Практикум "Мои послушные пальчики
методическая разработка по логопедии
Цель практикума "Мои послушные пальчики" - познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При проведении происходит взаимодействие родителей и детей в процессе выполнения различных заданий и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_poslushnye_palchiki.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей
«Мои послушные пальчики»
Пальчиковый игротренинг.
Цели:
- Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей;
- Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Теоретическая часть. (только для родителей)
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью, но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них – плохо развитая мелкая моторика.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии. И задача взрослых при подготовке ребенка к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
- Разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- Пальчиковый театр (демонстрация);
- Рисование различными способами;
- Графические упражнения, штриховка;
- Лепка;
- Ручной труд.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания можно превратить в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники», «пальчики-фокусники» и др.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Дети с интересом открывают для себя, что рисовать можно не только кисточкой, но и другими предметами. (Вопрос родителям: что еще можно использовать для рисования? – пальцы, зубные щетки, веревочки, спички, зубочистки, пуговицы, штампы и др.)
Практическая часть. (для родителей и детей)
Знакомство родителей с нетрадиционными приемами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук. (все предложенные упражнения выполняются родителями вместе с детьми)
Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.
Под песню «Веселые путешественники» все, вагончиками, отправляются в путь.
Город ЗДОРОВЬЕ.
(самомассаж кистей и пальцев рук по Йосиро Цуцуми)
- Зубными щетками.
Растирать щеткой подушечку пальца, опускаясь к его основанию. От большого до мизинца.
Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее пальчики-удальчики.
- Мячиками-ежиками.
Мячик мой не отдыхает, по ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу, влево-вправо, как хочу.
Сверху левой, снизу правой я его катаю браво.
(Вопрос детям и родителям: как еще можно играть с такими мячиками?) – стрелять на меткость, жонглировать и т.д.
- Шестигранными карандашами.
Карандаш в руке катаю, между пальцами верчу,
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Вопрос: чем еще можно сделать пальчикам массаж? – орехами, бусами и т.д.
Город ФИЗКУЛЬТУРА
(игры без предметов)
- Упражнение «Послушные пальчики»
Обе ладони плотно прижаты к поверхности стола.
- Поочередно пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.
- Ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом взрослого. Темп постепенно наращивается.
- Упражнение «Крокодил»
Пальцы плотно прижаты друг к другу. Раздвигать большой и все остальные пальцы, затем большой с указательным от всех остальных, затем большой, указательный и средний от безымянного с мизинцем, затем мизинец от всех остальных.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
- Упражнение «Ловкие пальчики»
Правая рука в кулак, большой палец вверх; левая – ладонь, все пальцы плотно прижаты. Затем положение рук поменять.
- Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
В гости к пальчику большому (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы выставить вверх)
Приходили прямо к дому (кисти соединить под углом – «крыша»)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (пальцы в кулаках. Поочередно выпрямлять названы пальцы)
Сам мизинчик-малышок (пальцы в кулаки, мизинцы выпрямить)
Постучался на порог. (кулачки стучат друг о друга)
Весте пальчики-друзья (пальцы плотно в замок)
Друг без друга им нельзя. (в «замочке» выпрямлять и сгибать пальцы)
Город «Зимние забавы»
(пальчиковый тренинг с предметами)
- Упражнение «Лыжники»
Встать указательным и средним пальцами на счетные палочки. Двигаться, передвигая поочередно пальчиками.
- Су-джок терапия «Снежок»
Раз, два, три, четыре (зажимать мячик большим и указательным пальцами, затем большим и средним,
большим и безымянным, большим и мизинцем.)
Мы с тобой снежок слепили (имитируют лепку снежка)
Круглый (катать мячик по кругу между ладонями)
Крепкий (зажать мячик сначала одной, затем другой ладонью)
Очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий. (катать мяч прямыми движениями между ладонями)
Раз – подбросим (подбросить мячик)
Два – поймаем (поймать мячик)
Три – уроним и сломаем. (крепко зажать мячик сначала в одном, затем в другом кулачке)
Город соревнований.
Упражнение «Веселые прищепки»
На перекладине на расстоянии 15 см. друг от друга висят шнурки разных цветов длиной 60-70 см. двое детей должны выбрать прищепку определенного цвета и поймать ею свободный конец шнурка такого же цвета, как прищепка. Тот, кто первый поймает свою прищепку, считается победителем.
Прогулка (немного отдохнем и погуляем)
Упражнение «Маша»
Автоматизация звука «Ш» (с помощью подставки под горячее)
Ходить по клеточкам, делая шаг на каждый ударный слог. Ходить указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем.
Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Шар, неваляшку, машинку, зайчишку.
Город мастеров.
- «Строители»
Большим и указательным пальцем (большим и средним, большим и мизинцем) ребенок строит башню из цветных крышек от пластиковых бутылок.
Устно: познакомить родителей с другими играми с использованием цветных крышек
- «Музыканты»
Поочередно нажимать пальцами на клавиатуру поролонового пианино с приклеенными пуговицами-клавишами, сопровождая игру произнесением слогов на отрабатываемый звук.
Ла-ло-лу-лы-лэ
Ас-ос-ус-ыс-эс и т.д.
- «Портные»
Под лист бумаги в клеточку подкладывается лоскут ткани. Родители выполняют слуховой диктант по клеточкам, делая проколы иголкой. В конце диктанта ребенок на свет просматривает лист бумаги и отгадывает, что получилось.
Устно: использование иглы ребенком – прокалывание контура заранее прорисованных предметов, или прокалывание простых предметов (солнышко, домик) или геометрических фигур.
- «Портные - 2»
Упражнение «Узелки»
Ребенок с завязанными глазами определяет, сколько узелков завязано на веревочке.
- «Художники»
Устно:
- «Шнурочки». Дети самостоятельно рисуют цветными карандашами различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки и выкладывают их по нарисованным линиям.
- Ниткопись.
Упражнение «Портрет ладошки»
Оставляем на память о нашем путешествии портрет наших пальчиков и ладошек. Дети совместно с родителями обводят ладошку и дорисовывают, превращая в полноценную картину.
Итог.
- (детям) Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что понравилось
больше всего?
-(родителям) была ли полезна полученная информация? Будете ли использовать
предложенные игры в домашних условиях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...
"Послушные пальчики",кружок по тестопластике
Поэтапное изготовление поделки "Солнышко" с детьми младшей группы...
Программа кружка "Послушные пальчики"
Развитие мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческих способностей у детей с умственной отсталостью посредством пластилинографии....
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»
Татьяна СаенкоПроект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»"Источник способностей дарования детейнаходится на кончиках па...
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
В методичеких рекомендациях представлено авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»
Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...