Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
консультация

ольга ганьшина

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_tekst.docx512.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

ЦельПознакомить педагогов с применением  метода кейсов в  работе с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений по  использованию современных технологий в работе с  дошкольниками.

4. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал каждого педагога.

  Что такое кейс?

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик, авторами  кейс – методов являются ученые гарвардской Школы бизнеса

 Кейс – технологии в образовательном процессе

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.

Кейс-технология в образовании -это способ организации краткосрочного обучения направленный на становление самостоятельности и продуктивности мышления, применения правил, отношений, суждений в области той или иной  действительности.

Для чего нужен кейс?

-для взрослых : повышение педагогической компетенции, умение работать с огромным потоком информации, анализировать ее и применять на практике.

-дети учатся: получать  необходимую  информацию в общении, анализировать ее, доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и аргументировано на них отвечать, работать в команде, уважать мнение других, принимать помощь и т.д.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?

Кейс не предлагает проблему в чистом виде: дети должны самостоятельно вычленить её из той ситуации которую увидели на фото или была взята из реальной жизни. Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.

Предназначение кейса – развивать способность исследовать различные проблемы и находить пути решения, т.е. научиться работать с информацией, работать самостоятельно, но в команде.

Главные составляющие кейса

- проблема, предполагающая несколько вариантов решения,

-дополнительная информация (текст, картинки, мультфильмы и т.д.),

-задание,

-рефлексия.

Виды кейсов

По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся:

➢ практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

➢ обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

➢ научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Виды  практических кейсов

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации.

- кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие ( ребенок заблудился в лесу…)

- кейсы ситуационно – ролевые(фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейс - стади) – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

-кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

- кейсы- «наоборот» – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

-разбор деловой корреспонденции    

-метод дискуссии

Алгоритм работы

-подготовительный –дети рассматривают картинку, слушают текст, ,

-мотивационный – правильно поставить вопрос, побудить детей к поиску проблемы (как вы думаете, в чем проблема? и т.д.)

-мозговой штурм – педагог задает  дополнительные вопросы, чтобы активизировать обсуждение, координирует его, выслушивает всех, поддерживает эмоциональный опыт детей

-выбор решения-  что надо делать, чтобы решить проблему, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать

-оценочно – рефлективный - принимают решение, аргументируют, размышляют, применяют полученные знания.

Практическая часть

Фото - кейс

 . «Букетик для мамы»

Весной дети гуляли на лугу. Там выросло много одуванчиков.

Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал:

«Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и

тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу.

Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда

пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли.

Вопрос: Правильно ли поступили дети?

https://www.otv-media.ru/upload/iblock/ddc/ddc3822a76cf1c84c38e9958b0e2df3f.jpg     https://cdn.pixabay.com/photo/2014/07/13/06/16/picking-flowers-391610_1280.jpg

Кейс  - стади

«Разговор по телефону» 

Цель:

Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Ваня звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

Почему?

Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

Предложите свой вариант разговора по телефону.

https://us.123rf.com/450wm/levranii/levranii1702/levranii170200178/71539091-cute-little-boy-is-calling-home-using-the-public-payphone.jpg?ver=6

Кейс - идентификация

«Метод идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево», «Я - птенчик, выпавший из гнезда», « Я - засохшее комнатное растение».

Кейс – стади

Однажды девочка Нина с мамой ждали в гости бабушку. Долго обсуждали, чем же удивить ее. Решили испечь пирог, собрались пойти в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Мама проверила, каких продуктов не хватает, составила список и попросила Нину взять его с собой. Они долго шли до супермаркета, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что Нина забыла список. Мама очень расстроилась и от волнения не смогла вспомнить все,  что нужно купить.

Вывод

   Достоинства кейс – методов заключаются в возможности   использовать их как составную часть НОД, или  в рамках совместной деятельности, или как часть проекта.

- Данные технологии активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность общения друг с другом, такие качества как социальная активность, умение слушать, выражать правильно свои мысли.  

- Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

       Разработка кейсов, конечно, требует времени, но результаты оправдывают эти затраты. Главное,  не давать  готовых решений, а побуждать к поиску альтернативных путей, предполагать мнение разных точек зрения

Советуем почитать

Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с

Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа, 1984. – 175 с.

ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

Спасибо за внимание

Творческих вам успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...