Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Туристы - Спасатели»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кирьякова Ирина Валериевна

Конспект интегрированной НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Туристы - Спасатели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Разминка перед походом:

- «Наденем рюкзак» круговые движения рук вперед, назад.

- «Определим погоду» поднести руку ко лбу и поворачиваться то вправо, то влево.

- «Собери ветки для костра» наклоны вправо, влево.

- «Перепрыгни через кочки» прыжки вперед, назад.

- «Идем в поход» ходьба на месте.

       Молодцы, к походу готовы. Направление нашего маршрута укажут нам стрелки. Шагом марш! Запевай! – Вместе весело шагать…

Остановка в парке.


Конспект интегрированной НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Туристы - Спасатели»

Образовательные области: физическое развитие, развитие речи.

Цель: создание условий для физического развития и развития речи детей старшего дошкольного возраста, через использование средств туризма.

Задачи:

 в области физического развития:  развивать ловкость, быстроту, мышечную силу; развивать навыки ориентирования в пространстве с использованием карт-схем;

в области развития речи:

упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных наименований, в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже, обогащение словаря детей.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети выходят на прогулку. Навстречу детям спешит почтальон Печкин: «Ребята, как называется этот детский сад? Как называется ваша группа? Вам пришло письмо от Лесовичка. Только я вам его отдам, если вы выполните мое задание».

Игра на развитие речи «Кузовок».

Дети подходят к Печкину, в руках у него корзинка.

«Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на –«ок».

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Печкин: «Хорошо, выполнили мое задание. Забирайте письмо».

Дети читают письмо.

 «Дорогие дети! Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу,  вместе с лесными жителями. Недавно у нас случилась беда. Все запасы, которые белочка приготовила на зиму, куда-то исчезли. Теперь ей будет нечем кормить своих бельчат. Если бы вы смогли добраться до нашей поляны, то вместе мы смогли бы отыскать пропажу. Дорога до нашей поляны трудная и преодолеть ее могут только настоящие туристы. Для того чтобы вам помочь, я отправляю вам карту».

Воспитатель:

« Ребята, а кто такие туристы? Давайте мы с вами сегодня превратимся в отважных туристов, и отправимся в дальний поход».

II. Основной этап.

Дети двигаются по карте – схеме. На карте цифрами отмечены пункты, по порядку их прохождения. Дети выполняют задания на каждом этапе.

1. Преодоление «паутины» (веревочное препятствие).

Детям встречается паук. Он говорит, что, для того чтобы добраться до поляны, ребятам нужно проползти по паутине.

2. « Болото по кочкам».

 Детей ждет жаба. Она сообщает детям следующее задание:  преодолеть «болото» прыгая по кочкам и проговаривая чистоговорку

«Сидит жаба возле лужи,

ждет гостей себе на ужин».

3. Мост через реку.

На пути у туристов река. Дети должны преодолеть ее по мостику – бревну.

4. Преодоление оврага по двум параллельно натянутым веревкам.

На пути новое препятствие – очень глубокий овраг. Здесь можно переправиться только по двум натянутым веревкам.

5. Собери костер по схеме.

Дети выкладывают костер по данной схеме. Рассказывают,  для чего нужен костер в лесу.

6. «Тоннель».

Дети ползком преодолевают «тоннель».

7. Спуск с горы.

Ребята должны спуститься с крутой горы, как настоящие туристы – держась за веревку.

8. Преодоление бурелома.

Дети преодолевают «бурелом» бегом, «змейкой»,  друг за другом.

Дети попадают на поляну. Появляется Лесовичок: «Ребята, я так рад, что вам удалось добраться до нашей далекой поляны, теперь все вместе мы точно сможем помочь белочке. Но, сначала помогите мне, пожалуйста,           решить одну задачу. У меня есть картинка, но ее кто-то испортил, разрезал на части. Вам нужно ответить на вопросы, и сложить картинку».

Игровое упражнение на развитие речи «Чье все это?»

Детям показывается картинки с изображением частей животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Дети складывают картинку.

Лесовичок: «Молодцы ребята! Теперь и я вам помогу. Давайте вспомним, где живут, или прячутся белки? Правильно, на деревьях. А чем питаются белки? Давайте мы внимательно пройдем по поляне и поищем,  где же может быть пропавшее пропитание».

Дети находят спрятанные на деревьях и под деревьями грибочки и шишки.

III. Рефлексия.

Какие препятствия мы с вами преодолели, чтобы добраться до поляны? Что было самым легким, самым тяжелым? Что вам понравилось больше всего?

Ход занятия.

Организационный этап (5-6 мин)

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

На экране появляется картинка туриста в горах

Ребята я вам предлагаю обратить внимание на доску кого вы там видите? Ответ детей … рассмотреть внимательней во что одет турист, что у него за плечами …

А вы бы хотели стать настоящими туристами? Чтобы получить диплом юного туриста, нужно преодолеть все препятствия в нашем походе.

Проверим, все ли готовы к трудным испытаниям, все ли в удобно форме, в хорошем настроении.

Отправляемся в поход ребята!

Звучит музыка

Ходьба в колонне

Ходьба на носках, руки в стороны.

На экране картинка травы

Мы по травушке идем на носках шагаем, руки выше поднимаем.

Ходьба, высоко поднимая колени

Каменистая тропа

Чтоб не сбиться нам с пути через камешки пойдем

Ходьба в приседе, руки на коленях

Картинка с ветками на экране

Чтобы под ветками пройти в приседе шагаем

Озвучка гул мошки, картинка с мошками на экране

Ходьба с рывками рук

Прогоним назойливую стаю с мошками разводим руки рывками.

Ходьба в полуприсяде

На экране картинка пещеры

В пещеру мы зашли, в полуприсяде пошли

Ох идти нам не легко потянулись высоко

Бег в среднем темпе

На экране картинка тропы

На тропинку вышли мы, поспешим сейчас в пути.

Переход на бег звучит музыка «.»

Бег с изменение темпа

На экране гора с тропой

В гору (в медленном темпе) с горы (в быстром темпе).

На экране картинка дикой яблони

Бег с подпрыгиванием до руки

Достаём до яблочка

Ходьба, упражнения на дыхание.

Восстанавливаем дыхание.

Вот и вышли на дорожку, хоть устали мы немножко.

На экранетуристы выполняют зарядку

Туристы должны быть сильными и выносливыми и сейчас мы выполним упражнения с палками.

Предлагаю вам взять гимнастические палки и перестоится в три колонны

Перестроение в три колонны

Основная часть (15-20 мин)

Общеукрепляющие упражнения с палками.

1. И. п. –основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 2 – палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок; 2 – исходное положение; 3-4 – тоже левой ногой (6 раз)

2. И. п. – тоже. 1 – руки вперед; 2 – выпад вправо, палку вправо; 3- ногу приставить, палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).

3. И. п. – основная стойка, палка в согнутых руках у груди. 1 – палку вперед; 2 – 3 –пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).

4. И. п. – лежа на спине, палка за головой. 1 – 2 поднять ноги вперед – вверх; 3 – 4 – исходное положение (6 раз).

5. И. п. – стойка на коленях, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – поворот вправо; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево. Повторить по три раза в каждую сторону.

6. И. п. – основная стойка, палка на плечах, руки удерживают ее хватом сверху. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – ноги вместе. Серия из 8 прыжков в чередований с ходьбой на месте после каждой серий прыжков. Повторить 3-4 раза.

Основные виды движений (Полоса препятствий)

Набравшись сил мы готовы преодолеть самый трудный отрезок нашего пути.

На экране: горная река с подвесным мостом

1. По середине зала стоят две гимнастические скамейки.

Задание: Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, на середине присесть, руки вперед, выпрямиться и пройти дальше, спрыгивая со скамьи с высоты 40 см с приземлением на полусогнутые ноги.

На экране: горная река с камнями

2. По двум сторонам зала в шахматном порядке раскладывают плоские обручи (расстояние между обручами 30-40 см.)

Задание: прыжками «с кочки на кочку» достигнуть берега реки.

На экране: скала

3. Лазанье на гимнастическую стенку переходом на другой пролет (по диагонали)

На экране красива лужайка

Ребята, мы пришли к месту привала, туристы на привале варят уху, играют, отдыхают. Давайте и мы с вами поймаем рыбку:

Звучит веселая музыка

подвижная игра «Удочка».

Настало время отдохнуть.

Звучит спокойная музыка

Релаксация «Сон на полянке»

Дети садятся в позу «лотоса», под шум леса, голоса птиц.

У меня для вас, есть несколько загадок. Угадайте, что это?

И в тайге и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане

И ведет нас за собой

(компас)

В поход идут и дом берут,

В котором дома не живут.

(палатка)

Он в походе очень нужен,

Он с кастрюлей очень дружен.

(котелок)

На привале нам помог,

Суп варить, картошку пек.

Для похода он хорош,

А вот в группу не возьмёшь.

(костер)

Ты кричал оно молчало

Ты молчал оно кричало

(эхо)

Ты идешь с друзьями в лес,

Он за плечи к тебе влез,

Сам идти не хочет,

Он тяжёлый очень.

(рюкзак)

Заключительная часть (5 мин)

Итог

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Что для вас оказалось самым трудным?

А где вам может пригодиться умение преодолевать различные препятствия? Вручаются диплом юных туристов. Дети уходят из зала.

Самоанализ

образовательной деятельности

Инструктор: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский походВы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку. Инструктор с детьми и родителями проводит разминку.

Инструктор: Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу. Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Придя в лес, воспитатель спрашивает: Ребята, сейчас какое время года? (Осень)Предлагаю вам поиграть с осенними листочками: Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все - листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.

В это время инструктор переодевается в старичка - Лесовичка.

Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.

Лесовик: Это я - седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Воспитатели, дети и родители: Здравствуй, Старичок - Лесовичок!

Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.

Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете!

Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.

Лесовик: сейчас проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.

Лесовик: а сейчас я проверю, как вы деревья знаете. От какого дерева этот листочек? (показывает листья дуба, клена, березы, и др.) Дети отвечают.

Лесовик: Молодцы!

Лесовик. Ну, раз так, прошу проходить в мои владения.

Разрешаю пройти в мой лес.

Только, чур, деревья и кусты не ломать,

букашек не обижать, костер не разводить!

Проходят на поляну, осматриваются.

Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды.

(Дети и родители делятся на две смешанные команды.) Придумайте команде название.

Лесовик: Молодцы первое испытание прошли успешно! Давайте играть.

1. Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?" Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походетак и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

2. Эстафета «Не урони мяч» Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по одному мячу в руках. По сигналу они должны добежать до колпачка, обогнуть его и вернуться назад, передать мяч следующему участнику и встать в конец колонны.

3. Эстафета «Преодоление препятствий». Дети преодолевают болото по «кочкам»(обручам) встречающихся на их пути.

4. Эстафета «Перетягивание каната».

5. Прыжки в парах в обруче.

6. Эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.

7. Подвижная игра«Кто соберет больше шишек в обруч!» За две минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

8. Подвижная игра«У ребят порядок строгий», дети строятся… и задаётся задание (в колонну, в круг, в шеренгу, в пары) на сигнал «На прогулку» расходятся по полянке и гуляют.

Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.

Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, (отдает корзинку яблок).

Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!

Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять

придём! Придём, ребята?

Дети: Да! До свидания, дедушка Лесовичок.

Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться! Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию.

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.

Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

ОВД:

«Легкопроходимая тропа»: (включается фон звуки природы в лесу)

1 – ходьба обычная, выпадами (в разном темпе);

2 – бег (обычный, широким шагом, узким шагом, змейкой).

«Склон»: прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной доске.

«Завалины»: проползание под ветками «поваленных деревьев», используется тренажер «Паутина», для сложности мы соединили два тренажера (можно использовать один);

Инструктор по физической культуре: Молодцы! Все замечательно справились! Следующий знак для вас новый, слушайте загадку – подсказку:

Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги.

Дети: (болото).

Инструктор по физической культуре: Правильно! Но рядом еще один знак, что он означает? (ответ детей). Да, это значит, что следующее препятствие опасно и требует особого внимания. Пройти через болото можно по кочкам, но не все кочки безопасны, поэтому, чтобы вы безопасно могли преодолеть это препятствие, я вам раздам карты, на которой стрелкой указано, на какие кочки наступать можно, а на какие нет. (Ориентировка по карте, кочки расставлены в форме математической клетки, соответственно карта нарисована на бумаге с крупной клеткой). Звучит музыкальный фон - запись с журчанием реки, кваканием лягушек.

Помощник проходит вперед и встречает детей на острове. Объясняет и помогает правильно разложить коврики.

Вот мы и добрались до острова. Давайте сейчас мы устроим привал, найдем место, где можно разводить костер (дети находят соответствующий знак на местности). Помощник объясняет правила разведения костра, а чтобы разжечь костёр, нам надо собрать хворост и поленья, девочки собирают хворост, а мальчики полена. Дети собирают и с помощником выстраивают костровую яму и складывают хворост и поленья «шалашиком». Звучит фон-запись с пением птиц.

Воспитатель: Ребята, Эдуард Александрович нам приготовил сюрприз песню под гитару (Дети поют песню «У похода есть начало» под гитару.

Инструктор по физической культуре: Ребята, нам пора собираться в обратный путь. Но сначала нам обязательно надо, правильно потушить костер (помощник объясняет и показывает), сложить пенки и правильно прикрепить к рюкзаку (дети сворачивают пенки, связывают веревочкой и прикрепляют к рюкзаку, дети работают в парах мальчик и девочка (взаимопомощь).

Следующее препятствие «Переправа».

Инструктор по физической культуре: Ребята, я хочу предложить вам вернуться домой по другому маршруту, преодолевая препятствия используя брус, на этом этапе вы должны работать очень сплоченно, аккуратно и предельно внимательно. (Дети друг за другом проходят препятствия по подгруппам, капитан команды, переставляя брус то одним то другим членам команды, пропускает своих товарищей по несколько человек, т.к. сразу все на кочке не уместятся.

Инструктор по физической культуре: Ребята, вы большие молодцы, замечательно справились со всеми заданиями и препятствиями, чем доказали всем, что вы все настоящие туристы. Мы вами очень гордимся. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы многому научились.

Воспитатель: Ребята, а что нового вы сегодня узнали и чему научились?

(Ответы детей).

Воспитатель: Скажем всем большое спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

НОД по нескольким областям: социализация, коммуникация, познание.подходит для проведения итогового занятия....

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Дружные ребята"

Занятие  разработано для детей имеющих основной глазной диагноз, который сочетается еще и с задержкой  развития психических процессов.   Занятие  обеспечивает всестороннее раз...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"

На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина"  дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....