Планирование и организация летней оздоровительной работы в ОУ.
консультация
Физкультурно-оздоровительная работа в ОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_fizkulturno_ozdorovitelnaya_rabota.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №4», структурное подразделение
(Тульская область, город Ефремов, улица Комсомольская д.87)
Консультация
Планирование и организация летней оздоровительной работы в ОУ.
г.Ефремов 2022г.
Физкультурно-оздоровительная работа в ОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.
С чего начинается летний сезон? Летом дошкольники много времени проводят на участке, на свежем воздухе. Именно летом дети получают максимум впечатлений и положительных эмоций – подвижные игры, физкультурные развлечения, закаливающие процедуры, спортивные праздники.
В то время как составляется план летней оздоровительной работы в ОУ, на территории проводятся необходимые работы. Безопасность детей должна стоять на первом месте. Необходимые мероприятия перед началом летнего периода:
Ревизия уличного инвентаря.
Покраска спортивной площадки.
Необходимый ремонт (веранды, качели, скамейки).
Субботник на территории всего сада.
Инструктаж персонала о безопасности детей при проведении праздников, походов.
Начинается оздоровительная работа в ОУ в летний период с планирования. Творческой группой разрабатываются цели и задачи, формы работы с детьми и родителями. В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии. Программа оздоровительной работы в ОУ – это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.
Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Задачи оздоровительного периода
Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:
-Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
- Формирование положительного эмоционального настроя.
- Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей. –
-Совершенствование физических функций детского организма.
-Развитие культуры движения.
- Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.
Обязательно провести диагностику психофизического состояния здоровья детей до и после оздоровительного периода. Оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.
Планирование летней оздоровительной работы в ОУ с детьми состоит из нескольких основных этапов:
Диагностика здоровья.
Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).
Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
Работа с родителями.
План летней оздоровительной работы в ОУ не обходится без физкультурных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлечений. В них входят: физкультурные занятия с валеологическими беседами; утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением; индивидуальные игры и упражнения; физкультурный досуг с родителями; корригирующая гимнастика после тихого часа; игры в сухом бассейне; интегрированные занятия на свежем воздухе; спортивно-музыкальные праздники.
Формы оздоровительной работы в ОУ.
Вся работа в дошкольном учреждении сводится к 3 основным блокам:
Инициатива взрослых – это специально организованные моменты, в которых взрослые выступают в роли ведущих, а дети – ведомых.
Совместная деятельность взрослых и детей – это наличие равноправных взаимоотношений, обоюдное желание взаимодействия.
Самостоятельная деятельность детей – это спонтанное желание в игре, творчестве воплотить уже известные приемы.
Физкультурно-оздоровительная работа в ОУ придерживается таких форм, как: занятия-тренировки; спортивные соревнования; беседы о сохранении здоровья, строении тела; физкультминутки; викторины; двигательные разминки; экскурсии. Физкультурно-оздоровительная работа в ОУ по ФГОС может принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам. Закаливающие мероприятия Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий, которые можно проводить и дома с родителями. При этом учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка.
Организация оздоровительной работы в ОУ начинается с создания условий для проведения профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры: свето-воздушные ванны; обливание ног и рук прохладной водой; закаливающая гимнастика после дневного сна; ходьба босиком по «дорожкам здоровья»; полоскание рта после еды. Основные принципы закаливания – регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик, то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное – положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.
Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог. Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия: коммуникативные игры. Артикуляционная гимнастика. Логоритмические упражнения. Пальчиковая гимнастика. Упражнения по телесной терапии. Игры на релаксацию. Фонетическая ритмика. Ритмопластика. Ортопедическая гимнастика. Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект – сделать лучше других. К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона: гимнастика для глаз. Самомассаж. Точечный массаж. Арт-терапия. Музыкотерапия. Сказкотерапия. Психогимнастика. Игротренинги. Драмтерапия. Кинезотерапия. Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения. В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ОУ. В средней группе профилактические мероприятия значительно отличаются от упражнений для старших дошкольников. Постепенное усложнение – основополагающий фактор для полноценного развития детей. Работа с родителями. План летней оздоровительной работы в ОУ включает в себя работу с родителями. Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу информационные стенды, на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков. На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс. В некоторых садах созданы экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.
Особенности летнего периода. В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения. Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями). Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.
Проектная деятельность. Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ОУ. Практическая ориентация проектной деятельности поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников. В проекте указывается, для чего нужен здоровый образ жизни, как он поможет жизнедеятельности человека. В теоретической части прописываются цели, задачи, ожидаемый результат, используемые методы и технологии. Практическая часть включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков. Реализация проекта начинается с мониторинга заболеваемости детей. После этого составляется план оздоровительной работы, подбор упражнений и методик.
Организационные моменты работы. В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией. Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды – полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке – упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах). День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него – корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником – наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе. Вечер. Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами дыхательной гимнастики. В завершение – прогулка по экологической тропе с родителями.
Рекомендации к тематическому плану работы в летний период.
Праздники для детей: «Как ручеек в гости ходил», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «Эстафета с Лесовичком», «День солнца», «Закаляемся, не стесняемся», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Мойдодыр и Лето». Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Как составить беседу о строении тела», «ЗОЖ для детей», «Посильный труд на воздухе». Консультации для родителей: «Подвижные игры на пляже», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?» Совместные с родителями мероприятия: «День веселых игр», « В гостях у Светофора», «Как микробы на руки попали», «Веселые старты», «День чистюль», «День Нептуна». -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация летней оздоровительной работы
Система мероприятий по оздоровлению дошкольников в летний период...
Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Создание условий, планирование работы, осуществление контроля - все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....
План организации летней оздоровительной работы в детском саду
Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...
Рекомендации для педагогов ДОУ по организации летней-оздоровительной работы с детьми
Методические рекомендации для сотрудников ДОУ....
Справка о проведении неплановой проверки по организации летней оздоровительной работы в МАДОУ «Солнышко».
Справкао проведении неплановой проверки по организации летней оздоровительной работы в МАДОУ «Солнышко».Проверка организац...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация физкультурно - оздоровительной работы в летний период»
Планирование работы в ДОУ на летний период...
План управленческой работы по организации летней оздоровительной работы
Цель: создать в детском саду условия для организации разноплановой познавательнойи оздоровительной деятельности воспитанников, их физического, художественно-эстетическогои психического развития.Задачи...