Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий
статья
Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021года № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развития физической культуры и спорта», в которую были внесены изменения по созданию условий и повышению мотивации, обеспечивающих гражданам возможность (в том числе и детям дошкольного возраста) систематически заниматься физической культурой и спортом. Этому способствуют и созданные Национальные проекты России: «Демография», «Спорт – норма жизни».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий
С. В. Беляшкина, инструктор по физической культуре,
МБДОУ д/с № 8 «Русалочка», г. Кстово, Нижегородская обл.
Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021года № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развития физической культуры и спорта», в которую были внесены изменения по созданию условий и повышению мотивации, обеспечивающих гражданам возможность (в том числе и детям дошкольного возраста) систематически заниматься физической культурой и спортом. Этому способствуют и созданные Национальные проекты России: «Демография», «Спорт – норма жизни».
Современная система дошкольного образования нацелена на образование без потерь здоровья и повышение его уровня. Темпы физического и психического развития дошкольников зависят от условий жизнедеятельности и адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Поэтому в современном детском саду необходимо внедрение и использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование осознанного отношения детей к здоровью, становление ценностей здорового образа жизни, основ культуры здоровья (1; 6).
Применяя систему мер по охране и укреплению здоровья, учитывающую условия жизни ребёнка, которые имеют воздействие на здоровье, мы решаем поставленные цели и задачи в процессе образовательной деятельности ДОО через:
- создание предметно – пространственной развивающей среды для формирования здорового образа жизни дошкольников;
- совершенствование и разнообразие средств, форм и методов работы с детьми, педагогами и специалистами детского сада по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- сотрудничество родителей и педагогов ДОО для эффективной организации физкультурно – оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы нашего дошкольного образовательного учреждения:
- двигательная активность в соответствии с гигиеническими нормами и санитарными требованиями;
- рациональная организация образовательного процесса;
- комплексное педагогическое воздействие на здоровье детей как основы активной жизнедеятельности;
- организация сбалансированного питания.
Внедрение оптимальной здоровьесберегающей педагогической системы в ДОО на основе здоровьесберегающих технологий нацеливает на решение целого комплекса задач, которые прописаны в ООП МБДОУ д/с № 8 «Русалочка»:
- Поиск современных эффективных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
- Определение основных принципов организации здоровьесберегающей деятельности педагогов;
- Выстраивание результативной организации работы по здоровьеобеспечению детей в дошкольном образовательном учреждении;
- Определение педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Разработка критериев оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО, стимулирующие приобретение двигательного опыта и ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников непосредственно в нашем детском саду осуществляется через следующие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
а) Детский фитнес (тренажёры, фитбол – гимнастика, стретчинг, аэробика, степ – аэробика. аквааэробика, синхронное плавание, черлидинг;
б) Гимнастика (пальчиковая, бодрящая, дыхательная, корригирующая, для глаз, ортопедическая);
в) Ритмопластика;
г) Релаксация;
д) Динамические паузы;
е) Подвижные игры.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
а) Физкультурные занятия в спортзале и в бассейне;
б) Игротренинги и игротерапия;
в) Беседы из серии «Здоровье»;
г) Проблемно – игровые и коммуникативные игры.
3. Коррекционные технологии:
а) Технология музыкального воздействия;
б) Логоритмика;
в) Психогимнастика;
г) Сказкотерапия;
д) Цветотерапия;
е) Аромотерапия;
ж) Пескотерапия.
Особое внимание в МБДОУ д/с№ 8 «Русалочка» уделяется внедрению технологий, направленных на комплексное, гармоничное развитие дошкольников, приобщение к здоровому образу жизни, повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, таких как «Детский фитнес». Опираясь на нормативную базу (ФЗ-№ 323 «Об охране здоровья граждан в РФ», ст. 41 «Закона об образовании», санитарные нормы и правила и др.) здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, были приобретены необходимое оборудование и инвентарь (фитболы, помпоны для черлидинга, эластичные ленты, нудлы для плавания, спортивное напольное покрытие, стеллажи для инвентаря и т. д.) для достижения оптимальных условий по их внедрению в жизнедеятельность детей и эффективной работы педагогов и специалистов.
Первым шагом социально–педагогического взаимодействия в ДОО является психолого–медико–педагогическая диагностика, которая осуществляется после комплексного обследования каждого ребёнка. Диагностируются знания, умения и навыки, а также психофизические особенности воспитанников. Специалисты и педагоги проводят мониторинг влияния образовательного процесса на физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников, а затем разрабатывается индивидуально - ориентированный маршрут развития ребёнка. Мы отслеживаем эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий, используя показатели состояния здоровья и образа жизни (группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, пропуски в течение года, активность, настроение, образ жизни, отношение к здоровью).
Ещё одно важное условие эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий – это подготовка педагогических кадров. Важно, чтобы педагоги и специалисты не только были компетентны в вопросах здоровьесберегающих технологий, но и прекрасно знали особенности каждого ребёнка (6), так как особое внимание было уделено индивидуальному подходу к здоровью детей. Традиции детского сада, ритуалы, совместные здоровьесберегающие мероприятия способствуют сплочению коллектива и единства общих целей. Необходимо понимание того, что от состояния здоровья педагога во многом зависит и здоровье детей. Педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения ведут здоровый образ жизни и систематически повышают свою квалификацию в вопросах здоровьеобеспечения детей в условиях современного ДОО на районных ООП, РМО, мастер–классах, семинарах–практикумах, курсах повышения квалификации, изучая и обобщая опыт работы по здоровьесбережению. Для наиболее успешной организации физкультурно–оздоровительной работы все сотрудники работают в тесном взаимодействии друг с другом. Педагогами и специалистами был разработан и осуществлен в 2021 году образовательный проект «Здоровым – быть здорово!». Участвуя в областном Конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл», детский сад занял первое место в номинации «Спорт».
Выстраивая продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам охраны здоровья детей, мы используем разные формы вовлечения родителей в физкультурно–оздоровительный процесс, информирование родителей по вопросам здоровьесбережения детей в ДОО. Объединение общих целей, интересов и деятельности позволяет реализовать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству для развития гармоничного и здорового ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, мы выстроили систему сотрудничества с семьями. Через совместные фестивали, праздники, развлечения, совместные физкультурные занятия, конкурсы, выставки, мастер–классы, показательные выступления привлекаем родителей и повышаем их компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Лечебно–оздоровительная работа в детском саду осуществляется через организацию закаливающих оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости. А создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий (занятия по плаванию, двигательная активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком по мокрым дорожкам, ходьба по «дорожкам здоровья», гимнастики: дыхательная, для глаз, пальчиковая, релаксация и др.) помогает сделать процесс формирования здоровья интересным и радостным.
Таким образом, для того чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, внедряя современные здоровьесберегающие технологии, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Ведь с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий образ жизни, которую ребёнок копирует и впитывает как губка. Знания, умения и навыки, заложенные в дошкольном возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к бережному отношению к собственному здоровью во взрослой жизни. А все мы знаем, что дети – будущее нашей страны и как правдиво крылатое выражение римского поэта Децима Юния Ювенала о необходимости гармоничного развития, которое гласит: «В здоровом теле здоровый дух!».
Список литературы
- Бичёва И.Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичёва // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. №2(26). С. 259-270.
- Бостоганашвили О.А., Ханова Т.Г. Теоретико – методологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции: в 2 частях. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 35-38.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии ДОУ: Методическое пособие / Л.В. Гаврючина. М.: ТЦ Сфера, 2010. 160 с.
- Прищепа С.С. Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе с детьми в условиях дошкольной образовательной организации: теоретический аспект // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. №3.С.803-807.
- Ханова Т.Г., Бостоганашвили О.Л. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании // Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов III Международной научно – практической конференции. Редколлегия: Широков, О.Н. и др. 2017. С. 155 -157.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.01.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...
Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...
ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени - защита и реализация прав детей в ДОО....
тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации
Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...
Межведомственный подход в сфере охраны здоровья и безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации
Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о;безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...