Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »
проект по коррекционной педагогике
Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения » ориентирован на решение одной главной проблемы: укрепление и сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения и внедрение здоровьесберегающих методик в коррекционно - образовательный процесс.
В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение преимущественной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, укрепления, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия сохранения здоровья детей с нарушением зрения, предметом деятельности является процесс здоровьесбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.docx | 56.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска «Детский сад № 401»
Проект на тему:
«Здоровьесберегающие технологии, используемые
учителем-дефектологом в коррекционной работе
с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Авторы:
Учитель-дефектолог: Юшина Л.В.
Воспитатель: Павленко О.О.
Новосибирск, 2017г.
Содержание проекта
- Краткая аннотация проекта ______________________________________ 3
- Создание условий в ДОО _________________________________________ 4
- Программно - методическое обеспечение __________________________ 6
- Постановка проблемы (актуальность)______________________________8
- Цель и задачи проекта_____________________________________________10
- Этапы реализации проекта_________________________________________11
- Ожидаемые результаты__________________________________________ 18
- Ресурсы_____________________________________________________19
- Практическая значимость проекта ________________________________20
- Заключение___________________________________________________20
11. Литература______________________________________________________21
12. Приложение____________________________________________________ 23
Краткая аннотация проекта:
Настоящий проект предусматривает комплекс мероприятий, который объединит и систематизирует условия педагогического коллектива МКДОУ д/с № 401 по здоровьесбережению в рамках ФГОС ДО всего дошкольного образовательного учреждения.
В ходе работы над проектом использовались здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность.
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
Проект предполагает:
- валеологическую информационно - просветительскую работу с воспитанниками с нарушением зрения, педагогами, родителями.
- проведения воспитательно - досуговых мероприятий с дошкольниками группы коррекции зрения на базе МКДОУ д/с № 401.
Срок проведения: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети с нарушением зрения, воспитатель, родители, медработник, тифлопедагог.
Вид проектной деятельности: коррекционно-развивающий.
Принципы проекта:
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы ее построения:
Принцип развивающего образования;
Сохранение здоровья воспитанников;
Принцип интеграции образовательных областей;
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;
Принцип непрерывности образования;
Соблюдение принципа преемственности;
Принцип систематичности и последовательности.
Методы реализации проекта:
Валеологическое образование детей
Проведение занятий по здоровьесбережению: беседы, игровые формы (чтение стихов и сказок о здоровье, составление распорядка дня, режима правильного питания), организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ.
Популяризация ценностей здоровья и здоровьесбережения среди участников проекта
- Создание, публикация, распространение среди участников проекта информационно – просветительских материалов: буклетов, книжек – малышек, тетрадей, блокнотов, закладок с элементами ЗОЖ и профилактики зрения, оформление уголка «Здоровье», настольные папки – передвижки в группах в ДОУ.
- Выступление с докладом перед участниками проекта
Популяризация проекта.
Согласно приказа Гор ОНО г. Новосибирска от 15.01.1969г. в Дзержинском районе были открыты детские ясли-сад № 401. На базе данного учреждения открыли 8 комбинированных групп с нарушением зрения. Создан лечебный центр, где опытные специалисты осуществляют лечение глаз детей /по рекомендации ПМПК/. В настоящее время в учреждении 8 дошкольных групп с нарушением зрения, 2 группы общеобразовательные. Существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых: спортивный, музыкальный зал, медицинский блок с кабинетами, комната социальной адаптации, кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51), сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Ежегодно психолого-медико-педагогическая комиссия отмечает положительную динамику в оздоровлении детей, как результат совместной работы педагогов и медиков. В своей работе использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Педагоги и дети принимают активное участие в мероприятиях района и города: городская и районная выставка детских рисунков, городской конкурс новогодней игрушки, фестиваль детского творчества «Здоровье глазами ребенка». Приняли участие в оформлении плакатов: «Мы за здоровый образ жизни», «Путешествие в страну здоровья», районный фестиваль чтецов». Праздники, викторины, развлечения постоянно проводятся в образовательном учреждении, все это способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы для детей.
Образовательные программы, реализуемые учреждением:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., исп. и доп. - М.; МозаикаСинтез, 2014.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Л.Плаксина, М., 2003г.
Заведующий учреждением - Л.Г.Гончарова, образование - Московский государственный университет им. В.И. Ленина, муниципальный чин советника, старший воспитатель В.И.Андреева, высшая квалификационная категория. Педагогическими кадрами учреждение укомплектовано полностью. Все сотрудники имеют сертификат о повышении квалификации.
В процессе реализации данного этапа проекта мы рассматриваем образовательную программу, которая охватывает следующие образовательные области:
Социально - коммуникативное развитие - включает в себя игровую деятельность, которая в игровых действиях помогает усвоить культурно - гигиенические навыки, а сюжетно – ролевые игры учат детей правилам здорового образа жизни, приобщают к элементарным социальным нормам, учат дружелюбию и сплоченности, которые так необходимы в спортивных соревнованиях (организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении здоровьесберегающей среды в ДОУ).
Познавательное развитие – включает в себя развитие познавательно - исследовательской деятельности воспитанников с нарушением зрения.
У дошкольников формировали элементарные математические представления: ориентировка в пространстве, которая очень необходима для формирования ЗОЖ, расширение кругозора детей (зрительная гимнастика, кинезиологические упражнения, составление распорядка дня).
Речевое развитие - включает в себя формирование речевого развития, т.е. свободного общения между субъектами проекта: педагоги, дети, родители: активно используют вербальные и невербальные средства в общении, развитие всех компонентов устной речи дошкольников (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности (дыхательная гимнастика, логоритмика).
Художественно – эстетическое развитие: Практическое овладение воспитанниками нормами речи: дети способны участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. ( Сказкотерапия, беседы и чтение стихов и сказок о здоровье, создание, публикация, распространение среди участников проекта информационно – просветительских материалов по здоровьесбережению).
Физическое развитие: проведение занятий по физическому образованию: обучение методам ЛФК воспитанников с нарушением зрения дошкольного образовательного учреждения; закаливание; двигательный режим дошкольников; оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и спортивные игры; утренняя гимнастика; спортивные развлечения; праздники).
Постановка проблемы:
Единственная красота, которую я знаю, - это ЗДОРОВЬЕ.
Генрих Гейне
Период дошкольного детства очень важен в становлении личностных качеств, формирования основ социального, физического и психического здоровья, т. к. в этот период идет значительное развитие функциональных систем организма, закладываются основные стороны личности и характера. Поэтому очень важно создавать у детей фундамент знаний и практического опыта ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии, без которых невозможен образовательный процесс современного детского сада, в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения, старания педагогов дошкольного образовательного учреждения как никогда направлены на оздоровление этой группы детей. Закономерно, что эти идеи являются приоритетными в программе усовершенствования российского образования и отражены в ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
Зрение - это удивительный дар природы. Убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции, у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому ДОУ должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
По мнению кандидата педагогических наук, доцента. Никишиной И.В. (2014г) “ здоровьесберегающая образовательная технология ” - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей. В концепции современного дошкольного образования предусмотрено не только укрепление и сохранение здоровья детей с ОВЗ, но и активное формирование здорового образа жизни детей с нарушением зрения.
В практике детского сада редко встречаются воспитанники, которых можно назвать абсолютно здоровыми. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребенка - одна из основных проблем дошкольного образования на сегодняшний день.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ (2017г), 60 % - детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20 % -дефицит массы тела, 50 % - хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения » ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: укрепление и сохранение здоровья воспитанников дошкольного учреждения и внедрение здоровьесберегающих методик в коррекционно - образовательный процесс.
В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение преимущественной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, укрепления, поддержания здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Воспитание здорового современного ребенка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия сохранения здоровья детей с нарушением зрения, предметом деятельности является процесс здоровьесбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи проекта:
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления зрения воспитанников ДОУ.
- создание и организация, благоприятных условий пребывания, воспитания и образования детей с нарушением зрения в ДОУ;
- укрепление психического и физическогоздоровье дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- создание условий для полноценного и всестороннего развития дошкольников группы коррекции зрения, совершенствования предметно - развивающей среды.
- укрепление жизнестойкости детского организма через привитие культурно - гигиенических навыков, здорового образа жизни и расширение вероятности их практической реализации.
- формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения о способах сохранения зрения.
- воспитание практических знаний, умений, навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
Стратегия достижения поставленных целей:
Сроки реализации проекта 1 год.
Реализация проекта будет проходить в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Цель | Вид деятельности (мероприятия) | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап | |||
| - создание и изучение методических материалов по здоровьесбережению; - работа с интернет – ресурсами. | медработник; воспитатель; учитель-дефектолог | сентябрь 2017г. |
2. Выяснить знания родителей, педагогов о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации. (приложение 1) | - анкетирование родителей, педагогов. | воспитатель; учитель-дефектолог; медработник родитель | октябрь 2017г. |
3. Разработка системы педагогического мониторинга. (приложение 2) | - создание пакета диагностического материала по здоровью всех участников образовательного процесса. | воспитатель; учитель-дефектолог | сентябрь 2017г. |
4. Подобрать материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей. | - подбор дидактического материала. | воспитатель; учитель-дефектолог | октябрь 2017г. |
Основной этап | |||
1. Организовать цикл мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, через оздоровительно-профилакти- ческие мероприятия (приложение 3). | - день здоровья; - спортивные праздники: ∙ мама, папа я - спортивная семья. - подвижные игры; - закаливание: ∙ ходьба по мокрым дорожкам (солевым); ∙ ходьба босиком. - обширное умывание. | воспитатель; учитель-дефектолог; медработник | В течение года |
- Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. Увеличение подвижности пальцев. Массаж активных точек на пальцах и ладонях (приложение 4) | Комплексы пальчиковой гимнастики: «Жук», «Елочка», «Ладушки-ладошки», «Цветок», «Этот пальчик», «Помощники», «На полянке», «По грибы», «Дождик», «Зайцы». | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года |
- Развитие длительного речевого выдоха (приложение 5) | Дыхательная гимнастика: - «Резинка», «Лягушонок», «Гуси-гуси», «Дровосек». | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года |
- Снятие зрительного напряжения и утомления глаз, укрепление зрительно-двигательных мышц (приложение 6) | Комплексы упражнений гимнастики для глаз: «Паучок», «Филин», «Рисуем глазами», «Далеко-близко», «Поймай зайку», «Глазки отдыхают». | воспитатель; учитель-дефектолог; медработник | В течение года |
- Интеграция всех образовательных областей в НОД (приложение 7) - просмотр развивающих видеофильмов. - чтение художественной литературы. (Приложение 8) | - Беседы: «О пользе спорта для здоровья», «Что делать, если человек заболел?», «Как люди заботятся о своем здоровье?», «Правила ухода за очками», «Экскурсия в кабинет охраны зрения». - НОД: Для чего нужны глаза», «Ты себе не навреди, свои глазки береги», «Наши глаза». - Экспериментальная деятельность: Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки. - Правила бережного отношения к зрению (В картинках) - Художественное творчество (рисование) «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу». | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года. |
Художественно –эстетическое развитие: «Азбука здоровья» (смешарики), «Сестрички – вредные привычки. «Я расту» А. Барто, «Мойдодыр» К. Чуковский. | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года | |
2. Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей | |||
- информационный стенд медицинского работника. (приложение 9) | «Профилактика зрительных нарушений», «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться» (советы врача - офтальмолога», «Запрещенные физические упражнения для детей дошкольного возраста». | медработники | В течение года |
- Консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения. (приложение 10) | «Режим дня», «Дыхательная зарядка для часто болеющих детей (развитие речевого дыхания)», «Значение развития осязания имелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения» | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года |
- Папки передвижки (наглядная агитация - стенды, выставки, памятки). (приложение 11) | «Советы тифлопедагога (упражнения для снятия зрительного утомления), «Гигиена и уход за очками», Телевизор и дети», «Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?», «Комплексы упражнений для органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры». | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года |
3. Здоровьесбережение в работе с педагогами | |||
- Разработка и проведение цикла обучающих семинаров для воспитателей. | «Взаимодействие в работе воспитателей и учителя - дефектолога в основе здоровьесбережения у детей дошкольного возраста». | учитель-дефектолог | октябрь |
- Консультации. (приложение 12) | «Признаки утомляемости ребенка дошкольника», «Как научить ребенка видеть», «Профилактика нарушения зрения у детей», «Играя - лечимся». | учитель-дефектолог | В течение года |
- Вовлечение педагогов в проектную деятельность. | - Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта. - Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта. | воспитатель; учитель-дефектолог | В течение года |
Заключительный этап | |||
- Проведение круглого стола с привлечением педагогов и родителей. | проведение круглого стола. | воспитатель; учитель-дефектолог; родители | май |
- Обобщение опыта | - проведение семинара для педагогов ДОУ по обмену опытом работы по разделу «Здоровье детей» - публикация проекта в печатные издания. | воспитатель; учитель-дефектолог; медработник | июнь июль – август |
- Проведение мониторинга детей для оценки результативности работы по проекту. (приложение 13) | - анкетирование | воспитатель; учитель-дефектолог | май |
- Создание стимула у родителей для дальнейшего участия в проекте. | - оформление выставки для родителей «По страницам проекта». - награждение грамотами родителей - активных участников проекта. - оформление альбома – отзыва мнений родителей о проведении проекта. | воспитатель; учитель-дефектолог; родители | май – август |
Ожидаемые результаты:
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей с нарушением зрения;
- Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников с нарушением зрения;
- Совершенствование навыков самостоятельности;
- Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Оценка качества проекта:
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагоги будут решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В связи с этим интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ становится обязательным условиям для дальнейшего обучения дошкольников и повышения уровня знаний, умений и навыков. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована из данных мониторинга, анкетирование родителей дошкольников. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, повышение компетентности по данному вопросу, оформлении и предоставление материалов по оздоровлению детей. Направление на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников, обрели компетентность по данной теме.
Ресурсы
Оборудование | Стоимость (руб.) | Имеющиеся в наличии (шт.) | Необходимые |
Ноутбук | 26000 | 1 | 0 |
Видеокамера для съемки | 11000 | 1 | 0 |
Колонки | 500 | 2 | 0 |
Принтер | 6200 | 1 | 0 |
Канцтовары | 1100 | 0 | 1100 |
Дидактические пособия и литература | 3000 | 0 | 3000 |
Печать фотографий | 8 | 10 | 80 |
Призы и грамоты для активных участников проекта | 20 | 15 | 300 |
ИТОГО: | 47828 | 4480 | |
Итого: | 52308 |
Перспектива проекта:
- Внедрение в образовательный процесс новых технологий по здоровьесбережению.
- Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.
- Трансляция проекта на методическом объединении города и создание методических рекомендаций и сценария праздника для педагогов других ДОУ.
- Подготовка материалов для публикации на сайте ДОУ.
Выводы:
Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья детей с нарушением зрения;
Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности;
Для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие всех участников проекта с учетом интереса всех заинтересованных сторон.
Разработанный практический материал может быть эффективно использован дошкольными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.
В целом проект имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию личности ребенка, но и даст толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература:
- Нормативно-правовые документы:
Закон РФ « Об образовании»
Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ от 2.12.2014г
Приказ Министерства образования науки РФ от 17октября 2013г №1155 «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»
Федеральный закон от 26.05.2012г.№273-ФЗ «Об образовании а Российской Федерации» СанПиН от 15.05.2013 N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Аветисов Э. С.. "Охрана зрения у детей". - Издательство "Медицина", 1975.
- Базарный В. Ф. «Зрение у детей». Проблемы развития. -Новосибирск: Наука,1991. 54 с.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. 2004г.
- Глушкова Е. К. "Береги зрение". - Издательство "Медицина", 1987
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
- Коновалова Н.Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного возраста» - Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
- 10. Горбушкина С.Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». Детство – Пресс. Санкт-Петербург, 2014
- Чевычелова Е.А. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет». Издательство «Учитель». Волгоград 2012
- Орлова Н. «Ребятишкам про глаза» детская литература. Новосибирск, 2003
- Смирнова И.Ю. «Тайна Страны хорошего зрения» детская литература. Новосибирск, 2004
- Журнал «Здоровье дошкольников»
1/2009, 2/2009 ,1/2011 ,1/2008 ,3/2008 ,4/20010 ,3/2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247202","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247235","attributes":{"alt":"","class"...