Инновационная методика музыкального развития по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме
Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.
На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития.
Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами в весёлую обучающую игру.
Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике, жестам. Всё это тесно перекликается с методикой Железновых.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационная методика музыкального развития по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.
Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.
На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития.
Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами в весёлую обучающую игру.
Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике, жестам. Всё это тесно перекликается с методикой Железновых.
Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух. Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, лёгкой адаптации в любом коллективе и наконец, счастливой жизни. Не стоит отказывать им в таком удовольствии.
Принципиальные решения:
- Родительское участие во время занятия признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
- Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей, должно быть движение.
- В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах., активно помогая детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
Теоретическое обоснование детских занятий «Музыка с мамой»
Подвижные пальчиковые и ролевые игры, звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для слабовидящих малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на занятиях ребёнок использует и развивает многие свои способности:
- Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка
- Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память
- Формируются навыки вербального и невербального общения
- Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию
Музыкально – ритмическая деятельность на занятиях Железновых, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность, благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Левое полушарие: речь, распознавание букв и слов, элементов целого, осознаваемые движения, комбинации движений, запоминание слов и фраз, логическое мышление.
Правое полушарие: Музыка, ритм, шумы, ритм речи, зрительное восприятие предмета в целом, автоматизированные движения, запоминание музыки, картин, запахов, интуиция.
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
Занятия «Музыка с мамой»
Детские занятия по системе Железновых – это одна из моих инновационных методик для детей с ослабленным зрением. Они являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. На таких занятиях мы знакомимся со окружающими звуками, с чувствами и эмоциями людей. Мы используем три типа музыкально – ритмических игр. Это подражательные или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любая мамочка или бабушка, без специальной педагогической и музыкальной подготовки. Занятия, которые проходят в виде развлечения, напоминают мастер- класс и дают основы для дальнейшего самостоятельного обучения детей дома. Я напоминаю о том, что необходимо учитывать основные особенности детского возраста с нарушением зрения: нужна чёткая смена видов игр, надо идти часто на встречу желаниям ребёнка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.
Увлекательной формой детских занятий и музыкально – ритмических игр, является звукоподражание и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. Слабо видящие дети подражают пению и воспроизводят движения, плохо видя перед собой показывающего. Не умея контролировать движения своего лица, такие дети плохо владеют мимикой. У многих из них не правильная артикуляция при пении, поза, движение и т.д. Это затрудняет овладение новыми видами деятельности. Трудности эти преодолеваются в индивидуальной работе с детьми.
Для слабовидящих малышей Железновы предлагают использовать более простой вариант для музицирования – сказочки – шумелки. В та ой сказке текст составляется так, что после одной, двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это и весёлое и очень полезное.
- Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и весьма эмоциональное
- Совместная игра малыша со взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и развивает чувтва коллективизма
- Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память
- Различие громких и тихих звуков, развивает слух ребёнка, а копирование шумов, способствует развитию мелкой моторики
- Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается умение сосредоточенно слушать, хорошие реакция и память
- Музыкальное занятие в целом творческое и малыши с удовольствием придумывают новые сказки.
Пример занятия в первой младшей группе.
№ | Раздел | Название игры |
1 | Приветствие | Все на ножки |
2 | Разминка 1 | Ну-ка, повторяйте! |
3 | Разминка 2 | Вот все ребята... |
4 | Жестовая игра | Дом и (или) Утром |
5 | Игра-массаж | Мы пилим |
6 | Ритмика | - ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз) |
7 | Нотная грамота и слух, синтезаторы | Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками* |
8 | Распевание, пение | 1.дыхательные упражнения |
9 | Слушание, Танец | С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору) |
10 | Прощание | Мы урок позанимались |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение речи у детей с ослабленным зрением.
Из - за сниженной остроты зрения, дети часто испытывают трудности при описании предметов, составлении последовательного рассказа, затрудняются в собственном речевом творчестве. У дошкольников появляет...
Статья «Особенности коммуникативной деятельности у детей с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».
Зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется б...
Проект - презентация "Игровой самомассаж как средство коррекционной оздоровительной помощи детям с ослабленным зрением"
Одна из главных задач нашего ДОУ – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей с нарушением зрения. Для современной лечебно – профилактической и коррекционно – оздоров...
Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.
Консультация для родителей...
Игры для детей с ослабленным зрением и нарушением речи
Дидактические игры по Правилам Дорожного Движения для детей старшего дошкольного возраста....
Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...
Консультация для воспитателей «Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»
Консультация для воспитателей«Использование природного материала в коррекционной работе у детей с ослабленным зрением»Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКККрамарева Т.В. Обучение и во...