Консультация для воспитателей «Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями»
консультация
1.Современный подход к проблеме сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги (Я.А. Коменский, Песталоцци) склонялись в пользу семьи, другие (Р. Оуэн) считали необходимостью исключительно общественное воспитание ребенка с ранних лет. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, которые свидетельствуют о том, что невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для развития личности ребёнка.
В настоящее время, для современной семьи типичным является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое ДОУ и семьёй, обеспечивает определенную системность работы организма ребёнка. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребёнка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, а деятельность более организованнее, целенаправленнее. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, дошкольнику гораздо легче овладеть установленными нормами, правилами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ МО «Центр-детский сад №118»
Консультация для воспитателей
«Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями»
подготовила: инструктор по ф.к.
Зубричева А.Г.
1.Современный подход к проблеме сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги (Я.А. Коменский, Песталоцци) склонялись в пользу семьи, другие (Р. Оуэн) считали необходимостью исключительно общественное воспитание ребенка с ранних лет. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, которые свидетельствуют о том, что невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для развития личности ребёнка.
В настоящее время, для современной семьи типичным является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое ДОУ и семьёй, обеспечивает определенную системность работы организма ребёнка. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребёнка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, а деятельность более организованнее, целенаправленнее. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, дошкольнику гораздо легче овладеть установленными нормами, правилами.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции, с помощью общения.
Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагогов с родителями, по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье.
В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.
Основной путь налаживания сотрудничества ДОУ и семьи – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и задач образования дошкольника.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества сотрудничества педагогов дошкольных учреждений с родителями неоспоримы и многочисленны.
1. Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных).
2. Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
3. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны.
4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытости дошкольного учреждения: он должен стать открытой системой.
Придать ДОУ «открытость внутрь», значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) возникла личная готовность открыть себя в какой - то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Он вызывает родителей на доверительное общение. Родители, наблюдая воспитательно – образовательный процесс «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей и тогда, вместо претензий, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это и есть первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, семьи заимствуют наиболее удачные приёмы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
Таким образом, в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, и точно знают, что её успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.
- Особенности организации сотрудничества детского сада и семьи.
При организации сотрудничества ДОУ и семьи необходимо соблюдать определенные условия:
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Эту цель можно реализовать через следующие задачи:
- Воспитание уважения к детству и родительству;
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого – педагогической компетентности родителей;
- Оказание профессиональной помощи родителям дошкольников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- Использование различных форм сотрудничества и совместного творчества в работе с родителями, в соответствии с индивидуально – дифференцированным подходом к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
- Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатели.
Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Какие же существуют инновационные формы сотрудничества воспитателей с родителями в настоящее время?
Коллективные
Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей);
В отличии от родительских собраний, в основе которых лежит назидательно – поучительная форма общения, клуб строится на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных способов помощи ребёнку.
На заседаниях семейного клуба можно использовать разнообразные формы взаимодействия родителей и педагогических сотрудников в вопросах повышения педагогической культуры. Это может быть круглый стол; родительские конференции; мини – собрания; вечера «вопросов и ответов»; коммуникативные игры; деловые игры; устные справочники; родительские тренинги; выставки и презентации по узким направлениям и т.п.
На современных встречах в семейном клубе, за «круглым столом», во время дискуссии, родители имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Такая форма организации сотрудничества педагогов с родителями в вопросах воспитания, позволяет каждому из участников высказать своё мнение и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Одной из форм повышения педагогической культуры является родительская конференция, ценность которой заключается в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На таких конференциях выступают педагоги, работники образования, учителя, педагоги – психологи и т.д. Происходит большой обмен семейного опыта воспитания и развития ребёнка.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, которые разделяют ее позицию. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. В процессе изучается и передается опыт семейного воспитания.
Родительские тренинги, (тренинговые игровые упражнения и задания), помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные, конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров «вопросов и ответов». Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.
Для повышения активности родителей должны применяться методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, облегчают запоминание сути бесед и создают доброжелательный настрой, позволяющие вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями.
Индивидуальные
Это могут быть индивидуальные консультации по вопросам воспитания и развития. «Почтовый ящик» - специальный банк вопросов о проблемах развития, телефон доверия, беседы, консультации по вопросам развития ребенка, поручения родителям и др. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретными советы.
Индивидуальной, нетрадиционной формой взаимодействия является приобщение родителей к жизни детского сада: дни открытых дверей, участие родителей в продуктивных видах деятельности в процессе НОД, совместно с детьми.
Использование видеозаписи – имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей. Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.
Привлечение родителей к участию в педагогических советах и семинарах ДОУ – родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.
Совместное оформление альбомов, игр, пособий.
Наглядно информационные
К наглядно – информационным формам работы относятся: сайт ДОУ, информационные проспекты для родителей; организация открытых просмотров НОД и других видов деятельности; выпуск газет, организация мини - библиотек по данной теме и др.
Эти формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами развития детей в условиях ДОУ. Они позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы воспитания в семье, объективнее увидеть деятельность воспитателя в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему:"Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей"
В консультации даётся обзор форм сотрудничества ДОУ с семьёй: традиционные и нетрадиционные родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, ф...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
"Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями"
Данный материал направлен на урегулирование отношений между педагогами и родителями воспитанников....
Консультация для воспитателей "Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Вопросы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей детского сада»
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ и музыкальным руководителям....
Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с гиперактивными детьми
Существует различное мнение о причине возникновения гиперактивности - это могут быть генетические факторы, родовые травмы, особенности строения и функционирования головного мозга, инфекционные заболев...
Консультация для воспитателей « Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми »
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых....