Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот, отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Отчет по самообразованию
Тема: «Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста»
Подготовила
Учитель-логопед
С.А.Шалиманова
Москва, 2021
«Ходьба оживляет и воодушевляет мысли. Оставаясь в покое, почти невозможно думать; необходимо, чтобы тело находилось в движении, тогда и ум тоже начинает двигаться…»
Жан-Жак Руссо
Высказывание Жан-Жака Руссо как нельзя лучше выражает всю актуальность проблемы ограниченности в движении нынешнего поколения. Воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители дома – все в один голос требуют от детей: не крутись, не ерзай на стуле, не дергай ногами… Это стоит огромных усилий нормотипичным детям, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Взрослые сами даже и не подозревают, что психологически блокируют нормальное развитие ребенка. Подавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, возникновению различных психосоматических заболеваний.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот, отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.
После ознакомления с большим количеством исследований, можно констатировать тот факт, что вся двигательная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья имеют некоторые особенности:
- отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой моторики
- недостаток координированности, пластичности;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- нарушение произвольной регуляции движений;
- трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
- несформированность техники выполнения движений и др.
Как известно, в основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере. Полученные изменения в свою очередь способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому работа ведется в тесной взаимосвязи со всеми специалистами.
Телесно-ориентированная техника, взятая мною в разработку, включает в себя:
• биоэнергопластику;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Рассмотрим каждое направление телесно-ориентированной техники.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Преимущества биоэнергопластики для детей с ОНР:
•Оптимизирует психологическую базу речи.
•Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
•Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
•Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой.
• Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность.
•Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
•Учитывать индивидуальные особенности детей.
•Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
•Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
•Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
•Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
Выполнение упражнений биоэнергопластики требует от ребёнка:
•Максимальной концентрации зрительного и слухового внимания.
•Сформированной пространственной ориентировки.
•Точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
С целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяются стихи, счет, «Волшебные перчатки». Сильная мотивация с применением игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Растяжки - это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Начинаются такие упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаются мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата. Так воспитывается мышечное чувство, необходимое для целенаправленного расслабления. В работе с заикающимися дошкольниками используются упражнения на эмоциональное расслабление.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-улучшают нервно-психическое состояние;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
На мой взгляд, все дыхательные упражнения могут и должны проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. Минутках, а не только на занятиях логопеда и в процессе непосредственной образовательной деятельности. Я считаю, что применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательного и образовательного процессов, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Когда ребенок с ОВЗ сталкивается каждый день со стрессами, перегрузками – равновесие, баланс теряется, тело реагирует зажимами, легко возникает раздражение, а мысли в мгновение приобретают негативную окраску. Телесно-ориентированные методы облегчают все виды обучения, особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
Список литературы
- Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
- Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997.
- Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119-126.
- Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....
Проект ""Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" (17.01.19)
Годовой проект...
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...