Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»
проект (младшая группа)
Татьяна Саенко
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»
"Источник способностей дарования детей
находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.
По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.
А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Вид проекта: групповой, игровой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель; дети; родители.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь 2017-май 2018).
Паспорт проекта:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
- Совершенствование движений рук.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Развивать творчество и креативность участников проекта.
-Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
- Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Работа проводилась в три этапа
I. Подготовительный этап.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и дидактических игр
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
II. Основной этап реализации проекта.
Работа с детьми:
Использовались различные формы работ по развитию мелкой моторики:
Пальчиковые игры;
Массаж и самомассаж
Игры с прищепками
Игры с резиновыми игрушками
Конструирование (выкладывание из счетных палочек)
Игра-сортировка природного материала (фасоль и горох)
- Дидактическая игра с мелкими предметами.
Игры с бусами.
-Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)
-Индивидуальная работа (рисование по трафарету)
Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур
-Нетрадиционная техника рисования- ладошками и пальчиками
упражнения с бумагой (перелистывание страниц, сделай снежок, обрывная аппликация и т. д.)
Работа с карандашом, бумагой, ватой
Игры с пуговицами, бусами, песком, тканями,
Игры и сказки на крупе
Игры с пуговицами и замочками
Выкладывание дорожек и фигурок из счетных палочек, спичек, камушек
Пластилинография
Итоговое мероприятие «В гости к гусеничке Милашке» пройдет в мае
Работа с родителями:
1. 1.Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».
3.Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры». Родители
4.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
5. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
6.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
7. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
8. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»
9. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
-организация конкурса «Мама-первое слово» (оформить слово «мама» в различных стилях)
Оснащение предметно-развивающей среды:
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцевразнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты,имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Песок с формочками
III. Заключительный этап.
Систематизация материалов,подведение итогов:
1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года.
2. Анкетирование родителей.
3. Итоговое занятие.
Форма отчетности:
- Подготовила мастер – класс для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью авторской игрушки «Моя голодная гусеничка»
- составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- создала развивающую игрушку из фетра «Моя голодная гусеничка»,
- игру «Золушка»,
- «Чей малыш?»
Результативность:
Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что цель мною была достигнута. У малышей наблюдается положительная динамика. Дети, ранее плохо владевшие речью увеличили свой словарный запас, научились общаться друг с другом, охотнее вступают в диалог с взрослыми. Игровой замысел у детей расширился. Они стали более организованными, внимательными.
У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Повысились навыки самообслуживания. И что немало важно, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslushnye_palchiki.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по развитию мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста
«Послушные пальчики»
Подготовила: Саенко Т.В.
"Источник способностей дарования детей
находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.
По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.
А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Вид проекта: групповой, игровой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель; дети; родители.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь 2017-май 2018).
Паспорт проекта:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
- Совершенствование движений рук.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Развивать творчество и креативность участников проекта.
-Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
- Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
I. Подготовительный этап.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и дидактических игр
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
II. Основной этап реализации проекта.
Работа с детьми:
Перспективное планирование пальчиковых игр «Ум на кончиках пальцев».
Сентябрь
Пальчиковая игра: «Домик», «Замок» «Котик».
Массаж и самомассаж «Перчатки».
Игры с прищепками.
Октябрь
- Пальчиковая игра: «Помощники», «Ягоды», «Сорока».
- Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
- Игры с резиновыми игрушками.
- Коллективная творческая работа «Листопад» в технике нетрадиционного
рисования - "рисование пальчиками"
- Конструирование (выкладывание фигур животных из счетных палочек) «Зоопарк»
- Игра-сортировка природного материала (фасоль и горох)
- Дидактическая игра с мелкими предметами.
Ноябрь
- Пальчиковая игра: «Капуста», «Дом», «Сливы».
- Массаж кистей «Перекати орех»
-Игры с бусами.
-Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)
-Индивидуальная работа (рисование по трафарету) «Домашние животные»
-Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур «Самолет»
-Нетрадиционная техника рисования-ладошками «Мамочке любимой цветочек подарю»
Декабрь
-Пальчиковая игра: «Белка». «Репка», «Пять пальчиков».
-Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками».
-Игры с мозаикой.
- упражнения с бумагой :«Сделай снежок», «Порви на мелкие кусочки»
- Работа с карандашом, бумагой, ватой «Зимние шапочки»
-Игры с губкой и водой «Юный помощник»
-Дидактическая игра с мелким материалом «Непослушные пуговицы»
Январь
-Пальчиковая игра: «Замок», «Собака», «Кошка»
-Массаж и самомассаж: «Игра с шишками».
-Работа с трафаретами «Обведи и заштрихуй предмет»
-Дидактическая игра (застегивание пуговиц)
Пальчиковый театр «Курочка Ряба»
-Игры с конструктором.
-Конструирование «Выкладывание фигур из счетных палочек»
-Перелистывание страниц «Сюрприз»
Февраль
-Пальчиковая игра: «Ну-ка, братцы, за работу», «Пальцы в гости приходили», «На полянке дом стоит»
-Массаж и самомассаж: «Игра с орехами».
-Игры с пуговицами (развитие умения сравнивать предметы по цвету и размеру).
-техника нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками" «Танк-самолет»
-Шнуровка.
-Игры с природным материалом «Выложи по образцу»
- Дидактическая игра «Застегни замочки»
-рисование пальчиком на манной крупе «Угадай, что я нарисовала»
Март
-Пальчиковая игра: Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок
-Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
-Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек
-Игры с природным материалом «Выложи дорожку для мышки кедровыми орешками»
-аппликации из бумажных шариков «Мимоза»
НОД (обрывная аппликация) «Облако»
Апрель
-Пальчиковая игра: «Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»
-Массаж и самомассаж: «Перчатки».
-Игры с крупой.
-Книжки – разукрашки
-Рисуем сказку(манка)- «Колобок»
-Дидактическая игра «Завяжи узлы на верёвочке»
Май
-Пальчиковая игра: «10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»
-су-джок терапия ( массажное кольцо)
-Игры с пуговицами.
-Дидактическая игра «обведи рисунок»
-Игры с природным материалом (сортировка белой и красной фасоли) «Помоги Золушке»
-пластилинография «Цветочки»
-Итоговое мероприятие «В гостях у Милашки»(голодная гусеничка)
Работа с родителями:
1. 1. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
2. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».
3. Консультация для родителей на тему: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».
4. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
5. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
6.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
7. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
8. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»
9. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
-организация конкурса «Мама-первое слово» (оформить слово «мама» в различных стилях)
Оснащение предметно-развивающей среды:
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Песок с формочками
III. Заключительный этап.
Систематизация материалов, подведение итогов:
1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года.
2. Анкетирование родителей.
3. Итоговое занятие.
Форма отчетности:
- Подготовила мастер – класс для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью авторской игрушки «Моя голодная гусеничка»
- составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- создала развивающую игрушку из фетра «Моя голодная гусеничка»,
-игру «Золушка»,
- «Чей малыш?»
Результативность:
У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.
Достигнутый результат:
Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что цель мною была достигнута. У малышей наблюдается положительная динамика. Дети, ранее плохо владевшие речью увеличили свой словарный запас , научились общаться друг с другом, охотнее вступают в диалог с взрослыми. Игровой замысел у детей расширился. Они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания. Следовательно, тема для данной работы – актуальна.
Список используемой литературы:
1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-96с. -(Кабинет логопеда)
Список используемой литературы:
5. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
6. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
7. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с. - (Кабинет логопеда).
Приложение
Игры с бусами
Цель:Развивать у детей образное восприятие,воображение, способствовать умениям детей составлять бусы в определенной последовательности (красный,зелёный,жёлтый,развивать мелкую моторику рук,умение различать и называть геометрическую фигуру-круг.
Задачи:
1. Развивать сенсорное восприятие.
2. Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами.
3. Воспитывать бережное отношение к пособию,воспитывать интерес к математическим действиям.
Игровая задача:
Ребёнок рассматривает бусы. По заданию воспитателя выбирает бусинки разных цветов,наклеивает на картон.
Игровые действия:
Создать свои бусы при помощи цветных кругов. Дети по образцу заполняют пустые кружочки. На листе картона нарисовать линию ("нитка",наклеить несколько кружков. Для игры вырезать кружки из картона разного цвета и размера.
Правила игры:
Педагог предлагает ребёнку собрать бусы. Ребёнок раскладывает кружки глядя на образец,а также можно создавать свои "бусы".
Приложение
Развивающие игры с крупами
1. Сортировка круп.
Вам потребуются по щепотке гречневой крупы, сухого гороха, риса (можно выбрать и другие крупы, главное чтобы у них отличалась структура). В плоскую тарелочку насыпьте понемногу крупинок (штучек по двадцать) каждого вида. Попросите ребенка распределить крупы по пустым емкостям. При сортировке девочке будет по душе оказаться Золушкой из сказки. Такое упражнение весьма полезно при развитии мелкой моторики деток.
2. Картина из крупы.
Вам потребуется листок картона, соленое тесто или пластилин, разные крупы, семена – главное требование, они должны отличаться не только по структуре, но и по цвету. Нанесите на картон тонкий слой пластилина, при желании, ребенок может вам помочь. Когда весь лист картона покроется пластилином, прокатайте его поверхность, чтобы разровнять ее. После приступайте к самой картине. Продемонстрируйте детям, как выложить из круп и семян красивые цветы (слегка вдавливайте пальцем семена в пластилин). Из гречки (или другой крупной крупы) можно выполнить рамку для картины. При необходимости помогите ребенку в его задумках. Готовую работу поместите на видное место. Таким же образом можно украсить бутылочки и баночки.
3. Что это звучит?
Вам понадобятся несколько непрозрачных пустых баночек и разные виды круп. Насыпьте по банкам по паре столовых ложек разных круп: сухой горох, фасоль, манку, гречку. Потрясите с малышом поочередно баночки и на слух определяйте что в какой баночке находится. Для маленьких деток начинать можно с двух баночек, а вот деткам постарше уже можно будет дать четыре баночки и больше.
4. Найди пуговицу.
Вам понадобиться стакан крупы (любой, более менее крупной) и маленькая игрушечка или же довольная большая пуговка. Насыпьте в глубокую миску и закопайте в нее игрушку. Попросите ребенка найти игрушку в крупе сначала левой, а потом правой ручкой.
5. Рисование в крупе.
Вам понадобится стакан манки и поднос. Ровным слоем распределите крупу на подносе. Покажите малышу, что можно рисовать по крупе пальчиками. Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».
Приложение
Картотека пальчиковых игр
для детей раннего дошкольного возраста.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дом
Пальчиковая гимнастика для ребенка
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И - открыли!
(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)
Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (ударяют кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы по одному)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (ударяют кулачками друг о друга)
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила. (Щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (трогаем большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (Веселимся и и грозим пальчиком большому пальцу ребенка)
«Компот»
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)
«Машина каша»
Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)
Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю,
(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко,
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
«Грибы»
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
«Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Части тела»
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
«Мамин праздник»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
«Домашние птицы и их детёныши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
«Дикие птицы»
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
«Мебель»
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
«Транспорт»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
«Котик» (выполняем действия согласно текста)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
«Лошадка»
По дороге белой гладкой (все пальчики скачут по столу)
Скачут пальцы как лошадки
Цок-цок, цок-цок,
Скачет резвый табунок!
«Ну-ка, братцы, за работу»
(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать
(энергично шевелить всеми пальцами),
Наших деток забавлять.
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
«На поляне дом стоит»
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша".
«Ручка в зеркало глядит»
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
"Загибайтесь, выпрямляйтесь,
Вместе в горстку собирайтесь,
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок."
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол,
И конец игре пришел.
«Мы цветы в саду сажаем»
Мы цветы в саду сажаем,
( Ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз. )
Их из лейки поливаем.
( Имитировать движение «полив из лейки».)
Астры,
(Соединить кисти рук, образуя шарик.)
Лилии,
(Раскрыть пальцы в стороны)
Тюльпаны
( Сложить ладошки лодочкой.)
Пусть растут для нашей мамы.
(Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны.)
Десять серых зайцев
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок,
(Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Приложение
Самомассаж и массаж
1 «Волшебные перчатки»
Так мы назвали перчатки, на которых нашиты разные бусинки, пуговки округлой формы, надев на свои ручки и выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение, одновременно не замечая для себя какую пользу, приносят своему здоровью без всякого принуждения.
2.«Игры с карандашами».
«Утюжок» (Прокатывание карандаша по поверхности стола.)
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«Прятки» (Сжимание карандаша в кулачке).
Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
«Волчок»(Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.)
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
3. Упражнения с массажными мячиками в стихах.
Мячик сильно по сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч всей ладошкой)
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(передать мяч из руки в руку)
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать всеми пальцами правой и левой руки мяч)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем)
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев правой руки)
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(ладошками отбивать мяч)
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!
Тише, мяч, не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
(движения соответствуют тексту)
4. Массаж пальцев эластичным кольцом.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, воспитатель проговаривает стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки
Раз, два, три, четыре, пять!
Пружинку будем мы катать!
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Мы пружиночки снимаем
Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4,5! 1, 2, 3, 4, 5!
А сейчас мы проверяем
На двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5!Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
5. Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)
- Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
- Массаж грецкими орехами
С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
-Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
-Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
-Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
-Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
-Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
-Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
-Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Приложение
Коллективная работа в технике нетрадиционного рисования «Цветочная поляна для любимой мамы» в первой младшей группе
Цели: Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой» Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность.
Задачи:
Учить передавать образ солнца, весенних цветов, строение и форму используя ладошки рук. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего). Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и заботу к самому близкому человеку-маме.
Ход занятия
- Ребята, наступает прекрасное время года - весна. Вся природа просыпается от долгого сна - ярче и теплее светит солнышко, тает снег, а на проталинах появляются первые цветы-подснежники! (Показ картинки с изображением цветка). И первый весенний праздник- это праздник наших мам, бабушек- 8 Марта. Ваши мамы любят цветы? Давайте вашим мамам сделаем подарок, нарисуем цветы.
Пальчиковая игра «Наши цветки»
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается -
Цветочки раскрываются. (Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются)
В темноте они опять
Будут очень крепко спать. (Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются)
Рассматривание иллюстраций с изображением подснежников.
- Кто из вас знает, как называется этот цветок? (помочь детям, если затрудняются)
Посмотрите на него, какой он красивый. Какого он цвета? (синий) Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые).
- Мы сегодня с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать, а ладошками.
Посмотрите внимательно, как я буду рисовать.
Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в синюю краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку тряпочкой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну кисточку в краску зеленого цвета и нарисую от цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок.
- Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас.
- Обмакиваем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги.
Физ. минутка «На лугу растут цветы»:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
А сейчас присаживайтесь за столы. Давайте повторим, что сначала будем рисовать? Каким цветом мы будем рисовать цветок? А что потом будем рисовать? Каким цветом будем рисовать стебель и листья?
На листе бумаги формата А3 я предварительно нарисовала солнышко без лучиков и полянку, на которой красовались стебельки наших будущих цветочков.
Мы наносили краску на ладошки, затем отпечаток переносили на бумагу. Цвета для своих будущих цветочков малыши выбирали сами.
Каждому малышу потребовалась помощь в работе, что бы всё получилось аккуратно и красиво. Мотивация к выполнению «подарка для мамы» тоже была индивидуальна для каждого.
Рисование в непривычном и новом стиле заинтересовывало ребят все больше и больше, и уже каждый малыш с нетерпением ждал своей очереди создать цветок именно для своей мамочки.
Когда наша полянка была полна ярких и восхитительных цветов, мы принялись рисовать лучики солнышку, чтоб оно согревало и ласкало наши цветочки.
По завершению нашего увлекательного творческого процесса у нас получился вот такой замечательный подарок нашим любимым мамочкам!
Приложение
Итоговое мероприятие:
Развлечение «В гостях у Милашки»
Цель: закрепить знания, полученные за год.
Задачи:
-закрепить знания о цветах
-знания о количестве
-умение группировать предметы по основным признакам
-развивать основные психические процессы, память, внимание, логику
-развивать мелкую моторику
-продолжать учить соотносить движение рук с речью
Предварительная работа:
-Разучивание пальчиковой гимнастики
-Физминутка
-Игры с «Голодной гусеничкой»
Ход занятия:
Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости. Это моя давняя подружка гусеничка Милашка. Живет она очень далеко, поэтому нам нужно хорошо подготовиться к дороге.
Пальчиковая игра.
У меня есть голова,
Грудь, живот, а там — спина,
Ножки — чтобы поскакать,
Ручки — чтобы поиграть
(Взрослые и дети выполняют самомассаж).
- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
В: Тогда в путь! Ой, а как же нам попасть к этой гусеничке?(ответы детей)
А знаете вы, что гусеничка может стать бабочкой? Может и мы превратимся в нее? Покружились-покружились и в бабочек миленьких превратились!
Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Полетели , бабочки! Скорее, скорее!
Вот мы и на месте, смотрите, а вот и Милашка! (дети здороваются)
Скажу вам сразу, что моя подружка гусеничка всегда хочет кушать. Вот и сейчас нам обязательно нужно покормить ее. Гусеничка сказала мне, что очень-очень хочет есть, продукты, которые она сейчас хочет, должны быть только синего цвета (только желтого и т.д.).
А может мы ей предложим много-много овощей и фруктов, чтоб она точно наелась?
Ой, кажется у нас еще гости! И они тоже хотят с нами поиграть. Кто это пришел к нам? ( Ежик и рыбка ) Ребята, они кажется просят им помочь. У них в мешочке лежат кружочки, они хотят , чтоб мы одели их на пуговички. Но нужно быть очень внимательными и правильно это сделать- какого цвета пуговичка, такого цвета должен быть и кружок. Приступаем!
Милашка говорит, что у нее в круглом кармашке записка для нас кто хочет прочитать? Может я могу помочь?
« Спасибо, друзья! Мне было весело с вами и интересно. Вы большие молодцы! И я для вас приготовила подарок, который спрятала в сундуке, под моим любимым деревом в группе. Удачи вам!! До новых встреч!»
Дети прощаются и говорят волшебные слова «Покружились-покружились и в деток миленьких превратились!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...
Проект самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Методическая разработка представляет собой проект по самообразованию воспитателя, посвященный проблеме развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. В работе выделены основные направления по раз...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Согласно ФГОС ДО познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, инт...
Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»....
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...
Конспект занятия «Любопытные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Любопытные пальчики»Цель: Развитие мелкой моторики посредствам дидактических игрЗадачи: напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке; -формировать умение вести д...
Аннотация на ЛЭПБУК для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста «Умные пальчики»
Авторы дидактического пособия: воспитатели МБДОУ «Северная сказка»: Фомина Алла Владимировна, Марценюк Татьяна Михайловна. Дидактическое пособие адресовано воспитателям дошкольны...