Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал на тему

Чебыкина Наталья Борисовна

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основное содержание учебных курсов

2.2.Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у дошкольников универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию.

2.3 Система условий реализации дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки

2.4 Кадровые условия реализации дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки

2.5 Методическое обеспечение программы

III.Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Актуальность образовательной программы предшкольной подготовки состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

 Новизна образовательной программы предшкольной подготовки заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа предшкольной подготовки имеет социально- педагогическую направленность

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. Цель программы: - всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Основные задачи программы:  организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе 6 предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;  укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;  формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Принципы и подходы к формированию программы предшкольной подготовки В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Образовательная программа предшкольной подготовки ориентируется на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении. Таким образом, развитие в рамках образовательной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Образовательная программа предшкольной подготовки: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в  развитии дошкольников; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Образовательная программа формируется с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста Возрастные особенности дошкольников лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать 8 детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенном знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных 9 отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

 

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется«называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он прийдет.

 

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

 

Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Социальное развитие:
•    дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

 

•    хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

 

•    способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

 

•    стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

 

•    тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:
•    дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

 

•    они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

 

•    ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

 

•    они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

 

•    способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:
•    дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

 

•    способны к простейшему звуковому анализу слов,

 

•    обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

 

•    грамматически правильно строят предложения,

 

•    умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

 

•    свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

 

•    способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

 

•    способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения 

 

Интеллектуальное развитие:
•    дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

 

•    они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

 

•    с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

 

•    имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:

 

•    шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

 

Развитие памяти и объема внимания:
•    количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),

 

•    преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,

 

•    дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),

 

•    способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой. .

 

Развитие мышления:
•    наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,

 

•    доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:
•    способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);

 

•    способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.),

 

•    способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

 

•    способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

 

Зрительно-моторные координации:
•    способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

 

Слухо-моторные координации:
•    способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

 

•    способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

 

Развитие движений:
•    дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;

 

•    способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;

 

•    способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;

 

•    способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,

 

•    способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);

 

•    способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

 

Личностное развитие, самосознание, самооценка:
•    способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;

 

•    самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,

 

•    не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

 

Мотивы поведения:
•    интерес к новым видам деятельности;

 

•    интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

 

•    проявляют познавательные интересы;

 

•    устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.


Произвольность:
•    способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил

 

•    способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Адаптация к школьному обучению проходит через: 

- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

 - расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

 - обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

 - логическую и символическую пропедевтику.

 Основными принципами подготовки к обучению являются: 

- единство развития, обучения и воспитания;

 - учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей;

 10 - комплексный подход;

 - систематичность и последовательность;

- сознательность и творческая активность;

 - наглядность.

 Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: 

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

 - установление контакта с учащимися, с учителем;

 - формирование адекватного поведения;

 - овладение навыками учебной деятельности.

 Срок реализации программы – 1 год.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки.

К планируемым результатам реализации программы относятся:

  обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

  развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

  формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа предшкольной подготовки нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

 Формирование универсальных учебных действий.

 В результате реализации учебных курсов у дошкольников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа овладения навыками учебной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

  определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

 в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

  при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

  понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

  выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

  объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

 Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат

Регулятивные универсальные учебные действия

Дошкольник научиться:

  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  работать по предложенному учителем плану;

  проговаривать последовательность действий на занятии;

  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

  отличать верно выполненное задание от неверного.

Дошкольник получить возможность научиться:

  совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

 оценивать результаты своей работ

Познавательные универсальные учебные действия:

 Дошкольник научиться: 

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  сравнивать и группировать различные объекты(числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

  классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

 делать выводы в результате совместной работы с учителем.

Дошкольник получит возможность научиться:

  преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой, строить сообщение в устной форме

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

Дошкольник научиться: 

 слушать и понимать речь других;

  учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

  учиться оформлять свои мысли в устной форме;

  строить понятные для партнера высказывания;

 уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

 Дошкольник получит возможность научиться:

  совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

 сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

  учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметные результаты предшкольной подготовки. Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:

 Развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму «Чистописание», «Речецветик», «Художественная литература»:

 отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

  задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

  рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

 конструировать словосочетания и предложения;

  определять количество слов в предложении;

  составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

  выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

  делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

  различать звуки и буквы;

  узнавать и различать буквы русского алфавита;

  правильно держать ручку и карандаш;

  аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику «Посчитайка»:

  продолжать заданную закономерность;

  называть числа от1до10в прямом и обратном порядке;

  вести счет предметов в пределах10;

  соотносить число предметов и цифру;

  сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

  составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

  классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

  устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

  распознавать известные геометрические фигуры(треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

  ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги

Окружающий мир «Ознакомление с окружающим миром», «Увлекательная экология»:

 - распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

 - перечислять в правильной последовательности времена года;

 - называть основные признаки времен года;

 - перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

 - наблюдать за явлениями природы;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;

 - уметь вести себя в природе;

 - иметь представления об истории человечества, родного края, Российской Федерации;

 - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т. д.;

- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

 - проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

 Изобразительное искусство «Чудесный карандаш»:  

    знать первичные правила построения пейзажа, портрета, натюрморта;

  различать особенности двухмерного и трехмерного изображения;

 использовать полученные знания в конкретной деятельности (изобразительной, художественной и др.);

  анализировать форму предмета и изображения(круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар);

  самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;

 правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами

Конструирование «Умелые ручки», «Уроки самоделкина»:

 - уметь составлять различные модели из бумаги, ткани, природного материала, пластилина, глины и т.д.;

 - уметь видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;

 - находить самостоятельно отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;

 - иметь навыки коллективной работы: уметь распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу

«Физическая культура», «Игровой час»:

 - иметь представления о здоровом образе жизни, о значении двигательной активности в жизни человека;

 - уметь использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем, сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

 - знать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений;

- уметь ориентироваться в пространстве;

самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;

 - придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности.

 Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы предшкольной подготовки

Способы определения результативности:

  наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также  беседы с родителями;

 формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;

  взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагог и педагог-психолог.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной программы предшкольной подготовки предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: совершенствование и развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму, введение в математику, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство, физическая культура, игровой час, конструирование. В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним.

 Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом.

 Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка. Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса.

 Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет  самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.

 Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу

2.1. Основное содержание учебных курсов

 Образовательная область «Филология» представлена программами «Чистописание», «Речецветик», «Художественная литература».

 Программы нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

 Содержание ориентировано на решение следующих задач: 

- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

 - практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

 - формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

 Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

 - расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

 - формирование грамматического строя речи ребенка;

- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов, словесное рисование и т.д.);

 - создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится?

 Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы.

Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

 Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

 В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы.

Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие  собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

 Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:  - развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи)

 Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); - чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; - беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства – эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); - разучивание наизусть и выразительное чтение.

Образовательная область «Математика и информатика» представлена курсом «Посчитайка»/ В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей

В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

 Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

 Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

 Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

 Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел

Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: - внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

 - воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

 - памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

 - мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Образовательная область «Обществознание и естествознание» представлена курсом «Ознакомление с окружающим миром», «Увлекательная экология».

 Программы нацелены на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.

 Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками

Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.

Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного содержания в начальной школе.

 В основу подготовки детей к обучению положена познавательно- исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребенка данного возраста занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной (конструктивной) деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т. д. При этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.

 При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление) и др

Таким образом, осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего – познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.

 Материал курса представлен в нескольких разделах. Для организации наблюдений в природе, распознавания природных объектов в природном окружении последовательность рассмотрения отдельных вопросов может быть изменена относительно порядка их изложения в курсе. Образовательная область «Искусство» представлена предметами: «Умелые ручки», «Чудесный карандаш», «Уроки самоделкина».

 Образовательная область «Искусство» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Основные цели и задачи Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

 Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктив- но-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству.

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

 Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность.

 Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

 Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество

Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Конструктивно-модельная деятельность.

 Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.)

Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

 Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом физическая культура, игровой час.

 Физическое культура включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.28 Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

2.2.Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у дошкольников универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию.

 Одной из проблем преемственности является момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального общего образования). Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

 Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности

Психологическая готовность к школе — сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

 Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

 Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Яконцепции и самооценки,  эмоциональную зрелость

Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

 Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебнопознавательных мотивов

Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Яконцепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью

Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

 Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.

 Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как 30 способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы.

 Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением.

 Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением.

Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения.

Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Таким образом, формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования будет осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетноролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

2.3 Система условий реализации дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки:

 Результатом выполнения требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки, должно быть создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, развития будущих первоклассников.32 Созданные в МБОУ Кочетовской СОШ, реализующей образовательную программу предшкольной подготовки, условия: - соответствуют требованиям ФГОС ДО и НОО; -гарантируют сохранность и укрепление физического, психологического и социального здоровья будущих первоклассников.

 2.4 Кадровые условия реализации дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки:

 Обеспеченность педагогическими кадрами составляет 100 %.

2.5 Методическое обеспечение программы

 Программа разработана на основе учебно-методического комплекса «Детство». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС. Программа доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому. Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Концепция программы рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах.

III. Cписок литературы

  1. Программа "Преемственность".
  2. Подготовка к школе Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ Авторы Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др.
  3. «Предшкольная пора" программа обучения и развития детей 5 лет Рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО Авторы Виноградова Н.Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед.наук, Журова Л.Е., кандидат психол. наук, Козлова С.А., доктор пед.наук, Куликова Т.А., кандидат пед. наук, Салмина Н.Г., доктор психол наук, Щербакова Е.И., кандидат пед. наук.
  4. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет «Школа АБВГДейка» (Автор: А.Н.Овечкина)
  5. Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. (Авторы: Р.А.Должиков, Г.М.Федосимов, Н.Н.Кулинич, И.П.Ищенко
  6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6- 7 лет. – М.,2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолеванию О Н Р у дошкольников»).
  7. Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: Логика для дошкольников. – Ярославль, 2001.

Чебыкина Наталья Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...

ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени - защита и реализация прав детей в ДОО....

тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации

Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...

Межведомственный подход в сфере охраны здоровья и безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о;безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности...

Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий

Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российс...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...