Логоритика Железнова
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Описание методики
Об авторах
Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.
Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего развития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца. Изначально эта программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальную школу, где они занимались с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.
Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.
Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.
Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.
А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.
Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.
Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.
«ПОРА НАЧИНАТЬ»
- Мы все уже в сборе, пора начинать.
Садитесь прямей и чур не отставать
Закрыли глаза и тихонько сидим.
Пусть мамы поверят, что мы уже спим.
- Все глазки моргают вот так и вот так,
Головки кивают вот так и вот так,
Все носиком водят вот так и вот так,
И носик находят вот так и вот так.
- Теперь поднимитесь вот так и вот так,
Теперь покружитесь вот так и вот так,
Теперь потянитесь вот так и вот так,
На место садитесь вот так и вот так.
- Закрыли глаза и тихонько сидим,
Пусть мамы поверят, что мы снова спим,
Глаза открываем, теперь можно встать,
Пора заниматься и в игры играть.
«РАЗМИНКА»
Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
И с начала всё начнём…
«ПУГАЛО»
В саду уснули птички,
Легли котята спать,
А пугало вскочило
И стало распевать:
"Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками,
Я ногой трясу вот так!".
В пруду уснули рыбки,
Легли лягушки спать.
А пугало вскочило
И стало распевать:
"Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками,
Я ногой трясу вот так!".
Давно уснули дети,
Легли игрушки спать,
А пугало вскочило
И стало распевать:
"Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками,
Я ногой трясу вот так!".
Медвежата
Три медвежонка* прыгали в саду
И один сказал: «Я упаду!»
И, конечно, он упал вниз головой
Медвежонка увели домой.
*Два медвежонка, Вот медвежонок…
«Зайка»
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
(прыгаем)
Хвостиком пошевелил,
(виляем попой)
Ушки вверх поднял.
(руками делаем «ушки» над головой)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
(прыгаем)
Хвостиком пошевелил,
(виляем попой)
Ушки вверх поднял.
(руками делаем «ушки» над головой)
И услышал зайка тихий,
Очень тихий звук.
(прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, так же влево)
Посмотрел по сторонам,
(делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево)
В норку прыгнул вдруг.
(подпрыгиваем на месте или прыгаем вперед).
«Охотник и заяц»
Шёл охотничек лесочком
Вот идёт-идёт, глядит
(маршируем)
А под кустиком-кусточком (3 раза)
Заинька сидит
(садимся на корточки, делаем руками «ушки, как у зайчиков)
Ну-ка, зайка, вылезай-ка
Так охотничек сказал
(встаём на ноги, грозим пальцем)
Не хочу – ответил зайка (3 раза)
(качаем головой отрицательный жест)
Прыг, и ускакал! (прыгаем)
«Лягушата»
Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
А трое лягушат вкусных червячков едят
Ням-ням…
Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
А двое лягушат вкусных червячков едят
Ням-ням…
Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
Последний всё сидит и на червячков глядит.
«Мороз»
Вот так холод, вот мороз –
хлопаем в ладоши, трем их друг о друга
Больно щиплет нос – (2 раза) –
потираем нос кончиками пальцев
Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней – 2 раза
Будем ножки согревать прыгать и скакать – 2 раза – подпрыгиваем на месте
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать – 2раза
– хлопаем по ножкам, трем.
Крепче стал мороз, никак мерзнем стоя так – 2 раза.
Нам пора бежать бегом
Нам нельзя идти пешком – 2 раза – бегаем по комнате
Чтобы ручки согревать, будем мы махать – 2 раза –
И в ладошки будем бить и локтями шевелить –
2 раза
Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим, бежим – 2 раза
Чтоб согреться поскорей, надо нам бежать быстрей – 2 раза .
«Танец червяков»
Хоть у нас есть две руки,
Две руки, две руки.
Мы совсем как червяки – совсем как червяки
(крутим вытянутыми руками перед собой).
И у нас уже готов, уж готов, уж готов
Новый танец червячков, танец червячков
(поднимаем руки над головой и делаем наклоны).
Будем хвостиком вилять, все вилять, и вилять.
Извиваться, приседать, приседать, приседать.
(руки за спиной (как «хвостик»), крутим бёдрами).
Ручки можем раскачать, раскачать, раскачать (качаем ручками).
Ножкой можем помахать, можем помахать (машем ножками).
Пальчиками поболтать, поболтать, поболтать (трясем пальцами).
Каблучками постучать, немножко постучать (топаем ножками).
Носиками помотать, помотать, помотать
(крутим головой из стороны в сторону).
Головами покивать, можем покивать!
(киваем головой).
Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки.
Мы совсем, как червяки – совсем как червяки
(крутим вытянутыми руками перед собой).
Можем снова показать, показать, показать.
Как умеем танцевать – умеем танцевать!
(попрыгаем, или крутим корпусом из стороны в сторону, в общем – танцуем!)
«Марш»
Королева как-то раз
Собрала своих солдат
Их повела на вершину холма,
А потом повела назад
Идёт, поднимаясь наверх
Идёт, возвращаясь назад
И просто на месте она идёт,
А за ней идёт отряд
Поохотится идёт,
Серых зайцев наловить
Зайцев наловить и в мешок посадить
А потом в лес отпустить!
Идёт, поднимаясь наверх…
Идёт, возвращаясь назад
И просто на месте она идёт,
А за ней идёт отряд.
«Купаются утята».
Купаются утята
Целый день в пруд
Вниз головой ныряют
Хвостик на виду.
А голуби на крыше
Рядышком сидят
Если в ладошки хлопнем
Сразу улетят
И кошка и котята
Очень любят спать
Спать все они приходят
На мою кровать.
Ну а теперь ребята
Чтобы не скучать
Взялись скорей за ручки
Будем танцевать.
«Ква-ква»
Прыг-прыг! Два лягушонка
Скакали под дождём,
Прыг-прыг! Два лягушонка
Решили спеть вдвоём.
(руки на поясе, скачем на месте)
Припев:
Они кивнули раз и два,
Сказали громко: "ква!" - 2 раза.
(киваем головами и говорим "ква")
Прыг-прыг! Два лягушонка
Устали так скакать.
Прыг-прыг! Два лягушонка
Лягушку стали звать.
(прыгаем по комнате, потом садимся на пол)
Припев:
Они кивнули раз и два,
Сказали громко: "ква!" - 2 раза.
(киваем головами и говорим "ква")
Прыг-прыг! Два лягушонка
Устали так скакать.
Прыг-прыг! Два лягушонка
Решили станцевать.
(Крутимся вокруг себя)
Припев:
Автобус
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
- покачиваемся на мяче
И из окошечка глядим
Всё глядим!- смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот - «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?- пожимаем плечами.
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
-- выполняем круговые движения руками впереди от себя
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
- качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
И мы не просто так сидим -
«крутим руль» и бибикаем.
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
подпрыгиваем на мячах
У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Шарики
Наши шарики берём и трясем, трясем, трясем
Ведь каждый шарик не простой –
С горохом, рисом и крупой.
Поднимите шарик свой высоко над головой.
На носик можно положить
И только, чур, не уронить
Наши шарики берем, шар перед собой кладем
И вокруг него идем, и даже, можно проскакать,
Но только шар не задевать.
Прыгай, прыгай, высоко, прыгать с шариком легко.
Так прыгай, прыгай веселей, и даже, ножек не жалей.
На ладошке шар несем, и другой ладошкой бьем.
И дружно говорим слова: и раз, и два, и раз и два.
Пальчиковая гимнастика!
ТУК, ТОК
(Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)
Тук, ток, туки ток
Бьёт кулак как молоток.
Тук, ток, туки - ток,
Бьёт кулак как молоток.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблучки.
Тук, тук, тук туки,
Застучали каблучки.
Тук, тук, тук туки,
Две ноги и две руки,
Тук, тук, тук туки
Бьют и бьют как молотки.
Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”).
Мне стучать совсем не лень.
Тук, тук целый день
Мне стучать совсем не лень.
"ПАУЧОК"
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение(дождик)).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)
ОБЕЗЬЯНКИ
Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )
Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)
И одна из них вдруг пошла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (”спят”)
Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)
"ПЧЁЛКИ"
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)
На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”)
Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки)
Где же, Где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают))
Раз два, три, четыре, пять!
"ПОРОСЯТА"
(Дети по очереди “идут” по столу каждым из пальцев обеих рук)
Этот толстый поросёнок (Мизинцы)
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок (Безымянные)
спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)
- лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец
и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)
"ЧЕРВЯЧКИ"
(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы)).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)).
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает:"Вот и обед !"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь -
(Разводим руками)
а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).
Улитка.
(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). "Улитка" раскачивается из стороны в сторону.)
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
(Ползёт вперёд по столу.)
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
("Улитка" заползает на "цветочек".)
На цветочек заползёт,
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").)
Лепесточки погрызёт.
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").)
Рожки в голову втянула,
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".)
В домик спряталась, заснула.
«Рыбки»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Выполняем волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно))
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест))
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Ладони кладём под щёчку (рыбка спит))
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями (дрожь))
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот))
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
(Прячем руки за спину, педагог старается их поймать)
Краб
Ветер дует задувает, пальму в стороны качает
(ладони изображают пальму, пальцы растопырены, и покачиваем этой «пальмой»)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит
(ладони на коленях или на столе, пальцы растопырены и немного согнуты, шевелятся)
Чайка над водой летает
(ладони совершают небольшие махательные движения)
И за рыбками ныряет
(ладони вместе, заныривают – вниз, и, выныривают – ввверх)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит
(ладони на коленях или на столе, пальцы растопырены и немного согнуты, шевелятся)
Под водой на глубине крокодил лежит на дне
(одна ладонь сверху другой, ладони открываем-закрываем)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит
(ладони на коленях или на столе, пальцы растопырены и немного согнуты, шевелятся)
ПЕРЧАТКА.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом")
Детей позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест))
Им корочку хлеба
Дала пожевать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).)
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития
Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются полным или частичным отсутствием общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...
Развивашки по Железновой
Аэробика и пальчиковая гимнастика....
«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»
Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...
Инновационная методика музыкального развития по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.
Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития.Характер...
Детские развивающие игры Е.Железновой
Очень нравиться использовать в работе Детские развивающие игры Екатерины Железновой Информацию взята с сайта http://www.m-w-m.ru/На нем представлено и музыкальное сопровождение.Всем рекомендую....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
проект по логоритике
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в про...