Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Этапы работы и подборка игрового материала для каждого этапа работы по формированию фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_rabote_po_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления нарушений звукопроизношения необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применение здоровьесберегающих игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями
Вся работа по развитию фонематического восприятия у детей проходит в три этапа. На каждом этапе применяются игры и игровые приёмы для повышения эффективности воздействия.
1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.
Различение неречевых звуков:
Игра «Тишина»: Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чём играю». Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Педагог выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие музыкальные игрушки звучали.
Игра «Узнай по звуку»: Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
Игра «Шумовые баночки»: Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы):
Игра «Где хлопнули?», или «Где позвонили?»: Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
Дифференциация по ритму (ритмические рисунки):
Игра «Полянка»: Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
2 этап – развитие речевого слуха. Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса:
Игра «Дует ветер»: Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Игра «Громко-тихо»: Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
Игра «Три медведя»: Цель: развитие умения менять высоту голоса. Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Близко – далеко»: педагог издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Дифференциация слов, близких по звуковому составу:
Игра «Правильно-неправильно»: Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Баман, паман, бана, банам, ваван, аван, баван. Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра» «Какое слово отличается?»: Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-ком, утёнок-утёнок-утёнок-котёнок, будка-буква-будка-будка, винт-винт-бинт-винт.
Дифференциация слогов:
Игра «Одинаковые или разные»: Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Что лишнее?»: педагог произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Дифференциация фонем:
Игра «Что просит мышка»: Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: игрушка, муляжи продуктов или картинки. Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: На ветке не птичка, -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Зовут его. (белка).
Игра «Звук заблудился»: Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.
Игра «Поймай звук»: Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди звук»: 1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым. 2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Игра с мячом: Педагог произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит, то отбить его.
3 этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Игра «Отстукивание слогов»: Цель: обучение слоговому анализу слов. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова.
Игра «Слоговой поезд»: Цель: упражнять детей в делении на слоги. Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.
Игра «Чудесная удочка»: Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. На конце нитки у удочки прикреплён магнит. Опуская удочку в коробку, где лежат несколько картинок, с прикреплёнными металлическими зажимами, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место для своей картинки»: Цель: учить дифференцировать парные звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с). 2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом).
Игра «Помоги собрать вещи»: Цель: различение звуков [з] – [ж]. Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з], а жуку со звуком [ж]. Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.
Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького»: Цель: различение звуков [з]–[з*]. Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.
Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий»: Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости. На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.
Игра «Звукоедик»: Цель: определение места звука в слове. Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах: … иван, … тул, … льбом, кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Каждому звуку – свою комнату»: Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки. Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»: #1053;азвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука. #1055;о сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Игра «Измени первый звук»: Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.
Использование игровых здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста необходимо для преодоления фонетико-фонематических нарушений и развития фонематического восприятия и слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.
В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....
Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...
«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...
План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...