СТАТЬЯ: "Сохранение и укрепление здоровья детей - как как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ".
статья по теме
Сохранение и укрепление здоровья детей - как как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья детей -
как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Кутузова Елена Владимировна, заведующий ГБДОУ № 70
Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья Российской академии медицинских наук показывают, что хроническая заболеваемость у детей на начальном этапе обучения находится на крайне высоком уровне, причем частота заболеваний с возрастом увеличивается. В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются: снижение общего уровня жизни, экологическая обстановка, безграмотность и безразличие родителей в вопросах формирования и охраны здоровья, низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи, недостаточное финансирование образовательных
учреждений и многие другие. Однако нельзя не отметить, что основные при-
чины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки (М.К. Акимова, В.Ф. Базарный, М.М. Без-
руких, Т.С. Грядкина, Т.А. Овечкина, С.О. Филиппова и др.) и низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья (Э.М. Казин, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Л.М. Митина, Л.Г. Татарникова и др.)
В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ за № 655 от 23 ноября 2009 года) одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (приказ Министерства образования и науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований
является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, владеющих теоретическими и практическими навыками создания и реализации здоровьесохраняющей системы работы ДОУ в контексте Федеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования становится актуальной.
Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу, как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Педагог как компонент и активный
субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.
Важным компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагога, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений (А.К. Маркова).
Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильевой, Е.А. Гребенщиковой.
Коллектив детского сада определяет сохранение и укрепление здоровья воспитанников как стратегический приоритет воспитательно-образовательного процесса. Детский сад располагает для этого достаточной материально-технической базой. Однако эффективность, да и сам факт реализации принципов здоровьесберегающего дошкольного образования зависят, прежде всего, от ежедневной деятельности каждого члена педагогического коллектива. Действия коллектива направлены на формирование такой образовательной системы, которая основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями. Здоровьесбережение воспитанников в работе детского сада предполагает обязательное научно-методическое сопровождение, своевременное совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
Коллективом педагогов были выработаны следующие на-
правления работы:
- Организация образовательной среды, отвечающей всем требованиям педагогики здоровьесбережения, с учетом закономерностей психического развития, показателей здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также показателей эмоционально-потребностной сферы.
- Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса – использование гибкого, вариативного режима дня, обеспечение необходимой двигательной активности детей. Физкультурные мероприятия проводятся 2 раза в неделю и, начиная со старшей группы, третье мероприятие на улице, физминутки, релаксационные паузы, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, спортивные и подвижные игры.
Стало традицией ежегодно участвовать в районных тур слетах,
проводить внутрисадовскую спартакиаду «Папа, мама, я – спортивная
семья».
- Создание благоприятного психологического микроклимата, воспитание культуры общения на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки (доверительные отношения между воспитателями, воспитанниками и родителями предполагают, прежде всего, учет интересов ребенка, соблюдение его прав, проявление уважения к его личности);
- Владение важнейшей информацией о нормативно-правовых основах здоровьесбережения и программах развития этого направления в системе образования (разработка и внедрение в практику внутрисадовских локальных
актов, целевых программ и т.п.).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс оздоровительных технологий (практически все педагоги владеют данными технологиями и используют в своей деятельности).
- Использование результатов мониторинга здоровья воспитанников для грамотного построения системы управления воспитательно-образовательным процессом (своевременное информирование педагогов о результатах
всех диагностик, которые систематически проводятся в детском саду,
свободный доступ педагогов к педагогически интерпретированной
социологической информации в методкабинете).
- Активное участие педагогов в разработке, обсуждении и реализации программ здоровьесберагающей деятельности детского сада (каждый педагог знает, что, когда, где он будет делать, при этом его место и роль с соблюдением принципов добровольности и сознательности, что обеспечивает не только активность, ответственность, но и творческий поход).
- Проведение научно-методических семинаров с педагогическим коллективом по изучению теоретических аспектов для развития креативного потенциала дошкольников в процессе оздоровительной деятельности, совершенствования у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышения уровня самооценочной, аналитико-прогностической деятельности и рефлексивной культуры. Как результат, владение основными приемами оценки и самооценки эффективности здоровьесберегающих воздействий в воспитательно-образовательном процессе, воспитания здорового образа жизни у воспитанников.
- Организация взаимодействия педагогов с родителями, коллегами с целью формирования и развития культуры здоровья (отношения в педагогическом коллективе – модель взаимодействия в социуме, которую дети воспринимают как опыт, которым они смогут воспользоваться в своей жизни). По методике «Оценка качества дошкольного образования», предложенной Всемирным Банком, была проведена внутренняя оценка деятельности по всем образовательным областям. Так, анализируя данные по образовательной области «здоровье», можно сделать следующие выводы. Педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогают детям осознавать необходимость бережного отношения к своему организму; уделяют специальное внимание развитию у детей элементарных представлений о строении и функциях своего тела (дыхании, питании, кровообращении и пр.); обращают внимание на его сложность и совершенство; способствуют развитию у детей навыков сохранения своего здоровья; прививают навыки личной гигиены; развивают навыки соблюдения режима дня и правильного питания; развивают навыки поведения, связанные с индивидуальными запретами и ограничениями по состоянию здоровья ребенка; проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей; ведется систематическая работа по диагностике и мониторингу состояния здоровья каждого ребенка, используются разнообразные виды профилактики заболеваемости детей; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми; питание детей организовано в соответствии с медицинскими требованиями; сотрудники и администрация обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении детей в семье и ДОУ.
Анализируя заболеваемость детей ОРЗ и ОРВИ по группам, необходимо отметить высокий результат оздоровительной работы педагогов, так заболеваемость ОРВИ в 2009 году составила 192 случая, в 2012 году уменьшилась до 97 случаев, пропуск дней одним ребенком по заболеваемости в год с 7 дней в 2009 году снизился до 5 дней в 2012 г., выполнение плана детодней с 73 % в 2008 году повысилось до 123 % в 2012 году, наблюдается снижение частоты заболеваний на одного ребенка, протекание заболеваний без осложнений в более легкой форме.
Оценивая успешность работы педагогического коллектива в сфере укрепления здоровья детей важным мы считаем использование показателей психологического здоровья детей. Во всех группах адаптацию к условиям детского сада все вновь поступившие дети (100 %) прошли успешно.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная адаптация к условиям детского сада свидетельствует о высокой квалификации педагогического персонала детского сада и успешной методической работе, которая направлена на обеспечение формирования профессиональной компетентности педагогов.
Коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат.
В заключении, хочется отметить, что главным результатом оздоровительной работы является сплочение семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, существенный рост профессионального мастерства педагогов и, как следствие, повышение качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ
...
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"
Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....
Статья: "Сохранение и повышение уровня здоровья детей в ДОУ".
Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической....
Презентация на тему «Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
оВ дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. бразовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровь...
Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, проф...
консультация "Сохранение и укрепление здоровья детей, как результат профессиональности педагога ДОУ"
Сегодня сохранение и укрепление здоровьядетей одна и з главных задач современного мира и развития страны....
Профессиональная компетентность воспитателей является основой для реализации подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.
Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к фо...