Познавательно исследовательская деятельность. «В гости к воздушным человечкам»
план-конспект занятия (старшая группа)

Перова Ирина Викторовна

Позновательно исследовательская деятельноть " В гости к воздушным человечкам."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно исследовательская деятельность.

«В гости к воздушным человечкам»

Цель: Создать условия  для развития исследовательской деятельности.

Обучающие задачи: Закрепить  знания о свойстве воздуха.

Коррекционно - развивающие задачи: Способствовать развитию познавательных способностей, устанавливать причинно- следственные связи различного характера, высказывать собственное суждение,  уметь доказывать свою мысль.

Воспитательные задачи:

- Формировать предпосылки регулятивных универсальных учебных действий

(способностью управлять своим поведением);

-Умение понимать учебную задачу  и выполнять её.

-Воспитывать любознательность.

Оборудование: веревка, бутылка с посланием.

Центр «Лаборатория»  – полиэтиленовые пакеты и  воздушные  шары; трубочки для коктейля, стакан с водой,  воронки.

Воспитатель:  

- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)                                  

- А вы,  хотели бы отправиться,  в путешествие? (ответы детей)                                  

- Хорошо, мы с вами  отправимся в путешествие, но сначала отгадайте загадку.

Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.

В луже ходят корабли,

Далеко им до земли. (Море).

- Молодцы, вы отгадали, что наше путешествие будет по воде.

 - Так, на каком виде транспорта  отправимся в путешествие  по воде?

                                                                                                        (ответы детей).

- А из чего мы сделает лодку? (ответы детей).

 - Да, сейчас мы с вами сделаем лодку  с помощью веревки и отправимся в гости к сказочным жителям на остров. (дети конструируют лодку с помощью веревки и садятся в « лодку»)

- Давайте вспомним правила,  как вести себя в гостях  (дети называют правила этикета)  

-Но чтобы мы попали на остров  мы  с вами закроем глаза и сосчитаем до 10. Готовы:1 2 3 4 5 6 7 8 …

Шум моря, крик чайки, зрительная гимнастика. Натыкаемся на камень.(портрет Фунтика и записка).

На камне приклеена записка, и конверт с планом- картой.(открыть и прочитать)

Эй, ребята, становитесь. 
Справа – друг, и слева – друг, 
Вместе все в веселый круг! 
Топни правою ногой, 
Топни левою ногой, 
Вправо, влево головой. 
Шаг – вперед, два – назад, 
Отвернемся, повернемся, 
Три шага вперед дружок – 

Что за красный там кружок?

Тянем раз, еще разок

Ну-ка, что же там дружок?

Потрудились, постарались,

И с секретом мы остались.(вытянуть бутылку)

Кто же, ребята, бросает такие бутылки? (ответы детей)

- Да их отправляют те, кому нужна помощь, давайте узнаем.

(кто-то из детей достаёт лист из бутылки)

Да это же наши друзья, сказочные жители просят у нас помощи.

ПИСЬМО

Ув. друзья, мы жители «Воздушной страны»,воздуховички, мы попали в беду, нас заколдует злая колдунья, если мы не выполним задания. Помогите нам их выполнить и объяснить.  Вот и задания.

Задание №1: «Поймай воздух», Задание №2: « Есть в человеке воздух?» ЗАДАНИЕ № 3: «Воздух может перемещаться» ЗАДАНИЕ №4: «Воздух есть в предметах» ЗАДАНИЕ №5: «Воздух имеет объем » ЗАДАНИЕ № 6:            « Воздух помогает рыбам плавать» ЗАДАНИЕ № 7: «Объем воздуха зависит от температуры».

- Что нам делать? (ответы детей)

- Да,  ребята, мы не можем оставить наших друзей в беде, возвращаемся в нашу группу, но чтобы вернуться считаем от 10.       10,9,8,7,6…………………

Ребята, у нас ничего не получилось. Видать сильно постаралась злая колдунья. А давайте мы ее запутаем и выполним задания, которые она не сможет за нами повторить: 

- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки. 

 Я предлагаю нам вместе дружно поработать, чтобы  выполнить задания  злой колдуньи . А что бы выполнить задание нам поможет центр экспериментирования.

Мы будем с вами выполнять задания, а О.В. будет нам помогать и вычеркивать те задания, с которыми мы справились.

Опыт№1: «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

 Опыт №2. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

 Опыт №3. Воздух может перемещаться

Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

   Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

       Вывод:  Воздух может перемещаться. 

 

Опыт №4. Воздух содержится в различных предметах

  Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, сахар-рафинад.

      Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

      Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

 Опыт №5. Воздух имеет объем

 Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

      Оборудование:

1.         Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2.         Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3.         Кастрюля с водой.

    Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

      Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

 

  Опыт №6. Воздух помогает рыбам плавать.

 Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

      Оборудование:

1.     Бутылка газированной воды.

2.     Стакан.

3.     Несколько некрупных виноградин.

4.     Иллюстрации рыб.

   Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

      Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

  

  Опыт №7. Объем воздуха зависит от температуры.

   Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

      Оборудование:

1.     Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2.     таз с горячей водой.

3.     таз с холодной водой.

      Опыт: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем  воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем  воздуха уменьшается.  

      Вывод:  Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем  воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем  воздуха уменьшается. 

    Молодцы! Вы справились с заданиями. И теперь мы можем отправить наше письмо с доказательствами в «Воздушную страну». Но как же нам его отправить? (Ответы детей) Мы его отправим с почтовым голубем.

    Воспитатель: Ребята давайте воздушным человечкам отправим наши рисунки, которые мы нарисуем с помощью воздуха (нетрадиционная техника рисования мыльными пузырями.)

    Дети: давайте.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности "В гости к воде !"

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Расскажи о себе, воздушный шарик"

Программное содержание:Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качество, свойства.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углуб...

Презентация уголка познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Дедушки Сенсора"

Презентация уголка познавательно-исследовательской деятельности  "В гостях у Дедушки Сенсора" в средней группе....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности « В гостях у Коржика и Компота» в средней группе

( к  интерактивному  семинару:   обмен наработками по реализации системно – деятельностного  подхода в работе  с  детьми...

Кейс по познавательному развитию (познавательно- исследовательская деятельность) на тему "Приключение воздушного шарика"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению разв...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности 5 - 6 лет «Воздушные шары для Пятачка»

Развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым....

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у Капитошки»

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством организации и проведения занимательных экспериментов....