Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шалиманова Светлана Алексеевна

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот,  отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

        

Отчет по самообразованию

Тема: «Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста»

Подготовила

Учитель-логопед

С.А.Шалиманова

Москва, 2021

«Ходьба оживляет и воодушевляет мысли. Оставаясь в покое, почти невозможно думать; необходимо, чтобы тело находилось в движении, тогда и ум тоже начинает двигаться…»

Жан-Жак  Руссо

 Высказывание Жан-Жака Руссо как нельзя лучше выражает всю актуальность проблемы ограниченности в движении нынешнего поколения. Воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители дома – все в один голос требуют от детей: не крутись, не ерзай на стуле, не дергай ногами… Это стоит огромных усилий нормотипичным детям, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья. Взрослые сами даже и не подозревают, что психологически блокируют нормальное развитие ребенка. Подавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, возникновению различных психосоматических заболеваний.

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн,  П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот,  отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.

После ознакомления с большим количеством исследований, можно констатировать тот факт, что вся двигательная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья имеют некоторые особенности:

  • отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой  моторики
  • недостаток координированности, пластичности;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • нарушение произвольной регуляции движений;
  • трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
  • несформированность техники выполнения движений и др.

Как известно, в основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере. Полученные изменения в свою очередь способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому работа ведется в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. 

Телесно-ориентированная техника, взятая мною в разработку,  включает в себя:

• биоэнергопластику;

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Рассмотрим каждое направление телесно-ориентированной техники.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Преимущества биоэнергопластики  для детей с ОНР:

•Оптимизирует психологическую базу речи.

•Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

•Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.

•Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой.

• Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность.

•Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

•Учитывать индивидуальные особенности детей.

•Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

•Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.

•Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

•Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

Выполнение упражнений биоэнергопластики требует от ребёнка:

•Максимальной концентрации зрительного и слухового внимания.

•Сформированной пространственной ориентировки.

•Точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

С целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяются стихи, счет, «Волшебные перчатки». Сильная мотивация с применением игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Растяжки - это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

 Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Начинаются такие  упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаются мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата. Так воспитывается мышечное чувство, необходимое для целенаправленного расслабления. В работе с заикающимися дошкольниками используются упражнения на эмоциональное расслабление.

Дыхательные упражнения 

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

- развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-улучшают нервно-психическое состояние;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

На мой взгляд, все дыхательные упражнения могут и должны проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. Минутках, а не только на занятиях логопеда и в процессе непосредственной образовательной деятельности. Я считаю, что применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательного и образовательного процессов, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Когда ребенок с ОВЗ сталкивается каждый день со стрессами, перегрузками – равновесие, баланс теряется, тело реагирует зажимами, легко возникает раздражение, а мысли в мгновение приобретают негативную окраску. Телесно-ориентированные методы облегчают все виды обучения, особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Список литературы

  1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
  2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997.
  3. Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119-126.
  4. Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...