Профессиональная компетентность воспитателей является основой для реализации подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.
учебно-методический материал

Анна Александровна Чушкина

Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к формированию здорового образа жизни. Для успешной реализации педагогического процесса он предлагает использовать технологии, учитывающие сохранение всех компонентов здоровья, в том числе введение в образовательный процесс принципов терапевтической педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДОВ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Чушкина А.А.,

Панарина С.С.

        Аннотация. Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к формированию здорового образа жизни. Для успешной реализации педагогического процесса он предлагает использовать технологии, учитывающие сохранение всех компонентов здоровья, в том числе введение в образовательный процесс принципов терапевтической педагогики.

        Ключевые слова: активность педагога; профессиональная компетентность; оздоровительные работы; психологическое здоровье; здоровье детей; здоровый образ жизни.

THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATORS IS THE BASIS FOR IMPLEMENTING APPROACHES TO THE PRESERVATION AND PROMOTION OF CHILDREN'S HEALTH.

Chushkina A. A., Panarina S. S.

Annotation. This article is devoted to the problem of improving the professional competence of a teacher in an organization that saves health, serving students. The author indicates the factors of readiness of the teacher to form a healthy lifestyle. For the successful implementation of the pedagogical process, he suggests using technologies that take into account the preservation of all components of health, including the introduction of the principles of therapeutic pedagogy into the educational process.

Keywords: teacher activity; professional competence; health-improving work; psychological health; children's health; healthy lifestyle.

        Важной составляющей человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность обычно понимается как неотъемлемая черта деловых и личных качеств педагога, что отражает степень знаний, навыков и опыта, достаточного для выполнения определённого вида деятельности, связанной с принятием решений.

        В разделе «Требования к кадровым условиям для выполнения программы» в стандарте говорится, что педагоги должны иметь базовые компетенции для создания социальной ситуации для развития детей.

        Это обеспечивает эмоциональное благополучие за счёт: прямого общения с каждым ребёнком; уважения к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям.

Исходя из реальности современной жизни, личность и профессиональная компетентность воспитателя играют важную роль в образовательном процессе для обеспечения положительных результатов поддержания здоровья воспитанников. Для достижения этой цели необходимы следующие качества:

Рис. 1 Качества для положительных результатов

        Однако, обладая необходимыми качествами, педагог не может эффективно использовать здоровые технологии в образовательном процессе. Чтобы применить на практике здоровые идеи образа жизни, важно решить следующие проблемы:

Рис. 2 Проблемы

        Профессиональная компетентность воспитателя в области охраны здоровья и поощрения как средство оптимизации образовательного процесса.

        В рамках модернизации образования с введением федерального образовательного стандарта одной из главных задач является поддержание и укрепление здоровья детей в период их воспитания и развития.

        Важно отметить, что стандарт более точно определяет понятие «здоровье» - психическое и физическое, добавляет новое понятие «эмоциональное благополучие», фокусируется на формировании общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.

        Задачи сферы образования «физическое развитие» решаются по трём направлениям: приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование целеустремлённости, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

        В соответствии с федеральным стандартом меняются требования к кадровой поддержке. Преподавательский состав должен обладать основными навыками в организации мероприятий, направленных на улучшение здоровья учащихся и их физического развития.

        Воспитатель как составная часть и активный объект образовательной среды во многом определяет здоровье ребёнка. Под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируется осознание здоровья как ценности.

        В соответствии с методикой физического воспитания, часто используемые методы в работе педагога приказы, инструкции, указания, сигналы и прочее, через которые ребёнок должен подчиняться и делать то, что говорит взрослый. Для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровые, конкурентные методы, использование игровых педагогических ситуаций.

        При игровых педагогических ситуациях нет необходимости менять сюжет и содержание занятий физкультурой. Достаточно будет найти новый игровой момент или дать ребятам возможность прийти в себя. Можно давать детям небольшие домашние задания: «я сам это придумал», конкурс на упражнения по ритмике; конкурс на любимые упражнения на разминке. Эти задачи помогают раскрыть творческий потенциал детей и помочь их родителям. Кроме этого, важно обратить внимание на то, что педагогические и проблемные ситуации сопровождают нас везде: в группе, на прогулке, в повседневной жизни. Для воспитателя главная задача – не упустить данную ситуацию, а превратить её в игру.

        Используя оздоровительные технологии в детском саду, не забывайте о радостных физических упражнениях и двигательной активности детей. В конце концов, можно выполнять акупрессуру, дыхательные гимнастики, ходить по дорожкам здоровья и отчего-то можно парить детей в тёплой одежде перед выходом на прогулку, одевая остальных детей не обращая внимания на то, что они вспотеют. Можно не заметить, как уставшие дети просто сидят, слушают воспитателя в течение 30 минут, как у них просто нет возможности бегать кругом по группе. И как это возможно, ведь в группе нельзя бегать.

        Таким образом, особая роль в организации педагогического процесса оздоровительной ориентации в дошкольном образовательном учреждении принадлежит воспитателю как носителю определённых личностных качеств, культуры и профессионализма.

        Самое главное для современного педагога – это любить детей, уметь и хотеть что-то делать для них.

        В заключение хотелось бы отметить, что основным результатом оздоровительной работы является единство семьи и педагогического состава дошкольного образовательного учреждения, значительное повышение профессиональных навыков воспитателей и, следовательно, улучшение качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – 100с.
  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребёнка и его здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2002.-24с.
  3. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеологя. – 2004. - №4.
  4. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья// Дошкольное воспитание. – 2006. - №3.
  5. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. – 2005. - №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: "Сохранение и укрепление здоровья детей - как как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ".

Сохранение и укрепление здоровья детей - как как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.Формы двигательной деятельности ос...

Презентация на тему «Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

оžВ дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. бразовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровь...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, проф...

Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)

Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении...