом на 10%, причем рост происходит за счет инфекционных заболеваний, болезней органов дыхания, нервной системы, болезней глаза, пищеварения, костно – мышечной системы, мочеполовой системы за счет врожденных пороков, а также травм несчастных случаев.

Данные сведения подтверждают актуальность проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.

В Конституции РФ в статье 41сказано, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Также в Законе «Об образовании в РФ» в главе 4 статьи 41 уточняется, что охрана здоровья обучающихся включает в себя определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и тд.

В свою очередь организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

-текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

-проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

-соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Социальный заказ, предъявляемый обществом к дошкольному образованию, предусматривает реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Образовательная область «Физическое развитие» (пункт 2.6 ФГОС) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей через приобретение ими опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности и саморегуляции, формирования начальных представлений о видах спорта, овладение подвижными играми, а также становление ценностей здорового образа жизни.  

В программе «Петербургская школа 2020», программа «Дошкольник» п.2 говорится об актуальности проблемы здоровья детей. Предлагаются возможные пути решения проблемы: внедрение простых диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы для дошкольников; поддержка инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов с бассейнами; работа с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время имеется определённый опыт по здоровьесбережению детей школьного возраста, в меньшей степени – детей дошкольного возраста. (Вишневский В.А., 2002; Лободина С.В., Меличева М.В., Потапчук А.А.,2005). Деркунская В.А. описывает содержание и дает методические рекомендации в рамках осуществления образовательной области «Здоровье». Программа под редакцией Парамоновой Л.А обеспечивает разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет. Раздел «Здоровье и физическое развитие» в этой программе представлен от группы раннего возраста до подготовительной.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. задачи физического воспитания чётко представлены в трёх разделах: физкультурно-оздоровительная работа, физическая культура, воспитание культурно – гигиенических навыков.

В современной научно – методической литературе нет единого подхода к формированию здорового образа жизни у детей в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому возникает ряд противоречий:

        - Между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к здоровью ребенка и низким уровнем здоровья  современного дошкольника.

        - Между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточным методическим обеспечением для осуществления данного процесса в ДОУ.

        - Между требованием к обеспечению педагогического процесса, способствующего развитию представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни и неготовностью педагогов и родителей к его организации, недостаточностью знаний по данному вопросу.

В связи с этими противоречиями возникает проблема:

Каковы педагогические условия, способствующие формированию представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни?  

Цель исследования: Теоретическое обоснование проблемы развития представлений дошкольников о здоровье; разработка  и апробация   условий эффективного педагогического сопровождения  развития представлений о здоровье детей старшего дошкольного возраста средствами индивидуальных занятий.

Объект исследования: Процесс развития представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье.

Предмет исследования: Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий.          

Задачи исследования:

 1.Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать сущность понятия «педагогическое сопровождение», раскрыть содержание процесса формирования представлений дошкольников о здоровье.

2. Выявить исходный уровень представлений старших дошкольников о здоровье.

 3.Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений детей шестого  года жизни о здоровье средствами индивидуальных занятий.

 4.Выявить эффективность педагогических условий формирования представлений  детей старшего дошкольного возраста о здоровье.

Гипотеза: Мы предполагаем, что применение индивидуальных занятий может способствовать развитию представлений старших дошкольников о здоровье при следующих условиях:

- разработка планирования индивидуальных занятий для детей старшего дошкольного возраста по развитию представлений о здоровье;

- создание образовательной среды в группе, обеспечивающее возможность эффективной работы по формированию представлений о здоровье детей старшего дошкольного возраста;

-  проведение работы по развитию представлений о здоровье с учетом индивидуальных знаний  детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

В современном обществе особенно остро стоит вопрос оздоровления нации. Решать данную проблему необходимо уже в дошкольном возрасте. Здоровье человека зависит от ряда причин, но основополагающим фактором становится образ жизни. Поэтому формировать здоровый образ жизни необходимо с раннего детства. Сегодня   формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

Наше исследование осуществлялось в ДОУ №60 Кировского района города Санкт-Петербурга, в старшей группе. Особенности отношения ребенка к здоровью изучались с помощью методик, разработанных В.А. Деркунской «Неоконченные предложения», Опросник для детей старшего дошкольного возраста.

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- создание эмоционального  комфорта для каждого ребенка;

- установление тактики сотрудничества при взаимодействии детей и взрослых;

- уважение прав ребенка на развитие индивидуальности;

- оптимальное использование разнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образа жизни;

- системный характер методической и воспитательной работы, направленный на формирование здорового образа жизни детей.

Мы создали в группе образовательную  среду, обеспечивающую возможность эффективной работы по формированию представлений о здоровье детей: в группе организованы уголки здоровья, в которых представлена художественная литература по разнообразным темам здоровьесберегающего направления, подборка дидактических игр и лото, связанных с безопасностью жизнедеятельности детей, художественно - эстетический уголок и др.

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую  детям экспериментальной группы чувствовать себя непринужденно.

 Кроме того, наша работа по развитию представлений детей о здоровье проводилась с учетом индивидуальных особенностей дошкольников: уровня имеющихся знаний и навыков здоровьесбережения, интересов, настроения детей.

Нами были предусмотрены следующие моменты:

- время проведения эксперимента  (февраль, март, апрель);

- место в режиме дня: один раз в неделю с каждым ребенком во время  утреннего приема и во вторую половину дня;

- выбор содержания индивидуальных занятий:

а) чтение художественной литературы;

б) ситуационные задачи;

в) познавательные беседы;

г) викторины на заключительном этапе формирующего эксперимента.

Педагогическое сопровождение предполагало самостоятельный выбор ребенком художественного произведения, темы занятия или познавательной беседы.

Во время утреннего приема мы предлагали детям вспомнить художественное произведение, связанное с укреплением здоровья, безопасного поведения в быту и на улицах города, организовать игры «Отгадай загадку по картинке», «Если сделаю так», «Веселый человек»,  сочинить сказку «Где прячется здоровье». На  протяжении всей нашей работы, мы старались развивать активность, самостоятельность и творчество детей, побуждая их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; сравнивали предметы; беседовали,  как можно сконструировать тот или иной предмет из природного материала, из бумаги, пластилина.

Позитивных результатов в нашем исследовании мы смогли достигнуть потому, что провели тщательную диагностику знаний детей о здоровом  образе жизни, подобрали максимально подходящий практический материал для формирующего эксперимента. Работу провели систематически со всеми детьми экспериментальной группы. Мы старались помогать детям, ненавязчиво направляя и подсказывая, как необходимо действовать в сложившихся ситуациях, сопутствовали в индивидуальном продвижении в выборе разных видов  детской деятельности. Таким образом, система работы и педагогические ситуации по формированию здорового образа жизни оказались эффективными, и мы достигли положительных результатов. Кроме того, у детей повысился интерес к здоровью, безопасности жизнедеятельности, к здоровому образу жизни.

             В ходе контрольного эксперимента мы выявили эффективность проведенной работы. Уровень знаний детей о здоровье и культуре жизни значительно повысился.

Таким образом, мы считаем, что  применение индивидуальных занятий может способствовать развитию представлений старших дошкольников о здоровье.

Список литературы

  1. Деркунская В.А. Образовательная область «Здоровье».- С-Пб. : «Детство-Пресс», 2012. – 176 с.
  2. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.  
  3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение  родителей и  старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и  семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...

Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообра...

Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.

  Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д....

Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"...

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами...

Педагогический проект "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Реализация педагогического проекта "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"...