Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
консультация
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-_tekst.docx | 512.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить педагогов с применением метода кейсов в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений по использованию современных технологий в работе с дошкольниками.
4. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал каждого педагога.
Что такое кейс?
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик, авторами кейс – методов являются ученые гарвардской Школы бизнеса
Кейс – технологии в образовательном процессе
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс-технология в образовании -это способ организации краткосрочного обучения направленный на становление самостоятельности и продуктивности мышления, применения правил, отношений, суждений в области той или иной действительности.
Для чего нужен кейс?
-для взрослых : повышение педагогической компетенции, умение работать с огромным потоком информации, анализировать ее и применять на практике.
-дети учатся: получать необходимую информацию в общении, анализировать ее, доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и аргументировано на них отвечать, работать в команде, уважать мнение других, принимать помощь и т.д.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает проблему в чистом виде: дети должны самостоятельно вычленить её из той ситуации которую увидели на фото или была взята из реальной жизни. Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Предназначение кейса – развивать способность исследовать различные проблемы и находить пути решения, т.е. научиться работать с информацией, работать самостоятельно, но в команде.
Главные составляющие кейса
- проблема, предполагающая несколько вариантов решения,
-дополнительная информация (текст, картинки, мультфильмы и т.д.),
-задание,
-рефлексия.
Виды кейсов
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся:
➢ практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
➢ обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
➢ научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Виды практических кейсов
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации.
- кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие ( ребенок заблудился в лесу…)
- кейсы ситуационно – ролевые(фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейс - стади) – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
-кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
- кейсы- «наоборот» – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
-разбор деловой корреспонденции
-метод дискуссии
Алгоритм работы
-подготовительный –дети рассматривают картинку, слушают текст, ,
-мотивационный – правильно поставить вопрос, побудить детей к поиску проблемы (как вы думаете, в чем проблема? и т.д.)
-мозговой штурм – педагог задает дополнительные вопросы, чтобы активизировать обсуждение, координирует его, выслушивает всех, поддерживает эмоциональный опыт детей
-выбор решения- что надо делать, чтобы решить проблему, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать
-оценочно – рефлективный - принимают решение, аргументируют, размышляют, применяют полученные знания.
Практическая часть
Фото - кейс
. «Букетик для мамы»
Весной дети гуляли на лугу. Там выросло много одуванчиков.
Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал:
«Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и
тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу.
Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда
пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли.
Вопрос: Правильно ли поступили дети?
Кейс - стади
«Разговор по телефону»
Цель:
Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Ваня звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
Почему?
Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс - идентификация
«Метод идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево», «Я - птенчик, выпавший из гнезда», « Я - засохшее комнатное растение».
Кейс – стади
Однажды девочка Нина с мамой ждали в гости бабушку. Долго обсуждали, чем же удивить ее. Решили испечь пирог, собрались пойти в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Мама проверила, каких продуктов не хватает, составила список и попросила Нину взять его с собой. Они долго шли до супермаркета, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что Нина забыла список. Мама очень расстроилась и от волнения не смогла вспомнить все, что нужно купить.
Вывод
Достоинства кейс – методов заключаются в возможности использовать их как составную часть НОД, или в рамках совместной деятельности, или как часть проекта.
- Данные технологии активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность общения друг с другом, такие качества как социальная активность, умение слушать, выражать правильно свои мысли.
- Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Разработка кейсов, конечно, требует времени, но результаты оправдывают эти затраты. Главное, не давать готовых решений, а побуждать к поиску альтернативных путей, предполагать мнение разных точек зрения
Советуем почитать
Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с
Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа, 1984. – 175 с.
ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
Спасибо за внимание
Творческих вам успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...
Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...
Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...
Буклет "Мастер класс для педагогов «Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет".
Картотека игр...
Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления. Психопрофилактическая рабо...
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс по сказкотерапии. Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе ...