Программа кружка "Послушные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческих способностей у детей с умственной отсталостью посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 141.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДС №6 «Колобок» комбинированного вида городского округа Стрежевой
План работы кружка
«Послушные пальчики»
по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей группы компенсирующего вида 3 – 7 лет
Автор:
Мухаметкулова Р.Н.
Стрежевой, 2016
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………………………………..........3
Введение………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….....................11
Список литературы………………………………………………………………....................12
Приложение 1 «Таблица оценки результативности»…………………………...................13
Приложение 2«Перспективный план работы»…………………………............…………......14
- Аннотация
К сожалению, на современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста, занимает развитие мелкой моторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Вопрос о развитии тонкой ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.
Кроме того, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего дошкольного возраста.
Потенциальными пользователямиданной методической разработки могут быть как педагоги специальных дошкольных образовательных учреждений, так и педагоги общеразвивающих групп и родители детей, испытывающих трудности в развитии мелкой моторики рук.
- Введение
Вопрос развития мелкой моторики детей во все времена является актуальным. А когда дело касается развития мелкой моторики умственно отсталых детей вопрос встает наиболее остро. Это подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области специального дошкольногообразования.
Дети с умственной отсталостью до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают продуктивной деятельностью. Это связано с тем, что по отношению к умственно-отсталому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных» путях, других способах педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребёнку все необходимые условия для реализации своего права на успешность в деятельности.
Поскольку дети, имеющие особенности в развитии, долго неуспешны в изобразительной деятельности, мы предлагаем использовать в работе сними нетрадиционные изобразительные техники, в частности – пластилинографию.
Материал, который я использую в своей работе,известен всем – это пластилин. Интеллектуально неполноценные дети в силу своих психофизических особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время и уровень развития ручной моторики особых детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у наших детей постоянно присутствует соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям.
Несмотря на эти трудности, мы не отказываемся от работы с пластилином, а решили использовать нетрадиционный метод работы с пластилином – пластилинографию. А из пластилинографии мы выбрали самые доступные приемы (надавливание, размазывание), которые усваиваются умственно отсталыми детьми без особого труда и больше всего подходят для работы с нашими детьми.
В процессе работы с детьми с интеллектуальными нарушениями мною была разработана и опробована система занятий с пластичными материалами. Она включает в себя знакомство с пластичными материалами и их свойствами, изготовление пластилиновых картинок методом надавливания и размазывания, изготовление простейших объемных поделок методом скатывания и раскатывания, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста или пластилина.
Лепка из пластилина для детей с умственной отсталостью не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии особого ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем.
Польза пластилина заключается в процессе самой лепки, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками, отщипывал пальчиками. В этот момент работают зоны мозга, которые отвечают за движение пальцев рук, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуются восприятие, мышление и речь ребенка.
И как следствие, у детей совершенствуется мелкая моторика, зрительно-моторная координация, развивается мышечное чувство, формируется основы графомоторных функций.
Ценность данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста способствует формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, развитию эмоциональной сферы и сохранению психического и физического здоровья особого ребенка.
Новизна. В педагогической литературе много исследований, посвященных развитию мелкой моторики детей. Методов работы очень много: это и пальчиковые игры, и игры с прищепками, крупами, мелкими предметами, игры с водой и песком и т.д. На мой взгляд, остается недооцененной работа с пластилином и пластичными материалами в работе с умственно отсталыми детьми. Пластилин привлекает детей своей мягкостью, податливостью, яркостью цветов. Конечно, лепить можно из глины, сырого песка, гипса, соленого теста и т. п., но для детей с особыми потребностями самым удобным материалом, безусловно, является пластилин. Мягкий, пластичный, яркий, никогда не засыхающий — вот веские аргументы в его пользу.
Цель:Развитие мелкой моторики, эмоциональной сферы и творческих способностей у детей с умственной отсталостью посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить внимательно наблюдать за действиями педагога;
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя;
- Учить совместным действиям с педагогом (прием «рука в руке»), далее - по подражанию, а затем - по образцу;
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Учить работать на заданном пространстве;
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Развивать интерес к процессу работы и положительный эмоциональный отклик к результатам работы.
- Основная часть.
Структура и основное содержание пособия.
Разработанное нами пособие коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующего вида предназначено для детей первого года обучения (по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», автор Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева) и рассчитано на один учебный год.
Основной формой работы с детьми являются продуктивная деятельность, которая проводится в игровой форме.Протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребёнка игры, построенной на тесном взаимодействии с воспитателем. Проводится 1 раз в неделю, в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.Проходят как фронтально, так и индивидуально (в зависимости от степени умственной отсталости: с детьми с легкой степенью умственной отсталости - фронтально, с детьми с умеренной степенью умственной отсталости– индивидуально). Работа поделена на 3 этапа, которые предусматривают выполнение определенных задач: подготовительный, основной и заключительный.
- Подготовительный этап:
- Учить адекватно реагировать на предложение взрослого лепить;
- Учить внимательно наблюдать за действиями воспитателя;
- Освоить правильную постановку пальца.
2. Основной этап:
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
3. Заключительный этап
-Научиться последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. (Перспективный план работы см. в Приложении 2)
На начальном этапе работы надо воспитывать у детей интерес к выполнению лепных поделок.Детей учат радоваться, забавляясь с пластичными изобразительными материалами (тесто, пластилин). Педагог в процессе занятий на начальном этапе знакомит детей со свойствами различных материалов (пластилин мягкий, его можно рвать на куски, мять, лепить). Так, взрослый, выполняя действия с глиной перед детьми, обращает их внимание на то, что он взял в руки пластилин и начал его мять, отрывать от него маленькие кусочки, затем опять соединять эти кусочки в один большой кусок. При этом важно учить детей наблюдать за действиями взрослого. Затем дается возможность каждому ребенку познакомиться с пластилином, помять его, разорвать на части и соединить снова в один кусок. В конце занятия педагог подводит итог, фиксируя в своих речевых высказываниях представления о свойствах теста: «Что мы делали? — Пластилин мяли, отрывали маленькие кусочки и снова их соединяли. — Какой пластилин? — Пластилин мягкий, его можно мять, из него можно лепить».
С детьми проводиться несколько занятий по ознакомлению с лепным материалом — пластилином (цветным тестом) и с действиями, которые можно совершать с ними: их можно разминать, разрывать на части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать между ладонями прямыми движениями, расплющивать их. Сначала дети свободно действуют с цветным тестом без целенаправленного задания.
Перед тем как дети начнут лепить их надо познакомить с основными правилами работы с пластическими материалами — лепить только на дощечке, засучивать рукава, надевать фартук, мыть руки с мылом после лепки, не вытирать руки об одежду.
Специальная методика, в основе которой лежат приемы надавливания и размазывания, позволяет создавать яркие картинки из пластилина без особого труда. А навык использования этих несложных приемов усваивается даже умственно отсталыми детьми умеренной степени быстро и без особого труда.
Успех работы целиком и полностью зависит от творческих способностей самого педагога. Во-первых, ребенок с умственной отсталостью дошкольного возраста неспособен мысленно представить картину мысленно. Поэтому педагог должен по максимуму подготовить будущую картину. К работе «Ягодка за ягодкой…»достаточно взять лист зеленого картона и представить его как зеленую полянку, на которой растут ягодки. В данном случае остается отщипывать из красного пластилина маленькие кусочки пластилина, скатать из них шарики диаметром 3-5 см и надавить к картонному листу. А другие работы требуют подготовки. Например, к работе «Яблочки румяные в нашем саду...» вырезать из зеленого картона контур яблони, из коричневого картона ствол и вместе с ребенком или самостоятельно приклеить его к зеленому контуру. То есть создать у детей образ. А далее работа зависит от возможностей конкретного ребенка: одному ребенку один раз достаточно рассказать, что яблоки растут на зеленой части яблони, а другой будет даже при постоянном напоминании об этом пытаться приклеить пластилиновые шарики (яблоки) приклеить на ствол яблони или еще куда-нибудь. Чтобы избежать этого, необходимо помочь ребенку выбрать место на листе картона. Можно поставить карандашом точки или провести линии в местах задуманных изображений. Использовать можно различные варианты, и постепенно дети будут чувствовать себя гораздо увереннее в пространстве листа.
Для решения поставленных задач использовались все методы работы с детьми: наглядный, слуховой, практический и их комбинации.
Использование игровых приемов обеспечили динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогают активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с родителями. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей, мастер – класс, беседы.
В целях выявления эффективности использования методической разработки рекомендуется проводить диагностику ручной умелости детей. (Таблица оценки результативности см. в Приложении 1)
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Основные приемы создания пластилиновых картинок.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
- Надавливание.В нужном месте на картон положите небольшой шарик из пластилина (диаметром 5 – 10 мм, в зависимости от сюжета картинки). На начальном этапе работы положите указательный пальчик правой руки ребенка на шарик и своим указательным пальцем надавите на него сверху. В результате получится круглая лепешка.
- Размазывание. В нужном месте на картон положите небольшой шарик из пластилина (диаметром 5 – 10 мм, в зависимости от сюжета картинки). Затем положите указательный пальчик ведущей руки ребенка на шарик и своим указательным сначала надавите сверху на пальчик малыша, а затем, не уменьшая давления, оттяните пальчик в нужном направлении. Размазывать пластилин можно сверху вниз и слева направо (для правой руки) и справа налево (для левой руки).
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
- Во время работы следите за тем, чтобы палец ребенка не загибался и оставался прямым и напряженным, чтобы он работал подушечкой пальца, а не корябал пластилин ногтями.
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
Заключение
Учитывая возрастные особенности детей, при поддержке и помощи родителей, специалистов детского сада я смогла добиться поставленной цели. Дети стали эмоционально более отзывчивыми, движения пальцев стали дифференцированными. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста посредством пластилинографии способствует формированию навыков самообслуживания, интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Для того, чтобы методическая разработка была реализована в практике специального образования нужно не так уж и много – пластилин, дощечка, картон, а самое главное – любовь к детям и желание педагога помочь своим воспитанникам выразить свой непростой внутренний мир.
Литература:
- Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
- Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
- Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
- Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
Приложение 1
Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года)
Ф.И.О. ребенка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Проявление аккуратности и трудолюбия | Общее количество баллов | |||
Отщипывание | Скатывание | Надавливание | Размазывание | ||||
Отщипывание: 1 балл – ребенок не проявляет интереса, не предпринимает попыток взять в руки пластилин и отщипнуть кусочек;2 балла –делает попытки, берет в руки пластилин, пытается отщипнуть; 3 балла – самостоятельно отщипывает маленькие кусочки пластилина.
Скатывание: 1 балл - 1 балл –ребенок не проявляет интереса, но позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно скатать пластилиновый шарик; 3 балла – самостоятельно справляется.
Надавливание:1 балл –ребенок не проявляет интереса, но позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно надавить на пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выбирает место расположения пластилинового шарика, надавливает.
Размазывание:1 балл – не проявляет интереса, позволяет педагогу действовать его рукой; 2 балла – проявляет интерес, пытается самостоятельно надавить и размазать пластилиновый шарик, неверно выбирает место расположения пластилинового шарика; 3 балла – самостоятельно правильно выбирает место расположения пластилинового шарика, размазывает.
Проявление творчества в декоре: 1 балл –не проявляет интереса, не участвует в процессе декорирования; 2 балла –проявляет интерес, справляется с помощью педагога; 3 балла – справляется самостоятельно.
Проявление аккуратности и трудолюбия: 1 балл – не проявляет интереса к процессу; 2 балла – проявляет интерес, помогает педагогу подготовить рабочее место, после окончания работы убрать рабочее место, надевает фартук перед работой, моет руки после работы; 3 балла – самостоятельно готовит и убирает рабочее место, лепит на дощечке, засучив рукава, надевает фартук перед работой, моет руки после работы.
0 – 6 баллов – низкий уровень;
6 – 12 баллов – средний уровень ;
12 – 18 баллов – высокий уровень.
Приложение 2
Перспективный план работы кружка «Послушные пальчики»
сроки | Наименование работы | Цель | Материалы |
Сентябрь | «Ягодка за ягодкой» | Формировать у детей представление о ягодах, уточнить цвет (красный), форму (круглый); создать положительную психологическую атмосферу, вызывать интерес к работе с пластилином; продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. Развитие словаря – употреблять слова ягоды – круглые, красные. |
|
«Яблочки румяные в нашем саду…» | Развивать образное восприятие, составление композиции яблони в сотворчестве с воспитателем; продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук; развитие речи, активизация словаря – яблоки круглые, красные. |
дощечка. | |
Октябрь | «Витамины в баночке» | Формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать дружелюбные отношения, желание помочь друг-другу; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. Развитие речи, активизация словаря – витамины круглые, желтые. |
дощечка. |
«Покормим цыплят» | Формировать у детей представление о цыплятах, о строении их тела (голова, туловище); продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека | |
«Мухомор» | Формировать у детей представление о грибе – мухоморе, учить соотносить картину и лепную поделку гриба. Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
«Грибы-грибочки выросли в лесочке» | Формировать у детей представление о грибах, учить соотносить картинки и лепные поделки грибов; продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
Ноябрь | «Белый снег пушистый» | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, представление о природе и снегопаде как природном явлении; продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук, закреплять знания о белом цвете. |
дощечка, стека. |
«Разноцветные бусинки» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” ; закрепляем приём – надавливания на веревочку; развивать согласованности в работе обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Активизация словаря - бусы, бусинка, закрепить знания красного и желтого цветов. |
дощечка, стека. | |
«Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей» | Формировать у детей знания о птицах, об их повадках (сидит, летает, смотрит, клюет); учить отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, прижимать пластилиновые шарики указательным пальцем к картонной основе. |
дощечка, стека. | |
«Цветочки для мамы» | Учить детей создавать красивый образ цветка; продолжать обучать детей надавливать пластилиновые шарики на картоне; развивать мелкую моторику рук; учить доводить работу до конца. Воспитывать дружелюбие, желание помогать друг - другу. |
дощечка, стека. | |
Декабрь | «Снеговик» | Учить детей создавать композиции на основе пластилинографии; продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур; развивать согласованности в работе обеих рук. Развивать внимание, мелкую моторику рук, речь (снег, снеговик, большой, маленький) |
дощечка, стека. |
«Разноцветная гирлянда» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” ;закрепляем приём – надавливания на веревочку; развивать согласованности в работе обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно. Активизация словаря - гирлянда, закрепить знания красного и желтого цветов. |
дощечка, стека. | |
«Новогодние шары так прекрасны и важны» | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика, закрепить знания о красном и желтом цветах. |
дощечка, стека. | |
«Украшаем елочку» | Формировать у детей представление о праздновании Нового года, о главной гостье праздника – елке. Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. Активизация словаря – елочка, шарики, Дед Мороз, Снегурочка. |
дощечка, стека. | |
Январь | «Салют» | Вызывать положительный эмоциональный отклик, воспитывать интерес к работе с пластилином; продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их в шарики диаметром 5 – 7 мм., располагать их на листе бумаги на равном расстоянии друг от друга, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; развивать речь (салют, ура), внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. |
«Зимний лес» | Учить детей приему - размазывания из столбика; закрепить прием прямого раскатывания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. Активизация словаря: Зима, снежные сугробы, береза. |
дощечка, стека. | |
Февраль | «Пуговицы для платья куклы Кати» | Учить детей выбрать цвет платья (желтый), использовать пластилин для пуговиц; закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии; закреплять прием – надавливания; развивать чувства ритма; развивать согласованности в работе обеих рук, внимание. Активизация словаря: основные цвета (красный, желтый) |
дощечка, стека. |
«Блинчики» | Формировать у детей обобщенное представление об угощении для друзей; продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить раскатывать шарики и сплющивать их с помощью ладошки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук, речь (блинчики - круглые). |
дощечка, стека. | |
«Пластилиновая мозаика» | Продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
Март | «Солнышко - колоколнышко» | Создание образа солнца. Рисование лучей солнышка путём размазывания небольших столбиков прямым движением. Развитие пространственного мышления, восприятия, учить радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином. |
дощечка, стека. |
«Ромашки для мамы» | Формировать у детей представление о празднике «Женский день». Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка; закреплять прием – вдавливания; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать отзывчивость, доброту. Активизация в речи слов: цветы, ромашки, белые лепестки, желтая серединка, Мамин праздник. |
дощечка, стека. | |
«Красивая тарелка» | Формировать у детей представление о посуде; создать эмоционально благоприятную атмосферу; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
«Рыбка золотая» | Формировать у детей представление о рыбке; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
Апрель | «Конфетки для ребят» | Вызвать положительный эмоциональный отклик детей, желание угостить друзей; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. |
«Иголки для ежика» | Моделировать образ ёжика путём изображения иголочек на спине короткими мазками (размазываем шарики пластилина); развитие эмоционального отклика на переживания игрового персонажа. Формировать интерес к работе с пластилином; воспитание любви к животным. |
дощечка, стека. | |
«Божья коровка» | Формировать у детей представление о божьей коровке; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
«Дождик кап-кап» | Формировать у детей представление о дожде как о природном явлении; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. |
дощечка, стека. | |
Май | «Ягодки для Мишутки» | Формировать у детей интерес к работе с пластилином, вызвать эмоциональный отклик к герою, желание ему помочь; продолжать учить отщипывать небольшой кусочек пластилина, скатывать из него шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга и надавливать на него указательным пальцем, прикрепляя его к основе; развивать внимание, мелкую моторику рук. | картон зеленого цвета набор пластилина;
дощечка, стека. |
«Гусеница на листочке» | Формировать представления у детей о гусенице; прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом); закреплять умение детей расплющивать диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук, внимание; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. |
дощечка, стека. |
МДОУ ДС № 6 «Колобок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....