«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
презентация
Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 21.6 КБ |
zakalivanie.pptx | 772.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как сохранить здоровье детей, уберечь их от заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для его закаливания, воспитать физически здорового ребенка. Традиционные подходы к образовательному процессу не всегда успешно и эффективно предусматривает решение данной проблемы. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими .
Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.
Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.
Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.
Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.
Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме. Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья. И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.
Закаливание детей 2-3 лет
1 слайд
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о закаливании.
К нам, педагогам, часто обращаются родители часто болеющих детей с вопросом «Как укрепить здоровье малыша?».
Отвечаем на их вопросы:
- Надо детей закаливать!
Предотвращая их вопрос «Как это делать?» - скажем так:
- Закаливать свой организм можно разными способами в любое время года. Летом надо ходить босиком по речной гальке или скошенному лугу, а зимой, следует использовать ортопедический массажный коврик. Так же для закаливания используются различные виды игрового массажа. Он прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической целью.
2 слайд.
Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики
3 слайд. (массаж ушных раковин)
Еще один вид игрового массажа – массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
4 слайд (массаж рук)
Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
5 слайд (Босохождение и дых гимнастика)
Так же важным при проведении закаливающих процедур является босохождение и дыхательная гимнастика.
Босоножье - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
6 слайд.
Итак, подведем итог. Игровой массаж оказывает положительное влияние на весь детский организм и способствует закаливанию организма. Так же он:
Стимулирует биологически активные точки организма;
Снимает у детей напряжение;
Улучшает кровоснабжение кожи;
Уменьшается напряжение мышц;
Кроме этого игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть как у нас проходят закаливающие процедуры после дневного сна.
Практическая часть:
1. Пробуждение.
Было тихо в спальне
И ребятки спали.
Но пришла пора вставать.
Глазки, вы проснулись?
Ушки, вы проснулись?
Детки улыбнулись!
Одеяло в сторону и потянулись!
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.
Предлагаю детям превратиться в котят и сделать зарядку
Мы – весёлые котятки
Лапки мы свои потрем, а потом их мы встряхнём
(потирают руки и попеременно трясут ими)
Ушко левое своё Растирают уши снизу-вверх и обратно
Левой лапкой достаём до покраснения и ощущения тепла
Правое не забываем,
Лапкой правой умываем.
Проведём по шёрстке лапкой Проводят пальцами обеих рук
Будет лобик чистый, гладкий по лбу от середины к вискам
Дальше глазки закрываем Гладят закрытые глаза от
Каждый гладим, умываем переносицы к глазу и обратно
Грудку тоже мы растираем. Гладят и постукивают по груди
Вот и чистые Котятки! Руки поднимают вверх
Вот и выспались ребята! Руки в стороны.
А теперь ребятки стройтесь по порядку
3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.
Массаж рук и пальцев
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
В.: А чтобы съесть блины надо на них подуть.
4. Ходьба по дорожкам здоровья.
В.: А теперь пойдем мы в лес, Где деревья до небес. Идем по дорожке, Высоко поднимая ножки. Киски по лесу гуляли, За природой наблюдали. | Выполнение ходьбы по дорожке здоровья |
Воспитатель:
Дальше по лесу пойдем
Вещи там свои найдем.
Дети одеваются
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закаливание Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.
Биологически активные точки организма
Массаж ушных раковин
Массаж рук и кончиков пальцев
Босо хождение и дыхательная гимнастика
Игровой массаж: Стимулирует биологически активные точки организма; Снимает у детей напряжение; Улучшает кровоснабжение кожи; Уменьшает напряжение мышц.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»
Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкол...
«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»...
Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве
C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...