ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья на тему
Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени - защита и реализация прав детей в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_prav.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени – защита и реализация прав детей в ДОО. Решение данной проблемы необходимо начинать с активизации работы по правовому просвещению педагогов и родителей.
Ключевые слова: защита и реализация прав детей, дошкольная образовательная организация, педагог, семья.
Защита ребенка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании сегодня стала общечеловеческой. Об этом свидетельствуют принятые за последние десятилетия международные документы по правам ребенка: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Мы считаем, что особая роль в этом отводится образованию, в том числе и дошкольной образовательной организации.
Т.Н. Доронова, Н.Г. Зеленова, Н.Н. Копытова, Л.Е. Осипова, Т.А. Харитончик считают, что воспитатель ДОО – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Авторы считаю, что к основным функциям правового воспитания педагогов, связанных с защитой прав детей, можно отнести:
- демонстрацию высокого правового сознания, правовой культуры;
- реализацию прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья;
- построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией;
- организацию работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка;
- содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности;
- подготовку детей к жизни в обществе;
- привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование высоких морально-нравственных качеств у детей;
- ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты [1].
Таким образом, воспитатель ДОО должен уметь актуализировать правовые знания и опыт в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, просвещая и воспитывая родителей и детей.
Из выше сказанного следует, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должны принимать участие и родители. Психолого-педагогический анализ литературы (Л.Г. Голубева, С.А.Козлова, Н.Н. Копытова, Т.А.Репина) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей.
Данные авторы отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.
Проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Работу с родителями необходимо проводить поэтапно:
- ознакомление их с дошкольным учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей;
- планирование и обеспечение правового образования родителей;
- привлечение родителей к участию в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;
- анализ промежуточных и итоговых результатов работы с родителями [2].
Для того чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей, необходимо использовать следующие формы работы по повышению их педагогических и правовых знаний:
- ознакомление с основными документами по правам детей и обязанностями родителей;
- анкетирование и тестирование;
- вечера вопросов и ответов;
- индивидуальные беседы;
- консультации специалистов ДОО;
- посещение открытых занятий с детьми по правовой тематике;
- использование библиотечки юридической литературы и наглядной информации;
- изучение памяток для родителей;
- дни открытых дверей;
- круглые столы, лекции;
- совместные мероприятия с участием родителей;
- обмен опытом с целью повышения юридических знаний и правовой культуры [3].
Таким образом, организационно-просветительская работа, выстроенная данным образом, создаст условия для объединения усилий семьи и ДОО по проблеме прав ребенка; сформирует индивидуальную воспитательную родительскую позицию; поможет осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью овладения знаниями в области правового воспитания детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 96 с.
2. Мы имеем право: учеб.- метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений / С.А. Козлова. – М.: Обруч, 2010. – 208 с.
3. Профилактика жестокого обращения с детьми: практическое руководство / Ю.В. Даниленко [и др.]; под ред. Т.В. Наконечной. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 349 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...
Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...
тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации
Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...
Межведомственный подход в сфере охраны здоровья и безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации
Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о;безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности...
Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российс...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...