Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)
проект

Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1,

тел. 347-89-50, e-mail: detsadgym17@ngs.ru

Городской конкурс инновационных проектов

«Инновации в образовании»

Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)

Авторы проекта:

Иванченко Татьяна Михайловна. Учитель-логопед.

Кузнецова Ульяна Сергеевна. Воспитатель.

Новосибирск 2021

Введение

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Практическая значимость реализации проекта заключается в возможности использования полученных результатов при организации здоровьеформирующей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленной на формирование здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса, содействуя:

повышению качества дошкольного образования путем обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО и внедрения инновационных технологий в педагогическую практику;

формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

повышению профессиональной компетентности педагогов и эффективности использования комплекса здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Данный проект объединит стремления педагогов, медицинских работников, родителей и детей к сотрудничеству и станет важной педагогической инициативой, способной привлечь внимание широкой общественности. Новизна заключается в разработке модели здоровьеформирующего образовательного пространства ДОУ, предусматривающей создание системы клубной работы на основе дифференцированного подхода к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, содействующей формированию здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса.

Основная идея проекта:

Создание условий для формирования здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса через реализацию модели здоровьеформирующего образовательного пространства Дошкольного отделения, основанном на дифференцированном подходе к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей.

Основная часть

Актуальность

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.

Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют среднее (а некоторые высшее) образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Это означает, что педагогам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса дошкольного отделения, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Обобщить имеющиеся научные данные по организации здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.

 2. Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.

3. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

 4. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

Целевой аудиторией проекта являются

Заказчики проекта

п/п

Заказчики проекта

Функции

1.

Администрация МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17»

Сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей.

Участники проекта

п/п

Участники проекта

Функции

1.

Педагоги

Партнеры – соучастники, непосредственно работающие над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом.

2.

Дети

3.

Родители

Пользователи проекта

№ п/п

Пользователи проекта

Функции

1.

Педагоги

Лица, являющиеся пользователями результата проекта.

2.

Родители

3.

Дети

Директор/зам. директора по УВР  – создание условий для реализации и проведения мероприятий.

Старший воспитатель – проведение консультаций с участниками проекта; осуществление методической поддержки проектной деятельности; контроль над проектом.

Музыкальный руководитель – проведение развлечений и праздников.

Воспитатели – реализация проекта.

Дети – активное участие в проектной деятельности, выставках, праздниках, создании групповых мини-музеев.

Родители – помощь и участие в проектной деятельности; родительские собрания и консультации.

Анализ ситуации и желаемые результаты

Гипотеза инновационного проекта

Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности дошкольного отделения с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников в вопросах безопасности и здоровой жизнедеятельности.

Планируемый результат

Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях

Дошкольного отделения.

Активизация родителей к совместной с Дошкольным отделением

здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных

форм здоровьесбережения в семье.

Физическое и психологическое оздоровление педагогов учреждения.

Разработка системы методической работы

По организации здоровьесберегающего образовательного процесса в Дошкольном отделении в условиях внедрения ФГОС ДО.

Реализуемый проект повысит компетентность в управленческой и педагогической деятельности администрации, педагогов. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками посредством использования инновационных технологий и методик.

Проектное решение

Проект рассчитан на 1 год с сентября 2020 г. по май 2021 г. и включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

I этап- Подготовительный

Цель этапа - анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения концепции проекта и направлений работы. Основной составляющей данного этапа является информационно-аналитическая деятельность, включающая:

  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития двигательных навыков детей;
  • оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
  • формирование информационного банка данных по здоровому образу

жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы

по вопросам здоровьесбережения).

  • организация работы творческой группы по выявлению проблем и

прогнозированию результатов работы.

II этап- Основной

Цель – разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ.

Наше дошкольное отделение работает по предупреждению заболеваемости. Все наши оздоровительные мероприятия направлены на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов среды. Так же в нашем детском саду

 большое значение придается адаптации ребёнка к меняющимся внешним условиям: климатическим, бытовым, погодным и др. Для профилактики заболеваний проводится комплекс мер общеукрепляющего характера, включающих полноценное физическое воспитание при реализации физических нагрузок.

Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию основного

этапа проекта:

№ пп

Мероприятия

Цель

Краткое описание

Оздоровительные мероприятия

Оздоровительные мероприятия

  1. Утренняя гимнастика (оздоровительный бег)

Цель. Дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, укреплять мышцы.

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам.

  1. Дыхательные упражнения для профилактики ОРЗ.

Цель. Обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Дыхательные упражнения с задержкой дыхания снижают бронхоспазмы.

  1. Самомассаж (рук, ног, живота, головы, груди) .

Цель. Привлечь детей к самопрофилактике, экспресс-диагностике, научить серьезно и бережно относиться к своему здоровью) 

Закаливающие процедуры

  1. Обширное умывание, мытье рук прохладной водой - температура +18… +20 (круглый год) .
  2. Воздушные ванны до 5 мин во время переодевания ко сну и после сна (круглый год) .
  3. Ходьба по ребристым, коррегирующим дорожкам (круглый год).

Профилактические мероприятия

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Подготовительный этап (сентябрь 2020г.)

анализ условий, созданных в дошкольном отделении, выявление проблем, прогнозирование

результатов работы с целью определения основной концепции проекта и

направлений работы.

 формирование информационного банка

данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и

методической литературы по вопросам здоровьесбережения).

 выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете инновационной

деятельности;выявление

уровня компетентности

педагогов по проблеме;

изучение педагогами литературы и документов

по теме инновационной

деятельности;

 подбор критериев и проведение первичного

мониторинга;

- анализ полученных данных:

- анализ состояния здоровья детей;

- анализ развития двигательных навыков детей;

- оценка организационных и материально –

технических условий дошкольного отделения.

Сентябрь 2020 г.

Основной этап (октябрь 2020 г.- апрель 2021 г.)

Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):  

- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
-  Самомассаж стоп и рук  (ежедневно)

;

В течение года

Закаливающие мероприятия:

- Воздушные ванны, гигиенически  процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам;

В течение года

 Профилактические мероприятия
- Витаминизация;

- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки

В течение года

Подвижные и спортивные игры, Спортивное развлечение

Заключительный этап (май 2021 г.)

подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные

результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

Календарный план-график

Мероприятия проекта

2020 г.

2021 г.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Оздоровительные мероприятия 

Закаливающие мероприятия

Профилактические мероприятия

День здоровья с технологией геокешинга

Витамины круглый год

«Фитобар»- воспитатели

Терренкур

Сказкотерапия

Подвижные, спортивные игры

Зимние олимпийские игры

Ресурсы для реализации проекта

Ресурс

Контент ресурса

Кадровый

- Зам. по УВР

- старший воспитатель

- воспитатели

- учитель-логопед

- медицинский персонал

- инструктор по физической культуре

Информационный

Библиотеки

Методический кабинет

Интернет-ресурсы

Информационные ресурсы

Методический

- методическаялитература по

данной тематике;

- методический ипрактический

материал дляработы с детьми

- использование Интернет - ресурсов

Материально-технические

Наличие в ДОУ:

- методический кабинет

- спортивная площадка

- медицинский блок

-центры двигательной активности в групповых помещениях

- кабинет логопеда

- сенсорная комната

- музыкальный зал

- физкультурный зал

Наличие оборудование:

- спортивное

- медицинское

-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий

-для проведения коррекционно – оздоровительной работы

Финансовый

Бюджетные средства

Спонсорская помощь

Стоимостная оценка проекта

п.п

Мероприятие

Кол-во

Цена

(руб.)

Сумма

(руб.)

1.

Оборудование:

  1. Спортивное
  2. Музыкальное
  3. Медицинское
  4. Атрибуты для игр

45000

32000

2.

Оплата труда:

  1. Воспитатели
  2. Музыкальный руководитель
  3. Педагог-психолог
  4. Инструктор по физической культуре

3.

Повышение квалификации

  1. Воспитатель
  2. Инструктор по физической культуре

4.

Организационные мероприятия:

  1. Проведение заседания творческой группы

5.

Расходы на услуги связи:

  1. Интернет - ресурсы

6.

Издание пособий:

7.

Расходные материалы:

  1. МФУ
  2. Компьютер
  3. Фотоаппарат
  4. Музыкальный центр
  5. Ламинатор
  6. Пленка для ламинирования
  7. Бумага
  8. Краска
  9. Заправка картриджа

Общая стоимость проекта

Проект  «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста) направлен на повышение компетентности в управленческой и педагогической деятельности администрации, педагогов. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками посредством использования инновационных технологий и методик.

Критерии и показатели эффективности проекта

Ожидаемый результат

Показатели

систему методической работы

Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.

Повышение имиджа учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...