Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)
проект
Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(Дошкольное отделение)
630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1,
тел. 347-89-50, e-mail: detsadgym17@ngs.ru
Городской конкурс инновационных проектов
«Инновации в образовании»
Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)
Авторы проекта:
Иванченко Татьяна Михайловна. Учитель-логопед.
Кузнецова Ульяна Сергеевна. Воспитатель.
Новосибирск 2021
Введение
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Практическая значимость реализации проекта заключается в возможности использования полученных результатов при организации здоровьеформирующей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленной на формирование здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса, содействуя:
повышению качества дошкольного образования путем обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО и внедрения инновационных технологий в педагогическую практику;
формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
повышению профессиональной компетентности педагогов и эффективности использования комплекса здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Данный проект объединит стремления педагогов, медицинских работников, родителей и детей к сотрудничеству и станет важной педагогической инициативой, способной привлечь внимание широкой общественности. Новизна заключается в разработке модели здоровьеформирующего образовательного пространства ДОУ, предусматривающей создание системы клубной работы на основе дифференцированного подхода к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, содействующей формированию здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса.
Основная идея проекта:
Создание условий для формирования здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса через реализацию модели здоровьеформирующего образовательного пространства Дошкольного отделения, основанном на дифференцированном подходе к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей.
Основная часть
Актуальность
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.
Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют среднее (а некоторые высшее) образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Это означает, что педагогам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.
Цели и задачи проекта
Цель:
Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса дошкольного отделения, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Обобщить имеющиеся научные данные по организации здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.
3. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
4. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
Целевой аудиторией проекта являются
Заказчики проекта
№ п/п | Заказчики проекта | Функции |
1. | Администрация МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» | Сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. |
Участники проекта
№ п/п | Участники проекта | Функции |
1. | Педагоги | Партнеры – соучастники, непосредственно работающие над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом. |
2. | Дети | |
3. | Родители |
Пользователи проекта
№ п/п | Пользователи проекта | Функции |
1. | Педагоги | Лица, являющиеся пользователями результата проекта. |
2. | Родители | |
3. | Дети |
Директор/зам. директора по УВР – создание условий для реализации и проведения мероприятий.
Старший воспитатель – проведение консультаций с участниками проекта; осуществление методической поддержки проектной деятельности; контроль над проектом.
Музыкальный руководитель – проведение развлечений и праздников.
Воспитатели – реализация проекта.
Дети – активное участие в проектной деятельности, выставках, праздниках, создании групповых мини-музеев.
Родители – помощь и участие в проектной деятельности; родительские собрания и консультации.
Анализ ситуации и желаемые результаты
Гипотеза инновационного проекта
Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности дошкольного отделения с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников в вопросах безопасности и здоровой жизнедеятельности.
Планируемый результат
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях Дошкольного отделения. |
Активизация родителей к совместной с Дошкольным отделением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье. |
Физическое и психологическое оздоровление педагогов учреждения. |
Разработка системы методической работы По организации здоровьесберегающего образовательного процесса в Дошкольном отделении в условиях внедрения ФГОС ДО. |
Реализуемый проект повысит компетентность в управленческой и педагогической деятельности администрации, педагогов. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками посредством использования инновационных технологий и методик.
Проектное решение
Проект рассчитан на 1 год с сентября 2020 г. по май 2021 г. и включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
I этап- Подготовительный
Цель этапа - анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения концепции проекта и направлений работы. Основной составляющей данного этапа является информационно-аналитическая деятельность, включающая:
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ развития двигательных навыков детей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу
жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы
по вопросам здоровьесбережения).
- организация работы творческой группы по выявлению проблем и
прогнозированию результатов работы.
II этап- Основной
Цель – разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ.
Наше дошкольное отделение работает по предупреждению заболеваемости. Все наши оздоровительные мероприятия направлены на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов среды. Так же в нашем детском саду
большое значение придается адаптации ребёнка к меняющимся внешним условиям: климатическим, бытовым, погодным и др. Для профилактики заболеваний проводится комплекс мер общеукрепляющего характера, включающих полноценное физическое воспитание при реализации физических нагрузок.
Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию основного
этапа проекта:
№ пп | Мероприятия | Цель | Краткое описание |
Оздоровительные мероприятия | |||
Оздоровительные мероприятия
- Утренняя гимнастика (оздоровительный бег)
Цель. Дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, укреплять мышцы.
Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам.
- Дыхательные упражнения для профилактики ОРЗ.
Цель. Обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Дыхательные упражнения с задержкой дыхания снижают бронхоспазмы.
- Самомассаж (рук, ног, живота, головы, груди) .
Цель. Привлечь детей к самопрофилактике, экспресс-диагностике, научить серьезно и бережно относиться к своему здоровью)
Закаливающие процедуры
- Обширное умывание, мытье рук прохладной водой - температура +18… +20 (круглый год) .
- Воздушные ванны до 5 мин во время переодевания ко сну и после сна (круглый год) .
- Ходьба по ребристым, коррегирующим дорожкам (круглый год).
Профилактические мероприятия
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Подготовительный этап (сентябрь 2020г.) | ||
анализ условий, созданных в дошкольном отделении, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы. ∙ формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения). ∙ выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете инновационной деятельности;выявление уровня компетентности педагогов по проблеме; изучение педагогами литературы и документов по теме инновационной деятельности; ∙ подбор критериев и проведение первичного мониторинга; - анализ полученных данных: - анализ состояния здоровья детей; - анализ развития двигательных навыков детей; - оценка организационных и материально – технических условий дошкольного отделения. | Сентябрь 2020 г. | |
Основной этап (октябрь 2020 г.- апрель 2021 г.) | ||
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты): - Утренняя гимнастика; ; | В течение года | |
Закаливающие мероприятия: - Воздушные ванны, гигиенически процедуры. | В течение года | |
Профилактические мероприятия | В течение года | |
Подвижные и спортивные игры, Спортивное развлечение | ||
Заключительный этап (май 2021 г.) | ||
подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее. |
Календарный план-график
Мероприятия проекта | 2020 г. | 2021 г. | ||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |
Оздоровительные мероприятия | ||||||||
Закаливающие мероприятия | ||||||||
Профилактические мероприятия | ||||||||
День здоровья с технологией геокешинга | ||||||||
Витамины круглый год | ||||||||
«Фитобар»- воспитатели | ||||||||
Терренкур | ||||||||
Сказкотерапия | ||||||||
Подвижные, спортивные игры | ||||||||
Зимние олимпийские игры |
Ресурсы для реализации проекта
Ресурс | Контент ресурса |
Кадровый | - Зам. по УВР - старший воспитатель - воспитатели - учитель-логопед - медицинский персонал - инструктор по физической культуре |
Информационный | Библиотеки Методический кабинет Интернет-ресурсы Информационные ресурсы |
Методический | - методическаялитература по данной тематике; - методический ипрактический материал дляработы с детьми - использование Интернет - ресурсов |
Материально-технические | Наличие в ДОУ: - методический кабинет - спортивная площадка - медицинский блок -центры двигательной активности в групповых помещениях - кабинет логопеда - сенсорная комната - музыкальный зал - физкультурный зал Наличие оборудование: - спортивное - медицинское -для проведения закаливающих и профилактических мероприятий -для проведения коррекционно – оздоровительной работы |
Финансовый | Бюджетные средства Спонсорская помощь |
Стоимостная оценка проекта
№ п.п | Мероприятие | Кол-во | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1. | Оборудование:
| 45000 32000 | ||
2. | Оплата труда:
| |||
3. | Повышение квалификации
| |||
4. | Организационные мероприятия:
| |||
5. | Расходы на услуги связи:
| |||
6. | Издание пособий: | |||
7. | Расходные материалы:
| |||
Общая стоимость проекта |
Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста) направлен на повышение компетентности в управленческой и педагогической деятельности администрации, педагогов. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками посредством использования инновационных технологий и методик.
Критерии и показатели эффективности проекта
Ожидаемый результат | Показатели |
систему методической работы | Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста. |
Повышение имиджа учреждения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечи...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...