Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_21-22.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № ______ от «_____» _________ 20___ г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующей МБДОУ «Детский сад «Чайка» __________________ Т.В. Фрик Приказ № _ от «__» __20___г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию детей
Тюминой И.В.
по теме: «Послушные пальчики»
Разработала: воспитатель –
Тюмина И.В.
г. Горняк 2021-2022 уч.год
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель: подготовка руки ребёнка к письму.
Задачи программы:
Обучающие
- подготовка ребенка к письму;
- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;
- развивать зрительно - моторную координацию;
Воспитательные:
- организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- положительное отношение к письму.
1.2. Принципы и подходы к формированию программа
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
1.4. Планируемые результаты на этапе завершения программы:
Воспитанник будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Структура занятий:
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Формы обучения:
- специально организованные занятия;
-совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Работа кружка осуществляется на базе дошкольной образовательной организации в соотвествии с моделью дня
- При проведении кружковой деятельности руководствуюсь действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049 – п.11.9, 11.10, 11.11, 11.12)
- Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
СЕНТЯБРЬ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра " Прогулка". Рисование по клеточкам, штриховка (тетрадь).
№ 2 занятие
Пальчиковая игра " Прогулка». Графическое упражнение, штриховка
№ 3 занятие
Пальчиковая игра «Братцы». Продолжи узор, штриховка.
№ 4 занятие
Пальчиковая игра "Братцы". Рисование по клеточкам, штриховка
ОКТЯБРЬ
№ 1 занятие
Самомассаж шишками. Обведи по трафарету, штриховка.
№ 2 занятие
Самомассаж шишками. Выкладывание узоров из счетных палочек. Продолжи узор.
№ 3 занятие
Изображение животных ладошками. Штриховка, продолжи узор.
№ 4 занятие
Изображение животных ладошками. Графический диктант, выкладывание узора из счётных палочек.
НОЯБРЬ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра «Строим дом". Графическое упражнение, рисование по клеточкам.
№ 2 занятие
Пальчиковая игра «Строим дом". Штриховка, продолжи узор.
№ 3 занятие
Самомассаж карандашом. Выкладывание узоров из счетных палочек. Упражнение по ориентировке на листе.
№ 4 занятие
Самомассаж карандашом. Рисование по клеточкам, упражнение «Обведи и раскрась»
ДЕКАБРЬ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Упражнение «Продолжи узор», штриховка.
№ 2 занятие
Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Упражнение «Обведи и раскрась», штриховка.
№ 3 занятие
Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточка, упражнение на ориентировку на листе.
№ 4 занятие
Пальчиковая игра «Семья». Упражнение «Продолжи узор», штриховка.
ЯНВАРЬ
№ 1 занятие
Самомассаж с массажными шариками. Упражнение «Продолжи узор», «Обведи и раскрась».
№ 2 занятие
Самомассаж с массажными шариками. Рисование по клеточкам, штриховка.
№ 3 занятие
Пальчиковая игра " Сороконожки". Выкладывание узоров из счётных палочек, рисование по клеточкам.
ФЕВРАЛЬ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики". Выкладывание узора из счетных палочек, рисование по клеточкам.
№ 2 занятие
Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики". Рисование по клеточка, упражнение на ориентировку на листе.
№ 3 занятие
Пальчиковая игра «Семья». Рисование по клеточкам, упражнение «Обведи и раскрась»
№ 4 занятие
Пальчиковая игра «Семья». Штриховка, рисование по клеточкам.
МАРТ
№ 1 занятие
Изображение животных ладошками. Упражнение «Продолжи узор», «Обведи и раскрась».
№ 2 занятие
Изображение животных ладошками. Штриховка, рисование по клеточкам.
№ 3 занятие
Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточкам, выкладывание узора из счетных полочек.
№ 4 занятие
Пальчиковая игра «Строим дом". Графический диктант, упражнение «Продолжи узор».
АПРЕЛЬ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра " Прогулка". Рисование по клеточкам, штриховка (тетрадь).
№ 2 занятие
Пальчиковая игра " Прогулка». Графическое упражнение, штриховка
№ 3 занятие
Пальчиковая игра «Братцы». Продолжи узор, штриховка.
№ 4 занятие
Пальчиковая игра "Братцы". Рисование по клеточкам, штриховка
МАЙ
№ 1 занятие
Пальчиковая игра «Сороконожки». Штриховка, рисование по клеточкам.
№ 2 занятие
Пальчиковая игра «Помощники». Графический диктант, упражнение «Продолжи узор».
№ 3 занятие
Пальчиковая игра «Моя семья». Упражнение «Обведи и раскрась», штриховка.
№ 4 занятие
Пальчиковая игра «Прогулка». Рисование по клеточкам, упражнение на ориентировку на листе.
Список использованной литературы:
1. Т. С. Голубина “Чему научит клеточка” Москва, «Мозаика -Синтез», 2005
2. С. А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
3. Журнал «Д/В» №1-8 2012.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5-7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия
Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....
Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"
Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет.Кружок "АБВГДейка"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять...
Радуга-дуга - рабочая программа по дополнительному образованию детей
Радуга-дуга - это программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Рабочая программа По дополнительному образованию детей Для детей 5- 7 лет на 2020- 2021уч/ год. Кружок «Звонкий голосок»
Данная программа направлена на формирование музыкальности ребёнка....