«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
презентация
Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 21.6 КБ |
zakalivanie.pptx | 772.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка. Традиционные подходы к образовательному процессу не всегда успешно и эффективно предусматривает решение данной проблемы. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими .
Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.
Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.
Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.
Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.
Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме. Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья. И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.
Закаливание детей 2-3 лет
1 слайд
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о закаливании.
К нам, педагогам, часто обращаются родители часто болеющих детей с вопросом «Как укрепить здоровье малыша?».
Отвечаем на их вопросы:
- Надо детей закаливать!
Предотвращая их вопрос «Как это делать?» - скажем так:
- Закаливать свой организм можно разными способами в любое время года. Летом надо ходить босиком по речной гальке или скошенному лугу, а зимой, следует использовать ортопедический массажный коврик. Так же для закаливания используются различные виды игрового массажа. Он прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической целью.
2 слайд.
Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики
3 слайд. (массаж ушных раковин)
Еще один вид игрового массажа – массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
4 слайд (массаж рук)
Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
5 слайд (Босохождение и дых гимнастика)
Так же важным при проведении закаливающих процедур является босохождение и дыхательная гимнастика.
Босоножье - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
6 слайд.
Итак, подведем итог. Игровой массаж оказывает положительное влияние на весь детский организм и способствует закаливанию организма. Так же он:
Стимулирует биологически активные точки организма;
Снимает у детей напряжение;
Улучшает кровоснабжение кожи;
Уменьшается напряжение мышц;
Кроме этого игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть как у нас проходят закаливающие процедуры после дневного сна.
Практическая часть:
1. Пробуждение.
Было тихо в спальне
И ребятки спали.
Но пришла пора вставать.
Глазки, вы проснулись?
Ушки, вы проснулись?
Детки улыбнулись!
Одеяло в сторону и потянулись!
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.
Предлагаю детям превратиться в котят и сделать зарядку
Мы – весёлые котятки
Лапки мы свои потрем, а потом их мы встряхнём
(потирают руки и попеременно трясут ими)
Ушко левое своё Растирают уши снизу-вверх и обратно
Левой лапкой достаём до покраснения и ощущения тепла
Правое не забываем,
Лапкой правой умываем.
Проведём по шёрстке лапкой Проводят пальцами обеих рук
Будет лобик чистый, гладкий по лбу от середины к вискам
Дальше глазки закрываем Гладят закрытые глаза от
Каждый гладим, умываем переносицы к глазу и обратно
Грудку тоже мы растираем. Гладят и постукивают по груди
Вот и чистые Котятки! Руки поднимают вверх
Вот и выспались ребята! Руки в стороны.
А теперь ребятки стройтесь по порядку
3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.
Массаж рук и пальцев
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
В.: А чтобы съесть блины надо на них подуть.
4. Ходьба по дорожкам здоровья.
В.: А теперь пойдем мы в лес, Где деревья до небес. Идем по дорожке, Высоко поднимая ножки. Киски по лесу гуляли, За природой наблюдали. | Выполнение ходьбы по дорожке здоровья |
Воспитатель:
Дальше по лесу пойдем
Вещи там свои найдем.
Дети одеваются
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закаливание Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.
Биологически активные точки организма
Массаж ушных раковин
Массаж рук и кончиков пальцев
Босо хождение и дыхательная гимнастика
Игровой массаж: Стимулирует биологически активные точки организма; Снимает у детей напряжение; Улучшает кровоснабжение кожи; Уменьшает напряжение мышц.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»
Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе....
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкол...
«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»...
Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве
C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...