Рефлексивно-ролевая игра для воспитателей «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Поддержания здоровья детей в детском саду – это одна из главных обязанностей воспитателей и родителей. Не забывайте, что дети – это маленькие личности, на психологическое и физическое здоровье которых влияют многие внешние и внутренние факторы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ Малоязовский детский сад №1 «Солнышко»
Рефлексивно-ролевая игра
для воспитателей
«Как сохранить и укрепить здоровье детей»
С. Малояз
2023
Цель: определить актуальность проблемы «здоровья» в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем дошкольном учреждении, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья детей в МБДОУ.
Для справки:
Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (таких как деловые игры или ролевые игры), рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. В то же время ходом рефлексивной игры можно управлять, используя индивидуальные личностные характеристики участников, конфигурацию их деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов.
В рефлексивной игре преимущества получает тот, кто более осредствлен инструментами управления людьми и социальными процессами, тот, кто более искушен в анализе и просчете ситуаций социального взаимодействия. Из всех существующих вариантов рефлексивных игр наиболее известны ОДИ (организационно-деятельностные игры), впервые использованные для решения социальных задач Г. П. Щедровицким. Однако, существуют и другие разновидности рефлексивных игр, разработанных учениками, последователями и даже ярыми оппонентами Г. П. Щедровицкого.
Рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. В то же время ходом рефлексивной игры можно управлять, используя индивидуальные личностные характеристики участников, конфигурацию их деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов.
Ход игры:
Мы условно разделили педагогический коллектив на 2 группы:
1. Воспитатели (старшего дошкольного возраста)
2. Воспитатели (младшего дошкольного возраста)
Выбор названия команды и лидера.
Разминка
- Передвижение себя самого? (Ходьба)
- В здоровом теле здоровый …? (Глаз, нос, дух)
- Пешком ходить – долго…? Продолжите (Идти, жить, ждать)
- Трус не играет в…? (Волейбол, хоккей, бадминтон)
1 задание. «Эрудиты».
У каждого из вас на столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
Так как мы сегодня обсуждаем проблемы здоровья, то нам необходимо вспомнить, что же это такое. Дать определение этому понятию.
Вопрос № 1. Что такое здоровье? (мнение представителей разных блоков)
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, «здоровье» - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Ожегов в своём словаре даёт следующее определение понятию здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
2 вопрос: Какие глобальные факторы оказывают негативное влияние на «здоровье» ребенка?
Ответ:1. Экологическая неблагоприятная ситуация в городе.
2. Высокий уровень родовых травм, наследственной предрасположенности.
3. Негативное влияние образования на здоровье детей.
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребенка в образовательных учреждениях, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные (экологию и наследственность).
3 вопрос: Какие причины, с вашей точки зрения, мешают ребенку, посещающему наше образовательное учреждение быть здоровым?
А теперь мы предлагаем ответить на этот вопрос всем командам:
Воспитатели:
1. Любая работа без обратной связи непрофессиональная.
2. Педагогам нужно научиться заботиться о своем здоровье. Принцип «Начни с себя» очень важен в деятельности любого педагога.
3. В работе с детьми недостаточно используются здоровьесберегающие технологии. Воспитателям надо повышать свою квалификацию по этому вопросу.
4. Не все приемы, используемые в педагогической работе, оказывают положительное влияние на здоровье детей.
5. Организация работы с родителями на недостаточном уровне.
6. Температурный режим в группах превышает нормы температуры по СанПиН.
7.Чтобы дети имели возможность больше двигаться, необходимо приобретать многофункциональное модульное оборудование
8. Большая наполняемость групп.
Мнение родителей:
1. Родители заняты добыванием денег на хлеб насущный. Живут по принципу: «Будут деньги - займемся здоровьем».
2. У больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей.
3. Оценка результатов обучения детей является стресс - фактором для родителей.
4. Необходимо проводить работу с родителями, направленную на формировании в семье ЗОЖ, на профилактику вредных привычек.
Администрация:
1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников.
2. Отмечается недостаток витаминов в питании детей дома и неправильно организованный режим дня.
3. Уменьшение двигательной активности приводит к гиподинамии и нарушению осанки.
4. Педагоги не умеют организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, найти подход к детям с учетом их психологических, физических особенностей и состояния здоровья.
5. Повышение педагогической грамотности родителей по организации ЗОЖ.
6. Работу по здоровьесбережению нужно проводить не от случая к случаю, а каждый день, на каждом занятии. Причем обязательно учитывать то, что уже было сделано ранее.
2 дистанция. «Физкультурный творческий калейдоскоп».
Необходимо дать ответ, кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!
- Максимально допустимый температурный режим в группах по СанПиН.
2) Чем знаменательна дата 7 апреля? (день здоровья).
3) Наука о правилах лечения травами (фитотерапия)
4) Умение согласовывать движения различных частей тела (координация).
Задание на активизацию ваших творческих способностей:
- сочините стих по опорным словам: здоровье, зарядка, спорт, победа, физкультура, площадка.
Внимание, время, отведенное на задание 2 минуты.
Решение проблемных ситуаций.
- Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сон. часа не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как нам выйти из этой ситуации.
- На педагогическом совете было принято решение систематически использовать здоровьесберегающие технологии. Но по итогам оперативного контроля было выявлено, что не все педагоги выполняют это решение и не используют здоровьесберегающие технологии. Какие пути решения выхода из данной ситуации вы можете предложить.
- Ребёнку исполнилось 3 года. При осмотре врача у ребёнка выявляется ранняя стадия сколиоза и плоскостопия. В чём причина развития болезни и как избежать этого при воспитании других детей.
- Ребёнок в течение года переболел более 4-х раз ОРЗ и ОРВИ. Можно ли такого ребёнка считать часто и длительно болеющим? Какую работу необходимо проводить с таким ребёнком воспитателям, родителям, мед. персоналу.
Закончи пословицу:
- Чистота – залог здоровья
- Здоровье в порядке – спасибо – зарядке
- Если хочешь быть здоров – закаляйся
- В здоровом теле – здоровый дух
- «Здоров будешь – все добудешь!»
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле!
- После обеда полежи, после ужина походи!
Заключение.
Причины, мешающие ребенку быть здоровым!!!
- Подготовка детей к дошкольному учреждению на недостаточном уровне, родители не знают и не соблюдают режим дня дошкольных учреждений.
- Нерегулярное проведение профилактических мероприятий с детьми.
- Несоблюдение температурного и питьевого режима в группах.
- На недостаточном уровне проводится работа с родителями.
- Маленькая двигательная активность детей в группах и на улице.
- Большая наполняемость групп.
- Незнание педагогами методики проведения здоровьесберегающих технологий.
- Недостаточная забота о здоровье педагогов.
- Нет тесного сотрудничества между воспитателями, родителями, медицинским персоналом.
Задача образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
Поэтому необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы обучения, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.
Проблемная ситуация № 1
Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сон. часа не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как нам выйти из этой ситуации.
___________________________________________________________
Проблемная ситуация № 2
На педагогическом совете было принято решение систематически использовать здоровьесберегающие технологии. Но по итогам оперативного контроля было выявлено, что не все педагоги выполняют это решение и не используют здоровьесберегающие технологии. Какие пути решения выхода из данной ситуации вы можете предложить.
___________________________________________________________
Проблемная ситуация № 3
Ребёнку исполнилось 3 года. При осмотре врача у ребёнка выявляется ранняя стадия сколиоза и плоскостопия. В чём причина развития болезни и как избежать этого при воспитании других детей.
___________________________________________________________
Проблемная ситуация № 4
Ребёнок в течение года переболел более 4-х раз ОРЗ и ОРВИ. Можно ли такого ребёнка считать часто и длительно болеющим? Какую работу необходимо проводить с таким ребёнком воспитателям, родителям, мед. персоналу.
Сочините стих по опорным словам:
здоровье, зарядка, спорт,
победа, физкультура, площадка
Сочините стих по опорным словам:
здоровье, зарядка, спорт,
победа, физкультура, площадка
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
__________________________________________________________________________________
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.
- «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.
- «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
- «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой
- «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.
- «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.
- «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей в условиях ДОУ»
(с применением фасилитативного метода «Саммит позитивных перемен»)...

Родительское собрание Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
Собрание для родителей старшей группы....

Конспект родительского собрания Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
Данный материал представлен в помощь педагогам, для проведения родительского собрания в форме круглого стола....

Родительское собрание "Как сохранить и укрепить здоровье детей".
Родительское собрание "Как сохранить и укрепить здоровье детей"....

Родительское собрание в старшей группе «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
Здоровье человека зависит не только от наследственности, но во многом и от его образа жизни, привычек, питания, условий труда....