Практикум "Мои послушные пальчики
методическая разработка по логопедии

Бушманова Марина Георгиевна

Цель практикума  "Мои послушные пальчики" - познакомить  родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При проведении происходит взаимодействие родителей и детей в процессе выполнения различных заданий и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_poslushnye_palchiki.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Мои послушные пальчики»

Пальчиковый игротренинг.

Цели:

  • Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук;
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей;
  • Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Теоретическая часть. (только для родителей)

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью, но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них – плохо развитая мелкая моторика.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии. И задача взрослых при подготовке ребенка к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».

Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:

  • Разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
  • Пальчиковый театр (демонстрация);
  • Рисование различными способами;
  • Графические упражнения, штриховка;
  • Лепка;
  • Ручной труд.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания можно превратить в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники», «пальчики-фокусники» и др.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Дети с интересом открывают для себя, что рисовать можно не только кисточкой, но и другими предметами. (Вопрос родителям: что еще можно использовать для рисования? – пальцы, зубные щетки, веревочки, спички, зубочистки, пуговицы, штампы и др.)

Практическая часть. (для родителей и детей)

Знакомство родителей с нетрадиционными приемами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук. (все предложенные упражнения выполняются родителями вместе с детьми)

Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

Под песню «Веселые путешественники» все, вагончиками, отправляются в путь.

Город ЗДОРОВЬЕ.

(самомассаж кистей и пальцев рук по Йосиро Цуцуми)

  • Зубными щетками.

Растирать щеткой подушечку пальца, опускаясь к его основанию. От большого до мизинца.

Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее пальчики-удальчики.

  • Мячиками-ежиками.

           Мячик мой не отдыхает, по ладошке он гуляет.

           Взад-вперед его качу, влево-вправо, как хочу.

           Сверху левой, снизу правой я его катаю браво.

(Вопрос детям и родителям: как еще можно играть с такими мячиками?) – стрелять на меткость, жонглировать и т.д.

  • Шестигранными карандашами.

           Карандаш в руке катаю, между пальцами верчу,

           Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

  • Вопрос: чем еще можно сделать пальчикам массаж? – орехами, бусами и т.д.

Город ФИЗКУЛЬТУРА

(игры без предметов)

  • Упражнение «Послушные пальчики»

Обе ладони плотно прижаты к поверхности стола.

  1. Поочередно пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.
  2. Ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом взрослого. Темп постепенно наращивается.

  • Упражнение «Крокодил»

Пальцы плотно прижаты друг к другу. Раздвигать большой и все остальные пальцы, затем большой с указательным от всех остальных, затем большой, указательный и средний от безымянного с мизинцем, затем мизинец от всех остальных.

  • Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

  • Упражнение «Ловкие пальчики»

Правая рука в кулак, большой палец вверх; левая – ладонь, все пальцы плотно прижаты. Затем положение рук поменять.

  • Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы выставить вверх)

Приходили прямо к дому (кисти соединить под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний. (пальцы в кулаках. Поочередно выпрямлять названы пальцы)

Сам мизинчик-малышок (пальцы в кулаки, мизинцы выпрямить)

Постучался на порог. (кулачки стучат друг о друга)

Весте пальчики-друзья (пальцы плотно в замок)

Друг без друга им нельзя. (в «замочке» выпрямлять и сгибать пальцы)

Город «Зимние забавы»

(пальчиковый тренинг с предметами)

  • Упражнение «Лыжники»

Встать указательным и средним пальцами на счетные палочки. Двигаться, передвигая поочередно пальчиками.

  • Су-джок терапия «Снежок»

Раз, два, три, четыре (зажимать мячик большим и указательным пальцами, затем большим и средним,

                                                      большим и безымянным, большим и мизинцем.)

Мы с тобой снежок слепили (имитируют лепку снежка)

Круглый (катать мячик по кругу между ладонями)

Крепкий (зажать мячик сначала одной, затем другой ладонью)

Очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий. (катать мяч прямыми движениями между ладонями)

Раз – подбросим (подбросить мячик)

Два – поймаем (поймать мячик)

Три – уроним и сломаем. (крепко зажать мячик сначала в одном, затем в другом кулачке)

Город соревнований.

Упражнение «Веселые прищепки»

На перекладине на расстоянии 15 см. друг от друга висят шнурки разных цветов длиной 60-70 см. двое детей должны выбрать прищепку определенного цвета и поймать ею свободный конец шнурка такого же цвета, как прищепка. Тот, кто первый поймает свою прищепку, считается победителем.

Прогулка (немного отдохнем и погуляем)

Упражнение «Маша»

Автоматизация звука «Ш» (с помощью подставки под горячее)

Ходить по клеточкам, делая шаг на каждый ударный слог. Ходить указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем.

          Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Шар, неваляшку, машинку, зайчишку.

Город мастеров.

  • «Строители»

Большим и указательным пальцем (большим и средним, большим и мизинцем) ребенок строит башню из цветных крышек от пластиковых бутылок.

Устно: познакомить родителей с другими играми с использованием цветных крышек

  • «Музыканты»

Поочередно нажимать пальцами на клавиатуру поролонового пианино с приклеенными пуговицами-клавишами, сопровождая игру произнесением слогов на отрабатываемый звук.

          Ла-ло-лу-лы-лэ

          Ас-ос-ус-ыс-эс    и т.д.

  • «Портные»

Под лист бумаги в клеточку подкладывается лоскут ткани. Родители выполняют слуховой диктант по клеточкам, делая проколы иголкой. В конце диктанта ребенок на свет просматривает лист бумаги и отгадывает, что получилось.

Устно: использование иглы ребенком – прокалывание контура заранее прорисованных предметов, или прокалывание простых предметов (солнышко, домик) или геометрических фигур.

  • «Портные  - 2»

Упражнение «Узелки»

Ребенок с завязанными глазами определяет, сколько узелков завязано на веревочке.

  • «Художники»

Устно:

  1. «Шнурочки». Дети самостоятельно рисуют цветными карандашами различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки и выкладывают их по нарисованным линиям.
  2. Ниткопись.

Упражнение «Портрет ладошки»

Оставляем на память о нашем путешествии портрет наших пальчиков и ладошек. Дети совместно с родителями обводят ладошку и дорисовывают, превращая в полноценную картину.

Итог.

- (детям) Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что понравилось  

   больше всего?

-(родителям) была ли полезна полученная информация? Будете ли использовать

  предложенные игры в домашних условиях?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...

"Послушные пальчики",кружок по тестопластике

Поэтапное изготовление поделки "Солнышко" с детьми младшей группы...

Программа кружка "Послушные пальчики"

Развитие мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческих способностей у детей с умственной отсталостью посредством пластилинографии....

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»

Татьяна СаенкоПроект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»"Источник способностей дарования детейнаходится на кончиках па...

Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"

В методичеких рекомендациях представлено  авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»

Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...