«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»
статья (подготовительная группа)
«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии» | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»
«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»
Составила :воспитатель Чилимова В.А.
Г.Майкоп
2023 год
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления.
Эффективным и универсальным средством является самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Работая с детьми старшего возраста, самомассаж дети выполняют самостоятельно . Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Им это очень нравиться, что способствует закаливанию организма.
Сейчас когда работаю с детьми раннего возраста –самомассаж мы делаем с каждым ребенком отдельно.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Приемы самомассажа:
- поглаживание
- растирание
- разминание
- вибрация (потряхивание)
Задачи самомассажа:
- Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
- Обучать элементам массажа.
- Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
- Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
- Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
- Развивать интеллектуальные функции.
- Развивать двигательную память.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу.
- Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа:
- Игровой самомассаж
- Массаж «Пять маленьких лекарей»
- Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками»
- Точечный массаж
- Самомассаж Су –Джок шарами
Сейчас мы рассмотрим каждый вид отдельно.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Массаж: «Пять маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
Самомассаж ушных раковин: «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом - самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
Точечный массаж. Он начинается со средней группы. С детьми раннего возрасты мы его не используем.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская).
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения а Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша активных точек.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому.
Продолжительность 5-7 минут.
Так же мы практикуем гимнастику пробуждения после сна.
Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение , которое данные слова характеризуют-приятным такое состояние не назовешь, и к активной деятельности оно не располагает.
Мы же стремимся к тому , что бы наши дети крепко поспали, в хорошем настроении проснулись, зарядились бодростью и энергией для насыщенной и содержательной деятельности во второй половине дня.
Гимнастика после сна состоит из несколько частей:
- Комплекс упражнений для разминки в постели(гимнастика пробуждения) - -- Дыхательная гимнастика
- Ходьба по массажным дорожкам,
- Самомассаж.
Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере побуждения.
Цель данных упражнений – активизировать физиологические системы, активизирует функции дыхательного аппарата. А также является закаливающей процедурой и профилактикой нарушений осанки и плоскостопия. Регулярность выполнения оздоровительных упражнений – залог здоровья наших детей.
А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений
Дождь Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошел сильней, И по крыше бьет быстрей (ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой). Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки (поднимают руки вверх, потягиваются) Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас, детей (машут руками) Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло (поворачивают голову направо, налево). А теперь на ножки встанем, И большими станем (И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).
Следующее упражнение:
Дыхательная гимнастика «Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь) вдох – живот втянуть (руки вперед), выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
Задачи гимнастики пробуждения: Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) Увеличить тонус нервной системы. Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и др.) Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бодрящая" и дыхательная гимнастика как формы здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями, проводимыми мною с детьми разновозрастного детского сообщества «Светлячок», провожу с ними гимнастик...
"Пиктограммная гимнастика" как компонент здоровьесберегающей технологии
«Пиктограммная гимнастика» - вариант проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.«Пиктограмма» - это схема, наглядная модель упражнения гимнастики....
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...
Проект на тему: “Пальчиковая гимнастика, как способ здоровьесберегающих технологий”.
Проект здоровьесберегающий "пальчиковая гимнастика"....
Конспект утренней гимнастики с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимняя прогулка»
конспект...
«Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий»
laquo;От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы».В. А. СухомлинскийОсновы здоровья и гармоничного развит...
Самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий
Самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий...